# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

«Это есть Это…» // «Петрушка Великий»

Авторская колонка завлита Екатеринбургского театра кукол Марии Зыряновой

«Все либо то, либо не то» 

Большой театральный фестиваль всегда дает возможность услышать прекрасное разноголосье творцов, каждый из которых в конечном счете всегда рассказывает историю о человеке в любви или в смерти.

Спектакль «Мама и я» Ульяновского театра кукол посвящен рождению жизни и безусловной любви между матерью и ребенком. Мы видим путешествие длинною в один долгий день, во время которого главный герой – Лисенок – пытается разобраться в том, что значит любить и быть любимым. Несмотря на то, что спектакль адресован малышам, авторы не боятся говорить со своими очень юными зрителями на вполне взрослом языке. Любопытный Лисенок встречает на своем пути прожорливую эгоистичную крысу, хозяйственных муравьев, романтичных голубей, барсучиху, чрезмерно тревожащуюся за свое чадо. И каждый раз он понимает, что такая «любовь» – не то. Действуя методом от противного, он находит свой ответ, успевает испытать зарождение, кажется, той самой любви в себе и возвращается в материнские объятия, которые, если верить Екатерине Ложкиной-Белевич и Марине Завьяловой, всегда – то. 

«Мы говорим: Бог дунул»

«Наперекор ветру» французского театра «Des Fourmis dans la Lanterne» из города Лилль поднял тему свободы и самовыражения человека. Конкурсный показ спектакля прошел в режиме онлайн при поддержке Французского института в России и Альянс Франсез — Екатеринбург. Создатели и исполнители этой филигранной работы — Пьер-Ив Гинэ и Йоанель Стратман показали пример высочайшего уровня кукловождения. А художественное решение пространства и самих кукол поражает метафоричностью и простотой.  Авторы спектакля используют белую бумагу и как материал для выстраивания мира, и как предмет, способный шуршать, рваться, сминаться, служить полем для рисования. Белая бумага становится очень красноречивой, передающей смыслы о несвободе внешней и свободе внутренней, о стремлении выйти за границы привычно «безопасного», стерильного мира, о потенциальной возможности каждого творить в тех цветах и формах, в каких видится и желается.

«И нам неоткуда выйти и некуда прийти»

Однако мир тотальной несвободы нагнал зрителей на спектакле «Егоркина былина». Режиссер Руслан Кудашов и художник Марина Завьялова оживили самую длинную песню Александра Башлачева. На сцене мир отторгающий, терзающий, пожирающий человека. Здесь нет ни веры, ни надежды, ни любви. Кудашов мастерски разложил песню, изначально исполняемую одним человеком, на голоса-образы. Мы видим хоры монахинь, собутыльников, радио-телевидения; истлевающую от своей порочности Цыганку, безумного Шута; смерть, ласково именуемую «Снежной бабушкой», и, конечно же, самого Егорку. Он завис между землей и небом. Он страдает каждое мгновение: земная жизнь своими дарами не приносит радости, жизнь небесная – недоступная. Герой точно в чистилище и нет ему выхода. И зрителю жесткочестные авторы спектакля из этого тотального ужаса выхода тоже не указывают. Напротив: они умело затягивают свидетелей страстей и страданий Егорки в его «былинное» пространство. К финалу и в теле, и в сердце точно после спирта в глотке – дышать невозможно.

«Мы спросили: где? Нам пропели: тут»

Но фестивальная полифоничность все ж дала зрителям возможность для следующего вдоха-выдоха. Спектакль «Хармс» Екатеринбургского театра кукол стал достойным завершением долгих пяти дней. Это встреча с многоликим, многоименным  чудотворцем, адресованная авторами как детям, так и взрослым. Тут найдется всё: и смешные стихотворные нелепицы, и дневниковые заметки, и рассказы, и записки друзьям-товарищам. Грамотно прописанная инсценировка знакомит зрителей с диапазоном причудливого таланта чудотворца. На сцене удивительный мир, наполненный людьми из прошлого - они все точно сошли со старых черно-белых фотографий и, так и не получив цвет, принялись суматошно заселять предложенное пространство, обрамленное довоенными журналами «Чиж» и «Ёж». Хармсовские персонажи, в прочтении авторов спектакля, не стремятся быть предельно понятными зрителю, но они все время взаимодействуют со своим создателем, помогают больше узнать о нем самом (или хотя бы почувствовать). И здесь, конечно нельзя не отметить блистательную работу актера Александра Шишкина, сумевшего сыграть заглавную роль ни через портретное сходство, но через очень точную внутреннюю настройку на хармсовскую частоту звучания. Несмотря на очевидную трагичность главного героя, авторы оставляют возможность для света, который прорывается к нам через время песней Евгения Серзина, шепотом  напевающего хармсовское: «Это есть Это. /То есть То./ Все либо то, либо не то./ Что не то и не это, то не это и не то…»

Автор - Мария Зырянова, фотографии Евгении Плясуновой

Вас также могут заинтересовать