Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Танец как кульминация жизни

Современный танец всегда словно только что рожденное дитя. В нем чистая геометрия движений и прозрачность чувственной основы. Это дитя старению не подвластно, несмотря на прожитые 10, 20, 30, сколько угодно лет. Танцевальные компании, обретая мудрость формы, сохраняют при этом свой свежий ритмический рисунок, от того не перестают быть востребованными, острыми, актуальными. Один из лучших российских коллективов в нише Contemporary dance – Екатеринбургский ТанцТеатр 20 ноября отметил свое тридцатилетие.

«Мир танца – мир, в котором есть ум, красота, любовь. Здесь хочется остаться и жить. Что невозможно, ведь этот Эдем давно утрачен. И только вы позволяете нам на короткое время сюда возвращаться. Спасибо за эту радость. Пусть судьба вас хранит и дальше!».

Так словами благодарности в адрес филиала балетной труппы «ТанцТеатр» (филиала Инновационного культурного центра - прим.ред.) открыл юбилейный вечер заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко. В качестве подарка от регионального министерства театру был презентован денежный сертификат. 

Были отмечены почетным дипломом министерства за значительные достижения в сфере культуры и искусства на территории Свердловской области ТанцТеатр; поздравительным адресом министра культуры региона – художественный руководитель ТанцТеатра Олег Петров и благодарственными письмами главы министерства –заслуженный артист РФ, главный балетмейстер театра Андрей Парышев, репетитор по балету заслуженная артистка России Наталия Гордиенко, артисты балета Анна Краснова и Максим Голованов.

Обращаясь к истории, вспомним, что с начала своего пути, с 1990 года компания несколько раз меняла имена («Пируэт», «Балет плюс», «Институт танца»), словно с каждым следующим наречением она вдыхала глоток свежего воздуха, выходила на новый виток развития. Так или иначе, но все три десятилетия ТанцТеатр следовал своей философии, которую когда-то облек в слова Поль Валери, которой следовал все эти годы и художественный руководитель театра Олег Петров:

«Наше движение всегда имеет цель. Совсем иное дело – танец. Разумеется, он тоже представляет собой определенную систему действий, но назначение этих действий — в них же самих. Он ни к чему не направлен. И ежели он преследует какую-то цель, то это лишь цель идеальная, некое состояние, некий восторг, — призрак цветка, кульминация жизни, улыбка, которая, наконец, проступает на лице у того, кто заклинал о ней пустое пространство».

Именно такое пониманием танца – независимое, самобытное, увлекающее зрителя в осмысление, – продемонстрировала труппа и в юбилейный вечер. На Новой сцене театра музыкальной комедии гостям представилась возможность увидеть последнее творение компании «Шопен. Carte Blanche», постановку, выдвинутую в нынешнем году на премию «Золотая маска». Хореограф спектакля Кристин Ассид создала оду красоте движений, элегию для их философского осмысления. Каждый зритель волен увидеть свою картину, пройти через иные переживания, найти собственный смысл, расшифровав танцевальный контекст в соответствии с личным прочтением.

«Здесь нет совершенно никаких исторических и биографических привязок к жизни Фредерика Шопена, как могло показаться некоторым московским критикам, – пояснил Олег Алексеевич Петров. – В спектакле мы погружаемся в два культурных пространства: современный танец и музыку Шопена. При всей полиритмичности спектакля, при его многослойности, у Кристин получилось удивительно цельное зрелище. В постановке есть центр притяжения, к которому все постоянно стремится».

Кристин Асид выбрала для спектакля различные интерпретации исполнения произведений Шопена. Замечу, выбор потрясающий – истинное наслаждение видеть прекрасную хореографию не под случайное исполнение, но вместе с прочувствованием Николая Луганского, Соль Габетты, Евгения Кисина, Кристиана Цимермана, etc.

Зрителю дана доверительная пустая карта. Полномочия его не ограничены. Ни в понимании шопеновских прелюдий и ноктюрнов, ни в толковании лаконичных движений, невероятная сложность которых угадывается лишь по напряжению мышц и едва заметному блеску на спинах танцовщиков. Это спектакль-ожидание, спектакль-надежда с сильнейшими эмоциональными подъемами, отраженными в синергии танцевального и музыкального рисунков. Завершение постановки видится отчаянным всплеском. Открытое и, даже, сопровождаемое пугающими выкриками самих танцовщиков под «Революционный» опус Шопена (оп.10, № 12) окончательно вскрывает все накопленные переживания и мысли.

ТанцТеатр находится в постоянном поиске свежих решений. Именно по этой причине компания работает с хореографами, виртуозно владеющими синтаксисом хореографии, умеющими открыто провозглашать смелые, современные тезисы. За годы своего существования компания представила зрителю успешные коллаборации с мастерами сцены: Карин Сапортой, Палом Френаком, Гаэлем Доменжером, Фабио Лопезом, Балашем Баранеем, Аттилой Гергейи. Приоткрывая планы на будущее, художественный руководитель театра рассказал, что сегодня театр ведет переговоры о сотрудничестве с перспективным молодым постановщиком Эрнестом Нургали, ставшим победителем на недавнем Фестивале Context Дианы Вишневой. Ну а пока нам, зрителям, остается ждать рождения новых, смелых постановок в ближайшей перспективе и пожелать ТанцТеатру вечной молодости на сцене.

Текст Ксении Шейнис, фотографии Кирилла Дедюхина / Культура-Урала.РФ
23.11.2020

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу