Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

«Провинциальные танцы»: проект «345»

Информационный портал «Культура-Урала.РФ» продолжает серию публикаций о спектаклях свердловских театров, номинированных в этом году на главную театральную награду страны - «Золотую Маску-2021». Сегодня речь пойдет о двух спектаклях театра современной хореографии «Провинциальные танцы» - «Личность» и «Сердце на его рукаве» из проекта «345», выдвинутых на «Золотую Маску». Заметим, что на сегодняшний день у «Провинциальных танцев» в активе шесть «масок» и в общей сложности 19 номинаций, включая семь номинаций этого года.

17 марта на сцене Театра на Таганке будут представлены три одноактных спектакля интернационального проекта «345» - «Личность» швейцарского хореографа Йозефа Трефели, «Сердце на его рукаве» в постановке тандема хореографов Дора Мамалиа и Дариуша Новака и «Свободу статуе!» екатеринбургских постановщиков Анны Щеклеиной и Александра Фролова. Проект «345» (три спектакля пяти хореографов из России, Польши, Швейцарии и Израиля) был задуман театром для привлечения к постановочному процессу молодых, но уже заявивших о себе хореографов. Для них это была бы прекрасная возможность поработать с профессиональной труппой международного класса и поставить спектакль, который вошел бы в постоянную афишу театра. А для самих «провинциалов» - посмотреть, чем живет современный танец сегодня, какие идеи волнуют молодых хореографов. Отбор авторов проходил на конкурсной основе, заявки рассматривал экспертный совет, в который вошли театральные критики, маститые хореографы и, собственно, руководство театра.

Спектакль «Личность» Йозефа Трефели выдвинут в номинациях «Лучший спектакль современного танца», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа» (Йозеф Трефели), «Лучшая работа художника по свету» (Максим Сергачев) и за лучшую мужскую роль номинированы Антон Шмаков и Михаил Лескин.

«Сердце на его рукаве» хореографов Дора Мамалиа (Израиль) и Дариуша Новака (Польша) претендует на премию в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая работа балетмейстера-хореографа».

Танцовщик «Провинциальных танцев» Антон Шмаков работает в двух этих спектаклях:

«Для меня это абсолютно разные постановки визуально. И построены они на совершенно разных физических задачах и технике исполнения. Это можно сравнить с разными течениями в живописи, «Личность» и «Сердце на его рукаве» - это как, допустим, кубизм и импрессионизм. В «Личности» каждый танцовщик выступал со-автором с постановщиком, мы танцуем каждый свою личность. По-английски спектакль ведь называется не «Personality» или «Individual», а «Ipseity» - то есть это личность, которая проявляется во взаимоотношениях с окружающими. Главная идея в «Личности» была именно в том, чтобы выразить свою индивидуальность во взаимодействии друг с другом, здесь каждый играет себя. И даже слово «играет» не совсем подходящее, скорее - проживает, выражает, присутствует».

Критик Наталья Курюмова для «Петербургского театрального журнала»:

«Дор Мамалия и Дариуш Новак уже известны в России: в 2018 году они были гостями фестиваля Open Look с мастер-классами и пронзительной работой «Внутри меня, видишь». Благородный пафос их постановки, редкий во времена двойных кодов и самоиронии, подпитывался открытой эмоциональностью романтической музыки XIX в. «Сердце на его рукаве», где свободно «льющиеся» под ноктюрн Шопена тела семи танцовщиков становятся визуализацией музыкальной агогики и нюансов, не стала исключением. Постоянное «перетекание», словно ртуть, одного тела в другое; мягкие перекаты танцовщиков на полу, переходящие в плавные полеты над сценой в руках товарищей, делают весь ансамбль подобным единой органичной субстанции. На несколько мгновений каждый становится центром, «притягивающим» нежные касания и взгляды остальных танцовщиков. Постепенно тактильные контакты становятся все более настойчивыми и агрессивными; группы, сосредоточенные вокруг того или иного тела, начинают напоминать иконические мизансцены мученичества Христа… Любовь жертвенна и связана с болью: таков вывод.

В отличие от авторов первой работы, швейцарец Йозеф Трефели незнаком русскому зрителю. Открытие этого автора – один из бонусов премьеры. А еще один – открытие новых аспектов в индивидуальности танцовщиков: хореограф предложил исполнителям совместное творчество, они с этим убедительно справились. …Луч света выхватывает из темноты стайку молодых людей в пестрых летних одеждах, вопреки своему беззаботному виду - неулыбчивых. Рефреном спектакля становится их киборго-подобное движение по периметру сцены: они замирают в агрессивно-эксцентричных позах – и вновь продолжают движение. Время от времени каждый пытается отделиться от «масс» и, нарушая условность «четвертой стены», напрямую «предъявить себя» зрителю. Жестикулируя в духе циркового лицедея, персонаж Михаила Лескина отчаянно привлекает внимание кого-то из зала. Любуясь собой, он демонстрирует воображаемые бицепсы-трицепсы и самые невероятные позы. Стремясь «перетянуть одеяло на себя», «соперник-буффон» (придуманный Антоном Шмаковым) неожиданно вступает в этот, вызывающий взрывы хохота, мимический поединок».

Постоянный зритель «Провинциальных танцев», продюсер клуба «EverJazz» Алексей Глазырин:

«Любой спектакль театра - подарок зрителю. Премьер ждёшь, пересматриваешь по нескольку раз, подолгу потом смакуя сохранившиеся внутри тебя ощущения и переживания. «Сердце на его рукаве» и «Личность» - спектакли экспериментальные даже для этого, вовсе нетрадиционного театра. Приглашенные постановщики, активная роль каждого танцовщика в постановке, откровенное высказывание на очень личностные темы. Привычная уже ориентация на сказочный или литературный сюжет отсутствует в этих хореографических «новеллах». От начала до конца это своего рода чисто пластическое высказывание на психологическую, экзистенциальную проблему. Очень различные по своему языку и ритму – два спектакля являют собою завершенное диалогическое высказывание. О самостоятельности человека, о праве на индивидуальность, о взаимодействии людей между собою. «Сердце» – более прямолинейное, бьющее зрителя под дых, очевидно говорящее об опыте утрат, страданий и боли. При этом светлый, чуть ли не оптимистичный финал. «Личность», напротив, очень условное высказывание, субъективное для каждого танцовщика на сцене. Сквозь конвейерное, шаблонное повторение действий прорываются индивидуальность и собственные припоминания. И хотя опытные и молодые дарования театра попали в незнакомые руки хореографов – поляка Дариуша Новака, израильтянина Дора Мамалиа и швейцарца Йозефа Трефели – «Провинциальные танцы» не обманули в главном. По-прежнему можно наслаждаться почти графичной пластикой каждого в отдельности и живописными великолепными ансамблевыми сценами».

Материал Ирины Киселевой, фотографии со страницы театра в социальной сети «ВКонтакте» (авторы - Глеб Махнёв, Дарья Попова).

11.03.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу