Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Театр музыки, драмы и комедии Новоуральска: «Серебряное копытце», «Эксперимент»

Два спектакля Театра музыки, драмы и комедии из Новоуральска номинированы на Национальную театральную премию «Золотая Маска-2021». 15 марта на сцене Театра им. А.С.Пушкина будет представлен музыкальный спектакль «Серебряное копытце» по мотивам сказов Бажова, а 16 марта на той же площадке - музыкально-литературная постановка «Широта», выдвинутая в номинации «Эксперимент».

Мюзикл «Серебряное копытце» получил сразу 8 номинаций - «Лучший спектакль в оперетте-мюзикле», работа дирижера (Евгения Решетникова), работа режиссера (Анастасия Старцева), работа художника (Мария Скобелева), работа художника по костюмам (Мария Скобелева), работа художника по свету (Антон Ежов), а также две актерские номинации - Владимир Розин отмечен за роль Деда Коковани, а Анна Костарева за роль Даренки.

Дед Кокованя рассказывает здесь истории: про Великого Полоза, про Огневушку-Поскакушку да про Серебряное копытце - волшебного козлика, который только честным людям является, а за добрый поступок покажет и вовсе расчудесное чудо – топнет ножкой, да рассыплет по снегу драгоценные каменья.

Анастасия Старцева, режиссер-постановщик спектакля:

«Сказ Павла Бажова «Серебряное копытце» прежде всего проза, замечательный текст, предназначенный для чтения. Как перенести его на сцену, - вот что вызвало затруднение. Пришлось перелопатить кучу инсценировок, но все они показались далеки от моего ощущения Урала и самого автора. Потому было решено пробовать самим создавать сценическую версию этого произведения. Работая над постановкой, мы испытывали такую легкость и такое понимание друг друга. Возникло общее движение и ощущение, что вот он наш спектакль, проникнутый художественным миром Бажова».

Евгения Решетникова – дирижер-постановщик спектакля:

«Была идея создать уютный детский спектакль, где будет звучать русская народная музыка акапельно. Артисты хора создают звуковое наполнение спектакля – скрипит колодезная цепь, цокает копытами лошадка. Это получилось… хорошо! Для детей, чьи уши с рождения переполнены громкими звуками электронного мира, – этот спектакль, как мамина колыбельная, звучит понятно и правильно».

«Серебряное копытце» - спектакль гротескный, волшебный и сказочный. Здесь и ширмочный кукольный театр на ярмарке, и легкие сны под колыбельную матери, и страшные песни зимних бесов в завьюженной тайге, и сказочный фонарь, и плетеные куколки-обереги.

Театровед, оперный обозреватель Александр Матусевич:

«Фольклорная основа – сама суть и самое ценное в спектакле. Разномастье народной музыки, колоритный уральский говор персонажей, акапельное преимущественно звучание, когда хоровой ансамбль выполняет фактически функцию и хора, и оркестра, обрядовые пляски, главным образом хороводные, простая, но яркая сценография в лубочном стиле, контрастный выразительный свет, магическая видеопроекция – все вместе работает на создание атмосферы ярмарочного балаганного театра-интерактива, где публика – не просто внимает, но активно участвует в действе. И дело не только в том, что забавные большеголовые кошки-мурёнки периодически выходят в зал и любезничают с малышами – от спектакля Анастасии Старцевой идет такой мощный энергетический выплеск, такой заряд, что в водоворот этой народной притчи-мистерии оказываются вовлеченными все, присутствующие в зале, от мала до велика. Ну а когда на сцене появляется огромный, светящийся изнутри олень с ветвистыми рогами – тут уж восторг у зрителей полный: чудо!»

Ольга Якут, зритель:

«Спектакль завораживает с первых минут, вовлекая в действие на сцене. Музыка, костюмы, музыкальные эффекты, хор, танец, актеры! Как будто читаешь сказку заново и веришь в чудо, веришь в Серебряное копытце. Улыбка после спектакля! Браво! Спасибо!».

В основе экспериментального, метамодерного музыкально-литературного действа «Широта» - современный фольклор, анонимные истории из интернета. Как сообщают его создатели, «русская широта – это бесконечная уходящая вдаль дорога и широкая лесная поляна, беспредельное поле и бескрайняя водная гладь. Согласно академику Дмитрию Лихачеву широта, пустота и безграничность вместе составляют несущую конструкцию русского кода». И на протяжении спектакля постепенно – по атомам, по первоэлементам, слово за словом, история за историей – складывается и проявляется музыкальный и литературный русский код.

Александр Артемов, режиссер:

«Широта» – это медленная сборка или даже медленное собирание – инструмент за инструментом, слово за словом, история за историей – медленное собирание новой русской целостности, ожидание ее прихода, который, возможно, произойдет на наших глазах».

Действо построено на антитезе с «Прощальной симфонией» Йозефа Гайдна: там, в последней части музыканты, по очереди сворачивая музыкальные темы своих инструментов, покидают сцену со свечами в руках, пока не останется ничего кроме пустоты и тишины. В спектакле новоуральского театра оркестранты выходят по одному, на пустую сцену, собираясь в единый оркестр. И ведут - каждый свою - музыкальные партии, сливающиеся к финалу и образующие гимн «Широте».

Татьяна Белова, эксперт национальной театральной премии «Золотая маска»:

«Режиссер Александр Артемов в своих спектаклях последовательно и не первый год превращает в музыку то, что по привычке музыкой не кажется (композитор - Настасья Хрущева). Буквы алфавита, намертво засевшие в памяти цепочки фраз и старых ритмов, обрывки случайно услышанных в транспорте разговоров – любой сор может обернуться сокровищем. Преодоление обыденности и узости мышления – один из сюжетов «Широты». В новом сочинении аранжированы и переосмыслены не только житейские истории с просторов интернет-форумов: в переплавку идет и жанр парадного советского пения, и официальные идиомы типа «родных просторов», и сами эти просторы, родные без кавычек, огромные уральские расстояния. Из этой двойственности – размаха и мелочей, фольклорной обезличенности и личных интонаций – соткан спектакль. Его главные герои – музыканты, поочередно выходящие через зал на сцену, пока симфонический оркестр театра не соберется в полном составе, и медленное движение, фиксированные позы, обмены взглядами создают линии напряженности поверх и за пределами историй, рассказанных их голосами. Голоса эти звучат в записи и принадлежат уже не лично артистам оркестра, а спектаклю в целом. И когда все отведенное людям пространство заполнено, широта их общности выходит за пределы простой кумулятивности, перерождается, взрывается официальной, музыкально формализованной декларацией для хора и оркестра. В бодром рефрене завершающей спектакль кантаты «Ша! – Широта!» слышится одновременно удаль и призыв ее обуздать, по возможности – самостоятельно. И, начиная ему невольно подпевать, отчетливо осознаешь, в чем разница между страной и государством».

Постановка, как сообщают в театре, была создана за 7 дней в рамках творческой лаборатории проекта «Театр Наций - театрам атомных городов» (программа «Территория культуры Росатома»).

Материал Ирины Киселевой. Благодарим за помощь в создании текста пресс-службу Новоуральского театра музыки, драмы и комедии.

15.03.2021

 

 

 

также смотрите вернуться к разделу