Обзор литературы уральских авторов Алексея Сальникова и Ольги Славниковой
Обзор литературы уральских авторов Алексея Сальникова и Ольги Славниковой
«…………», – равнодушно подумалось Петрову.
Впервые роман был опубликован в 2016 году. Тогда ничего не предвещало пандемий, а с эпидемиями мы привычно справлялись.
« - От чего умер ваш сосед? – от гриппа! – ну, это не страшно!» - милый анекдот со времен советского пространства.
Все мы умеем по медицинским справочникам и литературным произведениям, особенно классическим, ставить себе и обществу диагнозы и жить с ними. С удовольствием обнаруживаем вековые параллели с происходящим сейчас. И соглашаемся с тем, что «книга, без всякого бензина и электричества, просто лежа на столе, имеет почти неисчерпаемый ресурс информативности». Пусть сегодня на вашем столе окажется современная «народная» книга-справочник «Петровы в гриппе и вокруг него», которая стала классикой… уральского (или уже российского, судя по популярности романа) провинциального быта. «Мама, мы все тяжело больны…» - рефрен дня. На фоне хорошо известных автохтонных реалий: книг Владислава Крапивина, трамвайных и троллейбусных маршрутов юности, улиц, парков, театров, подъездов с кофейными банками для окурков разворачивается романное «действие бездействия». И вспоминается студенчество, общага, колхоз – волшебная таблетка «аспирин семьдесят девятого года выпуска» – одновременно от головы и от поноса. И выпивающий друг детства…конечно, талантливый, конечно, неудачник, но к которому и сегодня можно зайти кухонные разговоры разговаривать до бесконечности бытия и бутылки, а заодно спасти его и себя от вечной ненависти к жизни, уберечь от самоубийства, обещая ему последний выстрел, а слова и записки передать по назначению. В романе этот выстрел прозвучит. Как избавление от дружбы.
Да, в романе рядом с абсолютно узнаваемыми реалиями соседствует чувство нереальности. Жена Петрова, кроткая библиотекарша, с постоянным желанием зарезать неприятных ей мужчин. Монстр из ужастика? Бросьте! Отличная метафора внутреннего ада при постоянной необходимости выглядеть приличным человеком и соответствовать принятым критериям затянувшегося безумия. Тем более, что страшный замысел убийства оканчивается кровью из носа. Так мироздание сохраняет нас по мелочам – кто-то отвлек, насмешил и… отвел беду. В общем, именно об этом весь роман.
Для позитивного завершения процитирую любимые строчки: «родители растили его только для того, чтобы он зачал им внука, если бы внука можно было получить как-нибудь опосредованно, избегнув возни с самим Петровым, – родители бы с удовольствием последовали этому рецепту.» Есть согласные со мной и Петровым? Ну, вот и будем продолжать жить и справляться со всеми трудностями ради будущих поколений всех фамилий.
Если после всех предыдущих слов я скажу вам о хорошем авторcком языке, доброй иронии в этой книге, о милых семейных моментах, то вам придется мне просто поверить. Как библиотекарше.
P.S. для начала или продолжения знакомства с автором можно посмотреть запись в Литературном архиве Белинки, Алексей читает не про грипп, но такое же прекрасное.
«Плохо, если у человека есть талант; плохо вдвойне, если талант растет, замещает собой ординарные, простым питанием занятые ткани: вычти талант, и от человека останется огрызок, а то и вовсе дыра.»
Говорят, что все мы обладаем способностями и талантами – одни пишут, другие слушают, иные мастерски жарят котлеты и делают операции и т.д. И у каждого в жизни случается эпизод, когда наш талант расходуется не на того человека, не в тот момент, и ломается жизнь, и гаснет огонек или затухает большой костер. Не сдаваться. Это о характере. А значит, эту книгу нужно прочитать в тот самый момент. Сейчас, когда прошлый год сломал столько жизней и судеб, прочитать сейчас, чтобы срослось…
Это очень тяжелая книга. Догадываться ни о чем не нужно, все будет сказано откровенно и доходчиво. Тема инвалидности, тема людей с ограниченными возможностями, на самом деле, тема несоответствия некоему «золотому» стандарту времени, когда все должны быть лидерами, победителями, брендами. Инвалидность главного героя - фон на целых 15 лет жизни. Если ты идешь на осознанную (ли?) жертву ради кого-то, то значит ли это, что человек перед тобой в долгу? Спортсмен с феноменальным талантом прыгуна Олег Ведерников спасает мальчишку, лишается ног, но это был тот самый прыжок – победный, олимпийского метража. Став инвалидом, берет на себя (на себя ли?) опеку за спасенную жизнь, а Женечка, в последствие, оказывается дрянным человеком, «негодяйчиком», от которого надо бы спасать мир. Книга о толерантности и об эффекте бабочки. Книга о том, что близкие не всегда готовы ценить подвиг, герой часто становится обузой и родной матери в том числе. Красивая история о жертвенности оборачивается и другой стороной –правдой «негодяйчика»: спаситель – молодой, обеспеченный человек, сидит дома и распоряжается твоей жизнью, вернув, но присвоив ее себе. Конечно, есть в романе и женщина. Кира. Иногда кажется, что в романе есть только она одна – для противопоставления и Олегу, и Женечке, для укора иным персонажам, для поддержания сюжета и коммерческого образа звезды вау-позитива и жизнелюбия для социальных сетей, ну, и спортивной поддержки читателя. Потому что эта вечная щедрая и сильная женщина оказывается не с теми, ради кого нужно бы совершать подвиги, но она-то точно не сдается, некогда.
Текст Елены Гармс.
смотрите такжевернуться к разделу