Легенды и мифы уральской земли

За три недели до наступления 2022 года, объявленного в стране годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов, ансамбль танца «Улыбка» представил премьерную программу - TRAVEL DANCING ШОУ «Легенды земли уральской». 

Яркое динамичное зрелище – танцевальное путешествие во глубину Уральских гор, откуда пошли все богатства нашей земли. Путешествие вдоль могучих уральских рек, по берегам которых селились коренные народы. Путешествие по ярмаркам и торжкам, куда съезжался торговый люд с далеких и ближних краев и, очарованный красотой Урала, оставался здесь, пускал корни.

Вдохновляющий пролог – оживающая гора, состоящая из камней и камушков, вековых глыб и мелкого песка, символизирующая силу и единство Урала, края, где живут представители более 160 национальностей, хранящих традиции своих предков и называющие себя уральцами.

Над проектом работали несколько хореографов – Геннадий Минх, Наталья Лысцова, Сергей Смирнов, Ашот Назаретян, постановки которых объединила в танцевальную сюиту автор идеи проекта и художественный руководитель «Улыбки» Ольга Журавлёва. С многоцветием и скоростью калейдоскопа вспыхивали на сцене мордовский, башкирский, удмуртский, русский, казачий, армянский танец. Каждый – особенный, каждый – заметный, ни один не перепутаешь. Разные по жанру, по настроению, по назначению они – часть традиционной культуры народов. Более сотни костюмов, придуманных и изготовленных главным художником Детской филармонии Оксаной Бакеркиной – особая гордость программы. Кокошники, калфаки, кичи, сороки, буреки, тухьи, панго... Заковыристые названия головных уборов мордвы, чувашей, башкир, татар, русских – обязательная составляющая национального костюма. Момент идентичности. Предмет любви и гордости за свою непохожесть. Элемент сакральности – хранимый, почитаемый и передаваемый через поколения.

«Конечно, присутствует элемент стилизации. Это всё-таки сценический костюм. Но они максимально аутентичны в цветовой и орнаментальной гамме, в композиционном решении, даже в использовании каких-то деталей отделки», – говорит Оксана Бакеркина.

Татарские сапоги, например, расписаны в технике, имитирующей кожаную инкрустацию, на фартуках – традиционная тамбурная вышивка. Щедро использована пестрядь (ткань с особым переплетением нитей), популярная у многих народов, жаккардовая тесьма, хлопковое кружево (подчас – старинное), много ручной вышивки, аппликации, настоящие монетки, без которых невозможно представить монисто.

Полтора часа сценического действия, в котором задействован весь концертный состав «Улыбки», почти сто человек – от малышей, выходящих в свирельных хороводах, до почти выпускников – статных, сильных, красивых в каждом танце. Они не просто в стремительном темпе переодевают костюмы, они успевают и что-то поменять внутри себя, становясь на время танца «другим», меняя движения рук, особенности взгляда, повороты головы, пластику тела, принятые у марийцев, грузин, мордвы, татар…  

Финал – стремительная, огненная, лихая «Уральская Семёра». Обычно ее танцуют семь человек, «вспоминая» уральские деревенские гуляния, где затейник буквально загонял молодых в танце, стремясь показать их удаль и выносливость. Все это было и на сей раз. Только «Семёра» (от слова «семь») превратилась в огромный многонациональный пляс: смешались в замысловатых русских движениях чуваши и грузины, марийцы и татары, большие и маленькие, парни и девчонки. Наверное, и раньше так бывало...

Мощная, звонкая, жизнеутверждающая точка. Концерт окончен. Но TRAVEL DANCING ШОУ продолжается!

Материал Наталии Подкорытовой для Культура-Урала.РФ. Фотографии предоставлены автором.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл