Для того чтобы сделать портал «Культура-Урала.РФ» удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Баху посвящается-2

О концертах музыкального фестиваля Bach-fest в филармонии

Баху посвящается-2

О концертах музыкального фестиваля Bach-fest в филармонии

Культура Урала | Почитать | Частное мнение

В Свердловской филармонии завершился Баховский фестиваль, девять концертов которого состоялись в марте. Для темы этого года – «Бах и французская музыка» – пришлось внезапно «переключить регистры», и она прозвучала исключительно в российском исполнении. Впрочем, это позволило слушателям познакомиться с отечественными музыкантами, которых они не часто слышали или совсем не видели на сцене нашей филармонии.

Так, в преддверии дня рождения Баха, 20 марта прошел «Парад органистов», в котором участвовали представители из четырех городов: Наталья Гольфарб (Саратов), Иван Царев (Москва), Евгений Авраменко (Калининград) и Елизавета Бородаева (Санкт-Петербург). Наряду с произведениями Баха в их исполнении прозвучали сочинения Луи Маршана (что стало «приветом»-напоминанием о несостоявшемся музыкальном состязании между известным французом и немецким композитором), Сезара Франка (1822–1890) и Луи Вьерна (1870–1937). И хотя речь не шла о соревновании, невольно напрашивались сравнения и композиторов, и, конечно, органистов. Но, чтобы оно было не столь очевидным, филармония сделала замечательный «отвлекающий маневр», а если серьезно – настоящий подарок для слушателей, поставив перед сценой большой экран, на котором транслировалась игра музыкантов.

Обычно в поле нашего зрения лишь спина органиста. Здесь же появилась возможность «увидеть музыку» крупным планом. Допустим, бегающие по клавиатуре пальцы для нас вполне привычны, игра на разных мануалах – уже любопытнее, а вот виртуозные пассажи ногами на педальной клавиатуре – зрелище весьма впечатляющее. И все-таки, не картинкой единой привлек этот концерт. Несомненна была его художественная составляющая. Участники «парада» давно сумели «укротить» гигантский инструмент настолько, чтобы слушатель был потрясен не только его тембровыми возможностями, но и глубокими смысловыми «трансляциями». Каждое исполнение обладало определенными достоинствами. И орган, действительно, у каждого звучал по-своему, но особенно органично, на мой взгляд, у Ивана Царева и Евгения Авраменко.

Большое внимание в своем творчестве Бах уделял клавирной музыке, именно ей был посвящен концерт 30 марта. А поскольку в Свердловской филармонии есть точная копия старинного французского клавесина мастеров Бланше 1730 года (изготовленная в Праге одним из ведущих клавесинных мастеров нашего времени – финном Юккой Олликой), то программа исполнялась, разумеется, на нем. Очень ждали молодого французского клавесиниста, великолепного Жана Рондо. Но жизнь внесла коррективы. В итоге был концерт российской исполнительницы, победительницы Международного конкурса клавесинистов им. И. С. Баха в Лейпциге Марии Успенской. Возможно, из-за внезапности предложения, у нее не получилось довести программу до совершенства. И дело не столько в технике (хотя были и метро-ритмические неровности), сколько в отсутствии очень важного в музыке энергетийного посыла, движения мысли, «стратегического» видения формы в целом. Это действительно больше походило на «клавирные упражнения» (к слову, так называется сборник, куда входят исполненные Французская увертюра си минор, BWV 831 и Итальянский концерт фа мажор, BWV 971).

Зато 31 марта было совершенно фееричное завершение фестиваля. Во-первых, не часто услышишь в один вечер все шесть Бранденбургских концертов Баха. Во-вторых, «конферанс» на себя взял арт-директор Bach-fest’а Тарас Багинец и задал чудесную дружескую интонацию, рассказывая важные исторические моменты, а перед звучанием каждого концерта – о его инструментальном составе, форме, особенностях, исполнителях. Такие небольшие, но содержательные комментарии, изложенные доступным языком даже для слушателя-не музыканта, стали своеобразным камертоном для восприятия.

И, наконец, блестящий музыкальный уровень, который «обеспечили» Уральский молодежный оркестр под управлением Алексея Доркина и большое количество замечательных солистов: Алексей Воронков (альт), Ульяна Родюкова (альт), Александр Гулин (виола да гамба), Алексей Кудинов и Екатерина Ольховая (виолончель), Василий Гин (контрабас), Ольга Голунова (скрипка), Наталья Зеленина (гобой), Алексей Голованов и Антон Скороходов (валторна), Алексей Шеин и Ульяна Живицкая (блокфлейта), Марина Катаржнова (скрипка), Ольга Ивушейкова (флейта), Тарас Багинец (клавесин), Леонид Гурьев (труба), Юлия Полянскова (скрипка). Старинных инструментов было не так много, но и на современных эти сложнейшие концерты стилистически звучали очень верно, с зарядом невероятной энергии, таким вниманием и «индивидуальным подходом» к каждому из них (к слову, Бранденбургские не являются циклом, поэтому могут исполняться отдельно и в любом порядке), что 3 часа для слушателей пролетели незаметно. Было ощущение, что зал в каком-то едином порыве сопереживает и вместе с музыкантами проживает внутренние события каждого произведения.

Вообще, по обстановке мне этот концерт напомнил джазовый джем-сейшн – они тоже проводятся, когда концерты уже заканчиваются, и все музыканты собираются поиграть в свое удовольствие в самых невообразимых составах, с потрясающими, виртуознейшими импровизациями (я не зря перечислила всех солистов…), и атмосфера на джемах, как правило, упоительного (если хотите, кайфового) наслаждения музыкой и жизнью. Вот это ощущение спонтанности, сиюминутности, невероятного единения, головокружительной творческой раскрепощенности и в то же время, понимания важности происходящего для всех присутствующих, не покидало весь вечер. Шестью мажорными, жизнеутверждающими Бранденбургскими концертами музыканты «салютовали» их гениальному создателю.

Праздник окончен. Ждем нового через год.

Материал Марии Лупановой для Культура-Урала.РФ. Фотографии предоставлены пресс-службой Свердловской филармонии.

08.04.2022

 

 

 

смотрите такжевернуться к разделу