Авторы совместного проекта «ГЭС-2» и Урал Балета рассказали о новой постановке

Весной Московский Дом культуры «ГЭС-2» и театр «Урал Опера Балет» представят премьеру современного балета. 

В проекте, который получил название «Графит», задействованы две площадки 19 апреля постановку покажут в Москве на Проспекте «ГЭС-2», 8 июня в Екатеринбурге состоится премьера версии, адаптированной для сценического пространства театра «Урал Опера Балет». Авторы спектакля хореограф Антон Пимонов и композитор Владимир Горлинский рассказали Культуре Урала, в чем уникальность проекта, о геометрии пространства и необычных музыкальных инструментах. 

О балете

Антон Пимонов, хореограф: У нас задача посмотреть под иным ракурсом на наше ремесло. Что такое для нас балетное искусство, как оно будет выглядеть в ином пространстве, не на сцене, где нас со зрителем не разделяет оркестровая яма. Это очень полезный опыт. Я бы хотел, чтобы каждый артист станцевал так, как он это чувствует, я ориентируюсь на каждого индивидуально. 

В «ГЭС–2» строгие архитектурные линии пространства созвучны с геометрическими фигурами, балетными перестроениями, в своем спектакле я им уделяю много внимания, мне хочется зарифмовать балетное искусство с архитектурой, в первую очередь в рисунке, в узоре. 

О музыке

Владимир Горлинский, композитор: Мы обсуждаем идеи, связанные с тем, как балет, который мы привыкли видеть на сцене, рукоплескать ему, вдруг оказывается очень близко. И этому начинает резонировать музыка, она подчиняется той же драматургии и в своей полной красе постепенно приходит к ситуации хрупкости, уязвимости. 

Часть музыкантов стоят на балконах, как некие наблюдатели за происходящим. Они опоясывают все большое пространство, появляется большая перспектива. А два ударника на Проспекте составляют большую диагональ. Это геометрические идеи, с самого начала балета звук ударного начинается в одном месте и получает ответ в другом. В музыке это называется антифон, когда звук может перемещаться, мы чувствуем происходящий в пространстве диалог. 

О зрителе

Антон Пимонов, хореограф: В любом случае зритель окажется вовлечен в наши действия. Публика расположена по периметру квадрата, и все действие происходит внутри него. Тут артист находится в очень уязвимом положении, и моя задача как хореографа, чтобы тот или иной фрагмент смотрелся выгодно с разных сторон. Я думаю, для артистов это стресс, они оказываются практически лицом к лицу со зрителем. У нас будет небольшой промежуток, около метра от сценического планшета, мы постараемся его оградить светом, но все равно, не могу припомнить, когда была возможность так близко смотреть балет. Мы не изобретаем что-то ультрамодное, уже был опыт, когда балетные артисты танцевали и в музеях, и в выставочных комплексах. Мы хотим посмотреть на привычные вещи немного под иным углом.

О музыкальных инструментах

Владимир Горлинский, композитор: Я много работаю с живыми музыкальными инструментами, поэтому привлекаю даже те, которые сам разрабатываю – или специальные исторические, или довольно редкие. Мой интерес – сделать очень объемную звуковую картину. Традиционные музыкальные инструменты здесь тоже есть, и я стараюсь переосмысливать их роль – если это скрипка, то придумываю особый электронный способ, как она должна звучать. В Москве мне помогает технолог-ассистент и композитор Роман Жауров, мы строим брумстик, звуковую машину – это целый агрегат, сделанный из рычага, струны, металлического ящика-резонатора. При нажатии на рычаг меняется высота звука, он получается такой плавающий, водяной. 

О совместной работе

Пространство «ГЭС-2». Фото Кирилла Дедюхина

Владимир Горлинский, композитор: Мы работаем шаг за шагом – я написал фрагмент музыки, Антон его переживает, осмысляет и отправляется на репетицию. И в этом процессе очень важным моментом является фидбек. Композитор, когда пишет музыкальное произведение, обычно только сам устанавливает все критерии. А здесь это происходит на двоих, я через Антона изучаю его восприятие музыки, его слышание структур, моего композиторского предположения. Сама репетиция меня очень сильно будоражит – ты видишь, как эта музыка начинает выражаться в теле. Когда пишу, я фантазирую, как это примерно могло бы выглядеть, но я никогда не могу угадать, как это реально будет происходить. И это столкновение – оно сильнее, чем я мог себе представить. 

Премьера совместного проекта «Графит» состоится 19-21 апреля 2024 года в «ГЭС-2» (Москва), 8-9 июня 2024 года в театре «Урал Опера Балет» (Екатеринбург). (12+)

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, Фото: Евгений Головкин
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл