Эпоха Баха и уральские заводы

Интересный композитор Иоганн Себастьян Бах. Он настолько разнообразен, что сейчас, три столетия после его смерти, протяни руку и вынимай из баховского наследия вдохновение. Он пророс во всех современных ему жанрах музыки. Ему даже приписывают форму очень близкую к опере, хотя оппоненты утверждают: Иоганн Себастьян Бах НИКОГДА не писал опер. Существует целая наука баховедение, которая учла каждое его произведение и оснастила их специальной аббревиатурой «BWV». Некоторые считают байкой, что Гольдберг-вариации Бах написал специально как усыпляющую музыку. Но факт остается фактом, на многих она действует однозначно лучше, чем пресловутый белый шум. Производители «Нокии» и вовсе, использовав в качестве рингтона шутку Баха, смогли достучаться абсолютно до всех. Современные музыканты уверены, что сегодня Бах отлично бы вписался в джазовые ритмы.

Жизнь Баха пришлась на ту эпоху, когда на Урале началось строительство металлургических заводов. Вместе с их появлением рождалась горнозаводская цивилизация, а Россия стремительно менялась. Полудикие земли Урала и Зауралья обживались. Их тогдашние обитатели не могли и представить, что в то самое время, когда начали крутиться водобойные колеса и бить молоты Невьянского, Каменского, Екатеринбургского, Егошихинского, Алапаевского завода, где-то живет человек, чья музыка будет менять людей, населяющих эти суровые земли. Железо, выкованное триста лет назад, покрылось ржавчиной и исчезло, а нематериальные звуки музыки Баха оказались неуязвимыми для времени.

Людям свойственно оглядываться на ровесников, сравнивать с ними свою личную историю. В каком-то смысле уральские заводы – ровесники Баха. Может быть, потому здесь так глубоко откликается музыка, которую он написал триста лет назад. 

Каким был Бах

Как это бывает с великими, люди помнят их биографию какими-то ничего не объясняющими фрагментами. Например, почти каждый легко представляет себе Баха – круглолицего мужчину в кудрявом парике. Дальше все зависит от любознательности и интересов. Кто-то может перечислить десятки музыкальных произведений Баха, назвать его национальность: немец и то, что он творил в эпоху барокко. Кто-то вспомнит его не только творческую плодовитость – двадцать детей от двух жен, а кто-то упомянет вспыльчивый характер, из-за которого Бах вынужден был ходить с кинжалом и иногда даже драться на дуэли. 

По меркам своего времени Иоганн Себастьян Бах прожил довольно долгую жизнь – 65 лет. Умер после двух неудачных операций на глаза. Композитор начал слепнуть и хотел вернуть зрение. К сожалению, врач оказался неумелый. У многих эпох в искусстве нет точной даты начала и конца. Исключение эпоха барокко в музыке. Ее окончание – 1750 год – год смерти Иоганна Себастьяна Баха. За 50 лет своей самостоятельной музыкальной жизни Бах написал более 1000 произведений. Часто смущал чопорных прихожан кирхи, где он много лет служил органистом, слишком живой музыкой. 

Бах и Россия

Бах при жизни никогда не был в России. Думал ли он об этой далекой стране? Скорее всего, да. Его старший брат ушёл на Северную войну, которую вела Россия со Швецией, и несколько лет служил в войсках шведского короля Карла XII. Несмотря на предостережения родственников, старший Иоганн Якоб Бах завербовался гобоистом и отправился в армию в 1704 году. В архиве Иоганна Себастьяна Баха сохранилось сочинение «Каприччо на отъезд любимого брата». Единственный раз, когда композитор собственной рукой прописал программное содержание. 

В пьесе было шесть частей: 

  • Arioso «Ласковые увещевания друзей, чтобы удержать его от путешествия»
  • Andante (Fugato) «О различных казусах, которые могут с ним приключиться на чужбине»
  • Adagissimo «Всеобщий плач друзей» 
  • Alla marcia «Здесь приходят друзья, и, видя, что ничего не поделаешь, прощаются с ним» 
  • Adagio poco «Ария почтальона» 
  • Fuga «В подражание рожку почтальона».

Судьба была довольно благосклонна к старшему Баху. Он не погиб под Полтавой и избежал плена. Как знать, попади он туда, не отправили бы его на уральские заводы? Так случалось. Уже после того несчастливого для шведов сражения, Карл XII послал музыканта с каким-то поручением в Швецию. Бах там и остался. Был принят в придворную капеллу, играл на флейте, гобое и скрипке до конца жизни.

Некоторые биографы утверждают, что в конце жизни сам Иоганн Себастьян Бах подумывал не поехать ли в Россию, музыкантам там хорошо платили. Но попал он туда уже после своей смерти и музыкального «воскрешения». 

Несмотря на тот пиетет, который мы испытываем к музыке Баха, на долгое время она была почти забыта и вернулась лишь в начале XIX века благодаря активным действиям композитора Феликса Мендельсона. 

В России первым популяризатором музыки Баха стал князь Владимир Одоевский, автор беллетристических произведений о композиторе и инициатор создания органа «Себастьянон», который использовался для камерных концертов. 

Возможно, что на Урале Бах звучал еще до его открытия жителями центральной России. Со времен строительства заводов во многих городах присутствовали лютеранские общины. Хоралы Баха входили в число музыкальных произведений, исполняемых во время богослужений. Лютеранские общины, имевшие собственные храмы, существовали в Екатеринбурге, Перми, Златоусте. Но не протестантские пасторы стали проповедниками музыки Баха. 

Так в чем созвучен ритм молотов уральских заводов и музыка Баха?

О том, какое значение музыка Баха имеет для человечества, написано множество произведений. Но в чем музыка Баха перекликается с эпохой создания уральских горных заводов? Об этом, возможно, никто не задумывался. Мне показалась интересной параллель, связанная с пониманием эпохи барокко как настоящей человеческой драмы, сломом сознания, вызванным бурным развитием науки, технологий. Происходящие перемены вселили в человека огромную самоуверенность, но одновременно вызвали чувство растерянности. Ещё недавно центром мироздания был Бог, к концу эпохи барокко мир постепенно стал антропоцентричным и утратил чувство гармонии. Музыка Баха – ответ на этот кризис сознания.

В XVIII веке Россия может быть даже сильнее, чем Европа, переживала слом сознания. Стремительные перемены, случившиеся в эпоху правления царя Петра, на Урале воплощались самым драматичным образом. Здесь рождался новый мир. 

Как выглядели уральские земли, когда туда приходили люди строить очередной завод? Дикая тайга, которая уступала воле человека. Человек заставлял действовать не только механизмы и себе подобных, он подчинял природу. Перегораживал реки плотинами, добывал из руды железо. Люди даже сдвинули границу между частями света. Семнадцать веков как данность принималось, что граница между Европой и Азией проходит по реке Танаис (Дон). Так записал Клавдий Птолемей. В XVIII веке она переместилась на Урал. 

Новый мир создавали люди, которые были подавлены и воодушевлены происходящими переменами. Люди, жаждущие личной свободы и оберегающие законы традиции. Понимающие тайны математики и геометрии, но чувствующие себя одинокими в огромной лесной стране. Их сознание буквально разрывалось между новым вызовом и привычной старой картиной мира. Перемены, коснувшиеся этого края, были далеки от привычной гармонии. Они про то, на что искал ответ в музыке Бах.

Одно из самых известных произведений Баха токката и фуга ре минор может стать иллюстрацией этого смятения духа человека нового времени. Словно гигантская волна первые звуки поднимают слушателя резко вверх, в небо, чтобы на миг, задержавшись на вершине, упасть со всем отчаянием в пропасть. 

Очень интересно описывает токкату и фугу ре минор автор блога «Искусство звука»: 

«Всё произведение начинается тревожным, но мужественным волевым призывом. Он раздаётся трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно-затенённое, но грандиозное звуковое пространство. Далее слышатся мощные «завихряющиеся» виртуозные пассажи. Противопоставление стремительного и медленного движения напоминает настороженные передышки между схватками с буйной стихией. А вслед за свободно, импровизационно построенной токкатой звучит фуга, в которой волевое начало словно бы обуздывает стихийные силы. И последние такты всего произведения воспринимаются как суровая и величественная победа непреклонной человеческой воли».

Произведение предположительно написано Бахом в период между 1703 и 1707 годом. Любопытно, что хотя Бах был очень далек от того, что происходило в то время на Урале, его музыка созвучна наступившим здесь переменам. Его гениальность в умении почувствовать время и встать над ним. Утраченная человеком гармония возвращается музыкой Баха. И каждый находит собственный ответ, что стоит за ней. Для самого Баха – это Бог. Отрицающие Бога эпохи находят иное объяснение, но все нуждаются в музыке Баха. 

Иоганна Себастьяна Баха играли на Урале и в XIX веке, и в 1930-х, когда были основаны консерватория и филармония, продолжают играть и поныне. Легкий отблеск Баха есть даже в истории создания свердловской киностудии. Правда, это скорее занимательный краеведческий факт.

Антон Иванович больше не сердится

Музыка Баха воспринималась, а многими и сейчас воспринимается, как очень серьезная. В их сознании она антипод развлекательных жанров. Против такого восприятия живого, жовиального композитора, выступил режиссёр Александр Ивановский, снявший накануне Великой Отечественной войны фильм «Антон Иванович сердится». Главный герой – композитор и органист Антон Иванович Воронов – строгий почитатель Иоганна Себастьяна Баха. Он считает, что к музыке Баха и самому композитору нужно относиться очень серьезно. Он желает, чтобы его дочь стала камерной певицей, а ей хочется петь в оперетте. Когда Антон Иванович видит ее на сцене, исполняющую арию из оперетты, то переживает шок и крах своих надежд. Во сне ему является Иоганн Себастьян Бах и убеждает, что при жизни сам он не был слишком серьезным и всегда хотел написать оперетту. Проснувшись, баховед принимает выбор дочери. Фильм пользовался огромной популярностью. 

В Свердловске, где к существующим театрам Оперы и балета и Драмы, в 1933 году добавился театр Музыкальной комедии, этот конфликт отношения к жанру был хорошо знаком. Оперетте приходилось доказывать, что она имеет право на серьезное к ней отношение. 

Человек, который в фильме представил композитора Баха очень живым и эмоциональным, примирил оперу и оперетту.  Кинорежиссёр Александр Ивановский в годы Великой Отечественной войны оказался в эвакуации в Свердловске. В 1943 году он снял фильм-оперетту «Сильва». Главную роль сыграл артист театра Оперы и балета Нияз Даутов, а несколько характерных ролей – артисты свердловской музкомедии. Именно с этого фильма началась история свердловской киностудии, а сама картина имела огромный успех.

Орган для Баха

Жители Екатеринбурга смогли в полной мере оценить музыку, написанную Бахом для органа, в 1973 году, когда в зале Свердловской филармонии состоялась инаугурация «короля инструментов». Орган был подарком к 250-летию Екатеринбурга. В Свердловск инструмент привезли из Германии. Устанавливали и настраивали орган в свердловской филармонии целых три месяца. 31 октября 1973 года стартовал первый органный сезон. Интерес уральцев к событию был так велик, что открытие длилось три дня. С тех пор ни один сезон не проходит без органного исполнения Баха.

В конце 1980-х стремление к внутренней свободе проявлялось у уральцев в разных формах, кто-то приходил к свободе через протестные звуки рока, а кто-то через духовную музыку Баха. «Страсти по Матфею» и другие произведения Баха стали важным высказыванием, которое звучало со сцен Свердловска – Екатеринбурга.

Когда в Екатеринбурге обосновался органист Тарас Багинец, у органа и музыки Баха открылось второе дыхание. Именно Тарас в 2011 году придумал Bach-fest. Сейчас это крупнейший в России ежегодный фестиваль баховской музыки.

Уральские заводы перестали быть активной средой нашей повседневности, но люди по-прежнему переживают внутренние разломы и драмы, преодолеть которые помогает музыка Баха.

ТЕКСТ ТАТЬЯНЫ МОСУНОВОЙ ДЛЯ КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ. Обложка: Нина Костина «Рождение града Екатерины» (2008 г.)
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл