Символом России можно считать Спасскую башню Московского кремля. Она строилась в целях обороны, но в историю вошла как культурный символ. Кремлевские куранты отсчитывают время для всей страны. Случается, что башни, построенные для конкретных прагматических задач, со временем обретали новые смыслы. Сегодня хотим представить историю трех башен Урала, которые из промышленных объектов превратились в объекты культурных смыслов.
Невьянская башня. Кривая и легендарная
Никто до сих пор не может понять, зачем в XVIII веке построили каменную, почти шестидесятиметровую башню в Невьянском заводе на Урале. Башня была возведена по приказу Акинфия Демидова. К тому времени он был настоящим хозяином Урала и лично построил более десятка уральских заводов.
История Демидовых – это один из первых примеров ГЧП – государственно-частного партнерства. Петр I наделил особыми полномочиями оружейников из Тулы, чтобы они могли снабжать железом армию и флот. Для этого Демидовы построили на Урале первые металлургические заводы. Сначала выполняли исключительно государственные заказы, а позднее стали строить и собственные предприятия. Первым в их истории стал Невьянский завод. Здесь находилась главная контора, жила семья. Здесь Акинфий Демидов в 1721 году начал строить каменную башню. Обстоятельства строительства, назначение конкретных уровней пришлось восстанавливать историкам по косвенным свидетельствам. Документов сохранилось очень мало. Архив был уничтожен еще в XIX веке.
Считается, что башню стали строить после того, как 21 сентября 1720 года Никите Демидову (основателю династии) был пожалован титул дворянина. А 1 января 1725 года она уже была достроена как башня памяти комиссара Невьянских заводов Никиты Демидова.
Во время строительства подвели грунты, и башня начала крениться. Строители постарались выровнять крен. Башня не падает, но ее наклон хорошо виден.
Почти сразу строение стало источником местных легенд. Их с удовольствием пересказывали путешественники. Про жесткость Демидовых, которые затопили в подвалах собственных рабочих, чтобы ревизоры не узнали про их злоупотребления. Про серебряные рубли, которые Демидовы печатали в башне в обход казне. Про убийство архитектора. Сюжеты были типичные для башенных историй. Странное сооружение требовало какого-то понятного объяснения. И оно было найдено.
Если следовать легендам, в башне аккумулировались демидовская гордыня, жестокость, жажда богатства, тайные дела, которыми они занимались. Даже наклон объясняли тем, что не могла башня терпеть демидовские злодеяния. Вместе с тем, огромная для того времени башня вызывала гордость, удивление, восторг.
Часы, расположенные на верхнем ярусе башни, играли музыку. Это был первый публичный музыкальный инструмент, за исключением колоколов, который слушали все жители Невьянска. Часы были специально привезены из Англии. Получалось, что жители маленького городка, расположенного в глухих уральских лесах, оказались причастны к мировой культуре, присвоили ее и транслировали. Вскоре часы появились и на других заводах. Жители Невьянска тщательно ухаживали за музыкальным механизмом. Когда же он, в силу сложившихся обстоятельств, пришел в негодность, местный житель совершил настоящий подвиг. Самостоятельно освоил секреты музыкальных часовых механизмов и восстановил звучание старинного прибора.
Невьянская башня попала в рассказы писателей Дмитрия Мамина-Сибиряка, Алексея Толстого. В 1983 году кинорежиссёр Ярополк Лапшин снял эпический художественный фильм про династию Демидовых. Фильм начинался с кадра, в котором появлялась Невьянская башня.
После кризиса, который произошел на промышленном Урале в конце XX столетия, когда многие предприятия или прекратили работу, или существенно сократили свое производство, нужен был новый символ. Он должен был подтвердить важность для края заводской истории.
Правительство Свердловской области приняло программу подготовки к празднованию 300-летия уральской металлургии. Эту дату отмечали в 2001 году. Основные культурные события тогда были связаны с Невьянском.
Невьянская наклонная башня была выведена за территорию завода (до этого она более 200 лет являлась заводским промобъектом). Рядом с ней восстановили собор в стиле классицизма, разрушенный в годы гонений на религию. Поставили памятник Демидову и царю Петру I. В одном из заводских помещений – бывшей электростанции, была создана новая музейная экспозиция.
Вскоре Невьянск превратился в один из самых посещаемых туристических объектов Свердловской области, а башня стала культурным символом Урала. Теперь она воплощает в себе черты, которые ценят в себе уральцы. Она одновременно простая и сложная. С замысловатой историей. Содержит в себе тайну. Свой недостаток (кривизну) использует как достоинство – единственная в своем роде. Она про промышленность и вдохновение. Устойчиво стоит на земле.
Белая башня. Мона Лиза конструктивизма
В современном Екатеринбурге почти каждый знает, как выглядит Белая башня. Ее изображают на одежде, делают украшения, значки, стикеры, даже новые архитектурные проекты создают, имея в виду Белую башню.
Белая башня – символ свердловского конструктивизма. Сейчас это произносят с гордостью, но долгое время любовь к конструктивизму была культивируемой чертой эстетов-интеллектуалов. Большинство жителей относились к авангардной архитектуре сдержанно. Для них она была непонятна – слишком простая, скупая, связанная с тяжелыми временами лишений и преодолений трудностей.
Новое поколение архитекторов и исследователей, которое увидело гармонию и связанность архитектурной мысли авангарда, смогли понятно рассказать о том, почему именно эти решения достойны места в истории. Задолго до того, как вспыхнул массовый интерес к конструктивизму и времени смелых проектов, группа выпускников архитектурного вуза выступила с необычной инициативой. Они решили взять под опеку старую заброшенную водонапорную башню на городской окраине. Башня была известна архитекторам, в том числе и иностранным, но у местных ассоциировалась только с авторынком, расположенным в ее окрестностях.
Прозвали ее белой, потому что ее массивный бетонный корпус, который долго время был доминантой целого района, красили в белый цвет.
В 1928 году рядом со старым Екатеринбургом, который уже назывался Свердловском, стали строить новый социалистический город. Его центром был Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмаш). Строили с нуля – выкорчевывали деревья, копали фундаменты. Социалистический город должен был вылечить большинство язв старого строя. Существовало предположение, что человек, попавший в правильно устроенную среду, станет более гармоничным.
Большинство архитекторов, работавших на стройке, были молодыми людьми, которым позволили воплотить свои самые смелые планы. По общему мнению, одним из самых необычных проектов, созданных в то время, была водонапорная башня. Ее автором стал молодой архитектор Моисей Рейшер.
Башня строилась в 1929-1931 годах. Башня необычного, футуристического вида, которая поила водой жителей соцгорода, стала символом героического строительства Свердловска первых пятилеток. До 1960-х снабжала водой соцгород и завод. В 1974 году башня была признана объектом культурного наследия федерального значения. В 1990-х годах башня перешла из собственности завода в собственность Российской Федерации и, не имея фактических пользователей, пришла практически в состояние руины.
В 2012 году арх-группа PODELNIKI взяла башню в бессрочное безвозмездное пользование. С 2014 года началась консервация башни.
Вскоре вокруг башни образовалось сообщество, которое занималось популяризацией культурного наследия. В башне стали проходить выставки и экскурсии. После того как PODELNIKI стали кураторами Белой башни, в Екатеринбурге стали появляться новые культурные проекты, посвященные конструктивизму, авангарду. По инициативе Никиты Сучкова был открыт музей «Ячейка F» в доме, построенном по проекту архитектора Моисея Гинзбурга. Конструктивизм неоднократно становился темой художественного осмысления во время проведения Уральских индустриальных биеннале современного искусства. Стали проводиться Дни конструктивизма. Сейчас в Екатеринбурге реализуется просветительский проект «Территория авангарда», проводятся авторские экскурсии по наследию конструктивизма. Постепенно тема авангардной архитектуры перебралась в разряд брендового капитала Екатеринбурга.
Инициатива арх-группы PODELNIKI многое изменила в общественном сознании по отношению к конструктивизму, а «Белая башня» стала символом этих перемен.
Водонапорная башня. Маленький форпост культуры
В центре Екатеринбурга сохранилась небольшая башня, которую привычнее увидеть у железной дороги, чем на городской площади.
Водонапорная башня – такой неизменный символ Екатеринбурга, что невозможно представить пейзаж без неё. Её, наверное, миллион раз изображали художники, она считается официальным символом одного из районов Екатеринбурга. Даже на новую пятитысячную купюру эта башня попала. Но построили её не для красоты. Это часть промышленного пейзажа Екатеринбурга.
Сейчас в Водонапорной башне расположен музей. Культурным объектом башня стала, когда в центре Екатеринбурга решили ликвидировать промзону.
В 1723 году на реке Исети был запущен завод, который был назван Екатеринбургским и спустя полвека получил права города. Со временем Екатеринбург превратился в мегаполис, но в самом его центре оставались развалины старых промышленных предприятий, в том числе Механических мастерских для ремонта паровозов и прочей техники. Здания были ветхими, большинство из них решено было снести, а оставшуюся территорию превратить в прогулочный парк. Некоторые здания, в том числе башню, решили оставить и включить в территорию Исторического сквера. В день 250-летия Свердловска (1973 год) сквер был торжественно открыт.
Сотрудники Музея истории Екатеринбурга восстановили историю башни. Башня была построена не ранее 1891 года как часть промышленного комплекса Железнодорожных мастерских.
В советское время башню уже не использовали по назначению. В годы Великой Отечественной войны на первом этаже башни разместилась заводская фотолаборатория московского танкостроительного завода № 37. Потом башню долго использовали как жилье. В ней располагались три квартиры. Жильцов расселили только в 1966 году.
Архитекторы включили башню в проект комплекса зданий исторического сквера. В 1973 году на первом этаже Башни был открыт сувенирный магазин. Башня, которая была промышленным объектом, квартирой, стала служить культуре. И очень неплохо справлялась со своим заданием.
После небольшого перерыва, когда на несколько лет сувенирный магазин был закрыт, башня включилась в культурную повестку с новой энергией. В 1995 году она стала отделом Музея истории Екатеринбурга. По заказу директора музея Галины Лобановой знаменитый екатеринбургский кузнец Александр Лысяков создал на первом этаже экспозицию уральского металла «Метальная лавка».
Благодаря первому хранителю Башни, художнику Виктору Махотину, человеку талантливому и харизматичному, в 90-е годы «Метальная лавка» стала центром художественной жизни Екатеринбурга. После смерти Виктора Махотина в 2002 году хранителем коллекции стал фотограф и художник Иван Рыжков, трагически погибший в ноябре 2013 года.
В 2017 году сотрудники музея решили, что башне пора меняться и пора снова сделать ее точкой городского притяжения. Новую концепцию придумали заместитель директора по выставочной работе музея Нинель Бритвина и художница Наталья Хохонова. В пространстве водосборного бака башни расположился самый маленький и уютный музей Екатеринбурга.
Новой хранительницей башни стала художница, культуролог Екатерина Калужникова. Она много раз рисовала башню. Строение попало на телеграм-стикеры и открытки. На первом этаже обновленной башни разместилась кофейня и сувенирная лавка. Собранные сотрудниками музея истории про башню как будто вдохнули в неё новую жизнь. Горожане стали с удовольствием их пересказывать и с гордостью водить гостей в любимую и теперь уже круглый год доступную башню (впервые здесь провели отопление).
За несколько лет, которые прошли после реконструкции башни, у нее сменилось несколько хранителей. Здесь постоянно воплощаются какие-то новые инициативы: концерты, квартирники, коллаборации с художниками, фестивали. Происходит много милой локальной суеты, которая наполняет город теплом и смыслом. Старая башня, которая когда-то подавала воду в Механические мастерские, теперь подает культуру.