Бажов ближе к телу: кого из модных дизайнеров вдохновил уральский писатель

Писателя Павла Бажова трудно было бы назвать модником. Одевался он скромно, можно сказать, аскетично, много работал физически: копал огород, рубил дрова. Всё это было бы удобно делать в современной одежде: лонгсливах, свитшотах, худи. Представить Бажова в худи – это разрыв шаблона. Зато современные дизайнеры не боятся миксовать современный стиль, героев Бажова и даже самого Павла Петровича. Мы собрали подборку локальных креаторов, вдохновляющихся Бажовым. 

Made in Ural

Арт-директор рекламного агентства «Восход» Владислав Деревянных, один из разработчиков логотипа Екатеринбурга, перенес портрет Павла Бажова на футболку. Владислав неоднократно упоминал, что видит Бажова символом Урала. Обычный портрет был бы слишком простым решением. Дизайнер вплёл в бороду Бажова названия его сказов. Павел Петрович изображен не только как человек, а как текст. В произведениях Павла Бажова – ключ к пониманию уральской идентичности. 

Футболка с портретом Павла Бажова стала одним из первых продуктов просветительского проекта Владислава Деревянных Made in Ural. А как иначе? Бажов и сам был маде ин Юрал и писал об Урале. 

Ural Folk People

Еще до того, как книга «Малахитовая шкатулка» была издана многотысячными тиражами, ее первый экземпляр отправился на всемирную выставку в Нью-Йорке. Бажова отправляли на экспорт. Не удивительно, что современные дизайнеры одежды, эксплуатируя локальные смыслы, прибегают к англоязычным названиям. 

Дизайнера Ангелину Лапину вдохновили герои бажовских сказов: Огневушка-поскакушка, Данила-мастер, Золотой волос, и она начала работать над авторской коллекцией одежды. Пока только нащупывала свой стиль, работала под лейблом Lapka's studio. Сейчас Ural Folk People – сказочная одежда с Урала, узнаваемый бренд. 

Началось все с конкурса на создание брендовой одежды к 300-летию Екатеринбурга. Ангелина со своими работами стала участником официального показа. Ей захотелось показать настоящий Урал и его людей. Вдохновили герои сказов Бажова. Получилось очень нежно.

По словам основательницы бренда, ее идея понравилась уральцам. Пришлось расширять ассортимент и создавать новые изделия. Ангелина нашла цех по пошиву, закройщиков и швей. 

Платки Нины Ручкиной

Дизайнер Нина Ручкина создала первую коллекцию, вдохновленную сказами Бажова, еще в 2014 году. Это были платки «Каменный цветок» и «Малахитовая шкатулка». Интересно, что Нина, которая родилась и жила в Екатеринбурге, к Бажову пришла уже во взрослом возрасте.  В одном из интервью она сказала: 

«В детстве как-то он меня не зацепил. А вот когда перечитала его в более зрелом возрасте, он вдруг открылся мне с другой стороны. Бажов – не детский писатель. Точнее, не только детский. Дети в сказах видят волшебство и чудеса, а истинный смысл открывается много позже. Мне хотелось, чтобы образы, которые увлекли меня, зацепили и других людей. Мода – это инструмент брендирования. Через эту коллекцию я показываю, какой он, Урал. Получилось, что знакомые всем образы бажовских сказов я отобразила через призму современного жителя мегаполиса».

У Нины Ручкиной свой стиль, далекий от суровой уличной моды, но именно её платки с удовольствием увозят с Урала в качестве сувениров.

Репита не будет

Справедливо будет упомянуть, что не все бренды, работающие с локальной культурной тематикой, удерживаются на плаву. Бренд Stone Flower остался только в памяти некоторых ценителей. Это была отчаянная попытка энтузиастов Александра Козлова и Анны Ладыгиной раскачать бажовскую тематику, создав в 2018 году новый уральский бренд уличной одежды. По итогам проекта Александр Козлов написал статью «Русский стритвир: как я пытался создать свой бренд».

«Всю свою жизнь я прожил на Урале, в городе Екатеринбурге. Я очень сильно люблю свою малую родину, и знаю, что помимо меня есть много локальных патриотов. Поэтому я решил делать бренд на уральскую тематику. Stone Flower – Каменный Цветок. Для тех, кто не знает, это название одного из сказов Павла Бажова, известного уральского писателя».

Коллекция получилась интересной, но через год создатели писали: «Друзья, мы распродаем последние вещи. Репита не будет) Осталось два свитшота и несколько рыжих футболок». 

Работа не была напрасной, она вдохновила других дизайнеров работать в том же поле – поиска подхода к визуализации уральской идентичности.

Бренд HARD «Земля»

В 2023 году уральский локальный бренд HARD выпустил коллекцию моделей футболок, худи и свитшотов с принтами, посвященными уральскому писателю Павлу Бажову.

Дизайнеры изобразили одну из ипостасей Хозяйки Медной горы – ящерицу. Если вы еще не читали сказов, начните с «Хозяйки медной горы». Героиня сказа Павла Бажова Хозяйка медной горы превращалась то в красивую черноволосую девушку (невысокую с сизо-черной косой и в малахитовых одеждах), то в ящерку зеленую с черной полосой на спинке (иногда в обычную, иногда в большую с человеческой головой).

Бренд HARD существует с 2013 года и связывает свои ценности с уральской идентичностью: «мы развиваемся в ритме времени, сочетая в себе уральскую твердость и динамичность жизни города, локальную культуру и глобальные веяния, смелость и молодость». HARD впервые обратился к теме Бажова, потому что нельзя жить на Урале и не попасть под обаяние этого культуртрегера. 

Moonswoon

Бажов и его герои вдохновляли уральских ювелиров на протяжении всего XX века. В середине 1990-х в моде были основательные каменные бусы, броши. Нашим динамичным современникам, привыкшим к кроссовкам и спортивной одежде, такой стиль уже не соответствовал. Энергия и хрупкость молодости требовали чего-то иного. 

Основательница и дизайнер бренда Moonswoon Ольга Локшина признается, что ее история началась с пары камней, купленных на уральской ярмарке «Минерал-Шоу». Ольга создала эскизы нескольких колец, которые изготовил знакомый ювелир. Массивной основательности натурального камня дизайнер предпочла идею, намек. Одна из недавних коллекций посвящена сказам Павла Бажова. 

Как пишут создатели:

«Коллекция «Каменный цветок» объединяет любовь бренда к натуральным камням, серебру и минимализму с легендариумом Урала. Процесс создания занял два года – камни подходящих размеров и оттенков искали и привозили из разных стран».

Коллекция состоит из трех «глав». Первая серия соединила дизайн-коды Moonswoon из разных эпох становления бренда – планеты и незабудки. В итоге получился бутон – серьги-конго и кольца с бусинами натурального лазурита, яшмы и малахита с золотистыми и белыми вкраплениями минералов. «Кольцо-коса» появилась внезапно, в тот момент, когда съёмка коллекции «Каменный цветок» была уже почти собрана. Форма кольца – это аллюзия на героиню сказа «Золотой Волос», которая была прикована к месту своей косой из чистого золота. «Кольцо-кошка» создано в честь героини сказа «Серебряное копытце» – Мурёнки. На внутреннюю сторону кольца перенесена её известная фраза: «Праааавильно говоришь, правильно».

Правильно, что художники, ювелиры, креаторы обращаются к Бажову, ведь в нем магия Урала. Она привораживает и открывает сердца.

Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл