
В Центре традиционной народной культуры Среднего Урала открылась выставка «Береста».
Крупнейшая выставка изделий из бересты показывает все преимущества материала. Его гибкость и пластичность позволяют современным мастерам практически не ограничивать себя в идеях. На выставке огромное разнообразие изделий, и ни одно не повторяется.
«На Урале промысел зародился в конце XVII века, но яркое развитие получил в XIX столетии. Его происхождение связано с переселенцами, в первую очередь, старообрядцами. Сегодня мастера владеют как старинными технологиями обработки бересты, так и привносят в изделия свои идеи. Каждая работа – это авторское полноценное произведение», – рассказывает директор Центра традиционной народной культуры Среднего Урала Виктория Новопашина.
Художественная обработка бересты на территории Свердловской области была распространена достаточно широко – Нижний Тагил, Ивдель, Каменск-Уральский, Верхотурье, Ирбит, Талицкий, Туринский, Невьянский районы. Выставка представляет работы известнейших мастеров региона, каждый имеет свой фирменный почерк. Узоры русского Севера в работах Александра и Альфии Гуриных, береста в сочетании с самоцветами у Елены Сергиной, Сергей Коротченя показывает берестяное шитье и традиционный арамашевский рисунок. Можно увидеть и старинные изделия, привезенные из этнографических экспедиций.

«Берестяные изделия изначально были не парадными. Короба и туеса использовали для хранения продуктов – муки, крупы и даже жидкостей. Поэтому место всей берестяной утвари было, как правило, в зоне, которую мы бы сейчас назвали кухней. На выставке представлены этнографические предметы, собранные учеными в экспедициях, туеса различной формы и назначения. Есть, например, туес уплощенный, похожий на фляжку. Такие использовались для хранения червей для рыбалки, называли их червинка. Такому туесу, конечно, место уже в мужской части избы», – рассказывает методист выставочного отдела Центра традиционной народной культуры Среднего Урала Александра Толстова.
Народный мастер России, мастер народных художественных промыслов Свердловской области Сергей Коротченя выбрал для выставки лучшие работы, созданные в разное время. В Нижнем Тагиле уже шесть лет работает организованный мастером музей «Солнечная береста» – единственный музей бересты в регионе. Сергей Арсентьевич уверен, что такие выставки очень помогут в популяризации промысла, сейчас это очень актуально.

«Ко мне в музей приходят люди старшего поколения и вспоминают детство, когда они видели какие-то берестяные изделия в быту у дедушки с бабушкой. Но сейчас у детей другая жизнь, они будут вспоминать другое, не связанное с промыслом. Ведь это работа руками, а для нынешних детей это редкость, немногие умеют молоток держать. Такие выставки, безусловно, полезны – мастер не должен замыкаться в четырех стенах, он должен ездить, смотреть кто что делает, перенимать опыт, общаться, участвовать в ярмарках», – рассказывает мастер Сергей Коротченя.
В витринах среди работ можно увидеть традиционные народные игрушки шаркунки – сплетенные из бересты погремушки с горошинами внутри, такие дарили на рождение ребенка. Звук отпугивал злых духов, а натуральную бересту можно было без боязни дать ребенку погрызть, когда резались зубки. На открытии участники мастер-класса сделали такие игрушки вместе с Еленой Сергиной.
«Я занимаюсь берестой с 1993 года. Окончила Уральское училище прикладного искусства по специальности художник-оформитель, работала в Нижнетагильском театре кукол, и хотелось чем-то заниматься для души. Но среди берестянщиков говорят – это не ты выбираешь материал, это материал выбирает тебя. Когда меня познакомили с Натальей и Павлом Камневыми, я поняла, что это мое, и втянулась. Береста очень пластичный и податливый материал. И в зависимости от того, что ты хочешь изготовить, можно работать как в традиционной технике, так и в авторской бересте – а это безгранично, это увлекает и затягивает», – рассказывает мастер Елена Сергина.

Выставка «Береста» открыта до 25 мая в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала на Чапаева, 10. (0+)
Также Культура Урала рассказывала о выставке подносов нижнетагильского мастера Жанны Овчинниковой.