Щелкунчик. Это слово звучит по-разному на разных языках: Nutcracker (английский), Nußknacker (немецкий), Dziadek do orzechów (польский), орехокол (русский). Но за всеми этими названиями скрывается одна и та же вещь – деревянная игрушка, помогающая раскалывать орехи. А в темную зимнюю ночь — и сказочный принц!
История заколдованного орехового принца не сразу превратилась в сюжет популярного русского балета. Ей, как и самому щелкунчику, пришлось пережить ряд трансформаций.
Карьера бытового предмета
Как и многие рождественские традиции, включая украшенную ёлку, щелкунчики в виде храбрых солдатиков с крепкими челюстями пришли в Россию из Германии. Первые щелкунчики – приспособления для колки орехов в виде человеческих фигурок, появились в Германии еще в XV веке. Но в России они стали популярны только в XIX веке. Сначала это были просто полезные инструменты, помогающие легко расколоть твердую скорлупу орехов.
Со временем щелкунчики превратились в украшение рождественской ёлки, в символ праздника. Их вырезали из дерева, раскрашивали яркими красками, делали красивыми и забавными. Так простая бытовая вещь превратилась в символ волшебства и новогодних чудес и, конечно, стала одним из главных героев знаменитой сказки Гофмана.
Русский Щелкунчик
Историю про заколдованного принца нам мог бы пересказать еще Александр Пушкин. Рождественская повесть-сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» была опубликована в Берлине в 1816 году. Но Пушкин в то время вдохновлялся сказками братьев Гримм. Он так искусно переосмыслял европейский фольклор, что мы до сих пор считаем его сказки исконно русскими. А вот мрачноватый Гофман с его мышиной войной… его пришлось «облагородить» Дюма-отцу, прежде чем сказка прижилась в России. Но для большинства русских людей «Щелкунчик» прочно связан не с Гофманом, не с Дюма, а с музыкой Петра Чайковского. Он превратил сказку в настоящий рождественский шедевр.
Знал бы Чайковский, сколько страстей вызовет его произведение! В 2024 году место в партере на «Щелкунчика» в Большом театре стоило 50 000 рублей. Уже в сентябре в театрах России начнется ажиотаж вокруг покупки билетов на новогодние постановки «Щелкунчика». Во всяком случае, принимался Чайковский за «Щелкунчика» с неохотой. Хотя так случалось с ним почти всегда, когда композитор получал государственный заказ. В 1890 году дирекция Императорских театров заказала композитору двухактный балет и оперу. Постановку наметили на декабрь 1891 года.
Чайковский, которого в детстве называли «хрустальным мальчиком» из-за нежной ранимости, получил неслыханный дар: вернуться в детство, пережить волшебство зимних праздников одновременно и с детской непосредственностью, и с взрослым пониманием. Но даже это не сделало работу над балетом легче. Сценарий «Щелкунчика», уже имевший несколько вариантов, был предложен Петру Чайковскому балетмейстером Мариусом Петипа. Директор Императорских театров Иван Всеволожский посчитал, что два гения найдут общий язык, если соединят усилия. Однако их сотрудничество оказалось сложным.
Чайковский и Петипа хотели, чтобы в музыке нового балета звучал весь мир. Мелодии Франции, Германии, Испании, Китая, Грузии… Задумка была грандиозна, но ее воплощение оказалось сложнее всего, чем занимался Чайковский до этого времени. Мариус Петипа довольно скоро отказался участвовать в создании спектакля, и на его место пригласили другого балетмейстера Мариинского театра — Льва Иванова. Чайковский продолжал работать над произведением. Он искал инструменты, которые выразят его мысль. Например, для танца Феи Драже Мариус Петипа рекомендовал написать музыку, в которой будут слышны падающие в фонтане капли воды.
Пушки и капель
Чайковский не раз вводил в свои произведения звуки, которые не использовали другие композиторы. В 1882 году, создавая увертюру «1812 год» для Московской промышленной выставки, композитор включил в произведение звон реальных колоколов и грохот пушек. Увертюру исполняли на площади перед Храмом Христа Спасителя, и зрелище оказалось настолько грандиозным, что даже перекочевало в иные национальные традиции. В США увертюра «1812 год» является традиционной завершающей частью музыкальных концертов в честь Дня независимости США и в американском сознании тесно ассоциируется с празднованием Дня независимости и фейерверк-шоу.
Секретным оружием «Щелкунчика» Пётр Чайковский сделал челесту. Он даже интриговал, чтобы не выдать своей задумки. В июне 1891 года композитор написал своему другу, музыкальному издателю Петру Юргенсону:
«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент… с божественно чудным звуком. Называется он Celesta Mustel и стоит 1200 франков. Купить его можно только в Париже у изобретателя г. Mustel. Я хочу попросить тебя выписать этот инструмент…но при этом я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают и раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами».
Любовь к необычным музыкальным инструментам Петр Чайковский вынес с детства. Сегодня два уральских музея – в Воткинске и Алапаевске демонстрируют оркестрину – инструмент, который в раннем возрасте произвел на Петю Чайковского огромное впечатление. Мама, следившая за музыкальными новинками, заказала в уральскую глушь оркестрион или иначе оркестрину. Это был модный автоматический механический инструмент, приспособленный для имитации звучания оркестра. Внешне оркестрион напоминал шкаф, внутри которого был помещён пневматический механизм. Расположение струн или труб инструмента было подобрано таким образом, чтобы при работе механизма звучали определённые музыкальные произведения. Отец Петра Чайковского – Илья Петрович, сначала управлял металлургическими заводами в Воткинске, затем в Алапаевске. При переезде ценное имущество забирали с собой. Чтобы воссоздать дух семьи Чайковских, в Воткинске и Алапаевске приобрели музыкальные инструменты аналогичные тем, которые слушал юный Пётр, его братья и сёстры. На валиках этого механического органа была записана популярная в то время музыка Моцарта, Беллини, Россини, Доницетти.
Небесная челеста и свистулька-кукушка
В «Щелкунчике» Чайковский, словно сам будучи ребенком, очарованным волшебством, «заражал» юных слушателей любовью к музыке, используя небесное звучание челесты. В инструменте, название которого переводится как «небесный», звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами. Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Инструмент появился в 1788 году, а в 1886 году челеста была запатентована французским мастером Огюстом Мюстелем. Петру Чайковскому удалось обойти Римского-Корсакова и Глазунова, и сказочный тембр челесты наполнил волшебством танец «Феи Драже» в Щелкунчике.
Из необычных инструментов, помимо челесты, Чайковский включил в музыку для балета «игрушечные инструменты» – свистульку-кукушку, кастаньеты, там-там, колокольчики, арфы.
Провал и триумф «Щелкунчика»
Неуверенный и склонный к самокопанию в приватной жизни, Пётр Чайковский в музыке не испытывал страха. Партитура оказалась намного богаче и сложнее традиционных произведений для балета. И растерянные критики довольно холодно восприняли балет. Им мешали пестрые костюмы, сложная музыка… Газеты писали, что из прекрасной истории сделали «безделицу для детей», в которой «даже музыка оказалась довольно слабою». Ситуацию спас император Александр III. Ему балет понравился, и критика очень быстро утихла. А затем «Щелкунчик» стал самым востребованным зимним произведением России. «Щелкунчик» превратился в настоящего театрального принца, которого полюбили и политические лидеры СССР, и меломаны во всем мире.
После оригинальной постановки в Мариинке «Щелкунчик» пережил много интерпретаций. В 1934 году Василий Вайнонен вернул балет Мариинки. Рисунок этого спектакля сейчас повторяется в постановке Урал. Опера Балет. Главные партии в балете 1934 года танцевали великие артисты Галина Уланова и Константин Сергеев.
За границей «Щелкунчик» был впервые представлен в Лондоне в 1934 году. Из известных балетных постановщиков «Щелкунчик» ставили Рудольф Нуреев, Джордж Баланчин, Михаил Барышников. Самой знаменитой стала постановка Юрия Григоровича в Большом театре. Именно в ней блистал Николай Цискаридзе.
После выхода в 1973 году советского мультфильма «Щелкунчик» за принцем закрепился образ милого гусара с огромным зубатым ртом. Он стал привычен для русских кукол-щелкунчиков.
Музыковеды, историки, биографы Чайковского уже разложили «Щелкунчика» на атомы. Писали и о влиянии глобальной политики на произведение и то, почему Петипа бросил свой балет, не закончив, о влиянии балета на культуру, о том, что балет был неудачей Чайковского, о том, что «Щелкунчик» – визитная карточка русской культуры. При желании можно найти множество сюжетных линий, связанных с этим произведением. Для нас, живущих на Урале, интересно, что при работе над «Щелкунчиком» Пётр Чайковский не мог не вспоминать своё детство в Воткинске и Алапаевске.
«Щелкунчик» Петра Чайковского превратился в символ зимних праздников, когда при должном усилии даже злые чары рассеиваются.