Как хорошо написать Тотальный диктант в 2024 году? Читать много книг Анны Матвеевой.
С состраданием к русскому языку
Двадцать лет назад рыцари изящной словесности именем Розенталя вступили в бой с теми, кто мемами и намеренными искажениями осквернял русский язык.
11 марта 2004 года в Новосибирском государственном университете провели первый Тотальный диктант. Придумали и организовали акцию студенты гуманитарного факультета, а Дитмара Розенталя мы упомянули ради красного словца – это автор учебного пособия по русскому языку для школьников старших классов и поступающих в вузы.
Инициатива новосибирских защитников русского языка вскоре получила известность. Сейчас акция проходит по всему миру. Написать диктант можно офлайн, онлайн или в режиме самопроверки.
Тексты для диктанта стараются выбрать живые, нетривиальные. Среди авторов текстов уже были Лев Толстой, Николай Гоголь, Редьярд Киплинг, Алексей Иванов, Гузель Яхина. В 2024 году автором Тотального диктанта выбрана Анна Матвеева – писательница, родившаяся в Екатеринбурге и лишь недавно переехавшая в Москву.
Регистрация на Тотальный диктант открывается за десять дней до начала. В 2024 году записываться на участие можно с 10 апреля.
О том, что писатель с Урала станет автором Тотального диктанта, стало известно 8 сентября, в Международный день грамотности.
Хрупкая веточка Анны Матвеевой
Если бы кто-то определял код уральской идентичности, то непременно стоило бы включить в него Анну Матвееву. Вместе с Эрнстом Неизвестным, Павлом Бажовым, Борисом Рыжим, Николаем Колядой. Еe утонченные, но сильные образы, отстраненные, но внимательно наблюдающие за происходящим герои, добавили бы в суровую и слегка кликушескую уральскую канву интеллигентской рефлексии. По созвучию со сказом Бажова, Анна Матвеева – хрупкая веточка уральской хтони.
Анна родилась в рафинированной интеллигентной семье. Папа – профессор-филолог, известный настолько, что сейчас в Екатеринбурге его именем названа улица, мама – профессор-филолог, специалист по современному русскому языку, автор научных книг и словарей, дед – выдающийся учёный, геолог, основатель Уральского геологического музея. Чтобы стать хорошим писателем в такой семье, требуется большая отвага, вера в себя, но и, наверное, немного самоиронии. После окончания школы Анна все же выбрала журналистику, а не филологию.
Журналистика в 1990-е – это особая история. Новые, еще никем не опробованные форматы, деньги, которые могли неожиданно упасть на счастливчика, атмосфера риска и предвкушения лучшего будущего, безумные пиар-компании, талантливые коллеги, огромное множество новых тем и неискушенный читатель, еще не подсевший на интернет и любящий слово. В архиве Анны есть две премии журнала «Cosmopolitan», работа в официозной «Областной газете», первом уральском глянце – журнале «Стольник», работа пресс-секретарем в «Золото-Платина-Банке» и редколлегии журнала «Урал». Помимо журналистской работы она начала писать собственные произведения. Первые рассказы Анны появились в 1990-х. В литературу она вошла деликатно, но уверенно.
Книги автора Тотального диктанта
Первое крупное произведение «Перевал Дятлова, или Тайна девяти» вышло в 2001 году и с тех пор много раз переиздавалось и даже переведено на несколько языков. Сейчас на другие языки переведено уже несколько произведений Анны Матвеевой. Теперь ее представляют: Анна Матвеева – автор романов «Каждые сто лет», «Есть!», «Завидное чувство Веры Стениной», сборников «Армастан. Я тебя тоже», «Катя едет в Сочи», «Девять девяностых», «Горожане», «Картинные девушки» и многих других книг. Финалист премий «Большая книга» и «Ясная Поляна».
Почему именно её произведения стоит добавить в ген уральской идентичности? А почитайте фрагмент отзыва, размещенного на популярном литературном ресурсе. Автор поставила самую высокую оценку книге «Завидное чувство Веры Стениной», но пишет о книге так:
«Уральская социальщина показала себя во всей своей суровой красе. Едко, жестко, честно, гнилостно, удушающе, почти непристойно и очень-очень жизненно. Фиалкам не читать, есть опасность обжечь нежные лепестки щелочью и уксусом, который так и капает со страниц. Феномен женской дружбы освежеван и разделан, как коровья туша. Сначала Анна Матвеева тыкнула ему в бок вилку, вскрыла гнойник, а потом разделала, как опытный мясник. Зрелище жутковатое, но глаз не оторвать».
Проза Анны, действительно, далека от чтения для нежных фиалок. В ней есть напряжение, нерв, преодоление, присущие уральцам, при этом мощное женское начало и некоторая отстраненность.
Название «Каждые сто лет» имеет продолжение – «роман с дневником». Текст для Тотального диктанта Анна посвятила дневникам как литературному жанру, и он будет перекликаться с романом, о котором внимательная читательница из Екатеринбурга написала:
«Сложнейший сюжет: истории двух женщин, которых разделяет столетие, изложенный через личные дневники. Автор мастерски их переплетает. Ни в один момент не хочется сказать: «А что-то я совсем забыла, что там у другой героини». И тут я должна вставить фразу, которую произношу с патетическим видом на всех последних встречах с читателями: «А линия маньяка-то какая?» А если серьезно, очень тонко и деликатно описаны нелегкие судьбы женщин в России в разные времена. Как нелегко им находиться в мире мужского шовинизма и как они при этом самоотверженно жертвуют собой ради дорогих им близких, при этом сохраняя себя».
Большой писатель, каким уже давно стала Анна Матвеева, перерастает привязку к территории. Его «присваивают» себе люди, живущие в разных точках планеты. Это прекрасно. Но есть моменты, когда хочется «вернуть» прославившегося земляка на родину. Сказать: автор текста Тотального диктанта с Урала!
На сложный вопрос: зачем взрослым людям писать диктант, уральцы могут ответить с легкостью: потому что автор наша, с Урала. Для всех остальных участие в Тотальном диктанте – это приключение, немного вызов и объяснение в любви к русскому языку. Автор не обещает, что текст диктанта будет легким, потому, да поможет всем Розенталь!