
Дом Главного горного начальника – это двухэтажное здание с мезонином, построенное архитектором Малаховым по канонам классицизма, как и здание Аптеки горного ведомства, о которой мы рассказывали в пятом выпуске с АРХликбез.
В этом доме, построенном для него, жил генерал Владимир Глинка – «Царь и бог уральских заводов», а среди его гостей были будущий император Александр II с воспитателем Василием Жуковским и семья декабриста Кюхельбекера. После 1917 года здесь располагался окружной и областной совет рабочих депутатов, а сейчас в здании – областная больница №2.
Вместе с экспертом Надеждой Бурлаковой-Елизаровой, гидом по архитектуре Екатеринбурга и автором просветительского проекта «АРХликбез», разобрали мифы и факты о резиденции Горного начальника и его личности, старинных подвалах под зданием и сфотографировали портики, колонны, окна с сандриками и лепнину. Для наглядности использовали макеты выставочного проекта «Урал на ладони» – это позволило рассмотреть здание со всех сторон.
Миф 1. Дом горного начальника построил Малахов ещё в 1817 году
Михаил Малахов приехал в Екатеринбург в 1815-м году и технически мог построить здание к этому времени. Но более достоверными кажутся источники, говорящие о масштабной перестройке здания в 1837 году, после которого резиденция обрела знакомый сегодня облик.
До начала работ архитектором Малаховым здесь стоял деревянный дом обер-инспектора екатеринбургских заводов Андрея Терентьевича Булгакова, сгоревший в 1812 году. А когда в 20–30-е годы в Екатеринбурге появилась должность Главного горного начальника, казна выкупила дом под его нужды. Проект был отдан Михаилу Малахову, который в 1837году находился на пике своей карьеры и много работал по заказам Казны, перестраивая уже существующие здания.
Так что, несмотря на споры – 1817 или 1837 годы, – окончательный облик здания сформировался в 1837 году и дом стал настоящей жемчужиной города.

Миф 2. Архитектурный стиль здания – классицизм
Стоявший ранее на этом месте дом был больше похож на простую коробку без особых украшений. Михаил Малахов преобразил его, придав зданию величественный облик. К фасаду был пристроен трехэтажный портик – эффектная конструкция, ставшая центром композиции. Первый этаж украсили массивные рустованные колонны-устои, строгие и основательные. На втором появились изящные ионические колонны – утонченные и гармоничные. Мезонин увенчали коринфские колонны с капителями, напоминающими корзины цветов. А завершил композицию треугольный фронтон.
Для создания гармоничного ансамбля Малахов дополнил комплекс симметричными воротами, которые, словно крылья, обрамили особняк. За воротами некогда начинался сад, располагались конюшни и хозяйственные постройки, не сохранившиеся сегодня.
Особого внимания заслуживают детали фасада. Окна первого этажа – простые прямоугольные проемы без наличников. На втором ярусе над окнами расположены сандрики – горизонтальные элементы, напоминающие миниатюрные карнизы, над которыми – лепнина из двух лепестков, в центре которой находится редкий для Екатеринбурга маскарон с изображением женского или детского лица.
Симметричная структура здания и сам портик отсылают к античным канонам, заложенным еще Витрувием, и перекликаются с архитектурой римского Колизея: снизу – строгий ордер, выше – изящный ионический, а на вершине – пышный коринфский. Дом главного горного начальника – действительно настоящий архитектурный шедевр, один из ярчайших примеров эталонного классицизма
Миф 3. В XIX веке крыша здания была красной
Сама должность главного начальника горных заводов появилась в 1826 году, когда после восстания декабристов Николай I решил усилить контроль над горнозаводскими предприятиями Урала. Уральские заводы уступали английским по качеству и объёмам производства, и для наведения порядка император сделал ставку на военных. Владимир Андреевич Глинка, третий главный начальник горных заводов Уральского хребта, был ветераном Отечественной войны 1812 года, дослужившимся со звания подполковника до генерала после назначения в Екатеринбург. Главный горный начальник подчинялся напрямую министру финансов и императору, а не местному губернатору, что создавало своего рода «государство в государстве».
Владимир Глинка прославился не только административными реформами, но и вкладом в облик города. По легенде, именно он, заботясь о сохранении лесов, запретил использование деревянных крыш на зданиях. Вместо них он распорядился покрывать крыши черепицей, обожжённой из глины. В XIX веке крыши Екатеринбурга были красными, что роднило город с архитектурой Западной Европы и отличалось от современного облика Екатеринбурга, где крыши исторических зданий чаще покрыты зелёной черепицей, возможно, из-за добавления малахитовой крошки в более поздние времена.
Дом главного горного начальника изначально действительно имел именно красную черепичную крышу, что соответствовало его эпохе, и это подтверждают свидетельства современников.

Миф 4. Набережную Исети, где находился дом горного начальника, одели в гранит как Неву, чтобы украсить вид из особняка
Строгий, но справедливый Владимир Глинка решал проблемы не силой, а разумом. Например, в 1880-х годах во время бунта на казённом заводе он отправил 60 тысяч рублей для погашения долгов по зарплате, избежав применения войск. При его управлении в городе появился театр: сначала антреприза в арендованном помещении госпиталя, а в 1847 году, благодаря поддержке купцов-старообрядцев, был построен первый городской театр, который мы сегодня знаем как «Колизей».
В 1847 году усилиями Владимира Андреевича Глинки, несмотря на сопротивление министра финансов, считавшего, что «простолюдин не должен быть чрезмерно образован», в городе появилось окружное училище горных инженеров, а в 1853 году – Уральское горное училище.
Для сохранения уральских лесов, истощённых заводами, Глинка учредил должность Главного лесничего. Иван Шульц, занимавший этот пост более 30 лет, построил свой дом рядом с особняком Глинки. Оба здания, спроектированные архитектором Малаховым, выполнены в стиле классицизма, с подчеркнутой симметрией и строгостью архитектуры. Преобразил Глинка и набережную Исети, где стоял его дом. По его приказу, в подражание Неве, её одели в гранит под руководством все того же Малахова.
Но это решение, отражённое на фотографиях второй половины XIX века, было направлено не на украшение вида из особняка, а на развитие Екатеринбурга, о процветании которого действительно заботился главный горный начальник Владимир Глинка.
Миф 5. В доме главного горного начальника гостили члены императорской семьи и декабристы
Резиденция Главного горного начальника, естественно, был местом притяжения выдающихся личностей своего времени. В мае 1837 года, вскоре после приезда Начальника в город, его дом посетил цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II, в сопровождении своего воспитателя, знаменитого поэта Василия Жуковского. Кроме того, дом главного горного начальника оказался связан с декабристами: здесь бывала семья Кюхельбекера, вместе с которым Владимир Глинка состоял до 1821 года в «Союзе спасения». А также проживал декабрист Вишневский, служивший чиновником особых поручений.
Таким образом, дом стал местом, где пересекались судьбы императорской семьи и участников декабристского движения.

Миф 6. Под домом Главного горного начальника находятся пороховые подвалы
Если наложить план Екатеринбургского завода, основанного в 1723 году, на современную карту города, то можно заметить, что северо-западный бастион крепости проходил по нынешнему переулку Химиков. Причём выступ этого бастиона располагался точно там, где позже был построен дом Главного горного начальника. Если бы его возвели на 60–70 лет раньше, то фундаменты точно совпали бы с этим бастионом, подвалы которого использовались как пороховой склад.
И такие подвалы действительно обнаружились во время реставрации в 1970-х годах. Однако кирпич, из которого они сложены, датируется началом XIX века. Возможно, они результат реставрации подземных помещений, которая могла быть проведена при постройке дома.
Об этих подвалах писал Всеволод Слукин в книге «Тайны уральских подземелий», однако история остаётся мифом, верить в который или нет – решайте сами.
Выражаем благодарность за предоставленные макеты зданий проекту «Урал на ладони» и его руководителю Наталье Заиченко.