
Дом Севастьянова – одно из самых заметных зданий Екатеринбурга. Редкий прохожий не остановится взглядом на украшенном, словно пряничный домик, особняке у Плотинки.
Вместе с экспертом Надеждой Бурлаковой-Елизаровой, гидом по архитектуре Екатеринбурга и автором просветительского проекта «АРХликбез», разобрали самые распространенные мифы об особняке и сфотографировали его эклектичное «платье» со всех сторон. Для наглядности использовали макеты выставочного проекта «Урал на ладони» – они позволяют рассмотреть детали, которые ускользают от взгляда в большом масштабе.
Миф 1. Это здание в стиле неоготики
Я обожаю эти формулировки из интернета: здание в стилистике неоготики. С точки зрения экспертов здесь налицо соединение нескольких стилей. Стрельчатые окошечки – это, конечно, европейские мотивы: готика и неоготика. Фигурные фронтоны и лепнина на фасаде – это барокко. А сама коробка здания, построенного в 1820-е годы, – в стиле классицизма. Если разрезать его, здание, по диагонали, то мы увидим абсолютную симметрию. К классицизму нас отсылает и ротонда. А архитектор Падучев просто «надел» на нее весь этот вычурный барочно-готический наряд, как надевают нарядное эклектичное платье.
Правда: Поскольку я – зануда и настаиваю, чтобы все мои студенты и экскурсанты были в хорошем смысле занудами, мы должны с вами диагностировать: Дом Севастьянова после перестройки его архитектором Падучевым – это пример эклектики с элементами неоготики, барокко и классицизма.

Миф 2. Севастьянов купил здание, чтобы получить крупный займ
Николай Иванович родился в Петропавловском заводе, сегодня это Североуральск. Семья была небогатой, но мальчик был, как сейчас говорят self-made man, и многого добился. Он занимался золотодобычей, мануфактурой, успешно продвигался по карьерной лестнице государственного служащего. С такой репутацией кредитное плечо в банке ему было обеспечено, но Севастьянову требовалось гораздо больше, чем был готов предложить ему заемщик. Тогда и появилась идея купить здание в самом центре города под обеспечение кредита и благоукрасить его.
Архитектор Падучев был на тот момент известен: именно он перестроил дом Коробкова в мавританско-готическом стиле. Кроме того, Александр Иванович Падучев был учеником архитектора Малахова – автора проекта домов главного лесничего и горного начальника. То есть это было некое соревнование между учеником и мастером, начальником и подчиненным. Но скорее всего, заказчику он предложил несколько вариантов украшения здания, на что Севастьянов ответил что-то вроде: «Строй так, чтобы деньги видно было!».
И Падучев построил. Среди особняков в классическом стиле, как Эйфелева башня в Париже, появился пример уникального архитектурного решения, ставший одним из символов Екатеринбурга. Кто-то называл это безвкусицей, кому-то нравилось, но сейчас уже трудно представить себе город без Дома Севастьянова.
Правда: Севастьянов купил здание в 1860 году, современный облик оно приобрело в 1868-м, а в 1874 году Николай Иванович продал дом за 40 000 рублей казне и уехал в Санкт-Петербург, значительно выиграв в деньгах. Если украшение здания с целью его удорожания и не было первопричиной, все равно версия о расчетливом и ухватистом торговце звучит как одна из самых логичных и правдоподобных.

Миф 3. Севастьянов никогда не жил в своем красивом доме
Говорят, что Севастьянов жил в гораздо более скромном жилище, а на досуге любил поставить табуреточку у парадного входа и спрашивать прохожих, чей же это необычный особняк стоит у самой реки? Услышав в ответ свою фамилию, улыбался довольно: самолюбие его было ублажено. Есть версия, что жил он в деревянном павильончике у пруда, сохранившемся на дореволюционных фотографиях. Из окошек этого домика он любовался на свой красивый новый дом, ведь жить внутри дома, значит не видеть всю его красоту.
Правда: Деревянный павильончик на фотокарточках – это помещение Общества спасения на водах, появившееся на самом деле в 1883 году, то есть на несколько лет позже, чем Севастьянов продал дом. Однако возможно, что на этом самом месте действительно были другие постройки, принадлежавшие Севастьянову, откуда ему открывался шикарный вид.

Миф 4. За желание позолотить крыши дома Севастьянов в качестве епитимьи носил чугунные галоши
Одной из самых красивых деталей дома была круглая ротонда, в которой, по легенде, Севастьянов, имевший отношение к старообрядцам, расположил домовую часовню. Ее крышу он и решил позолотить, как маковку церкви. Даже прошение на имя императора писал. За вольность эту он и поплатился: на него была наложена епитимья, и вынужден он был ходить в чугунных галошах. Боясь ли испортить красивые интерьеры, или просто обидевшись, продал он дом и уехал в Санкт-Петербург.
Правда: Домовая часовня в Доме Севастьянова действительно существовала: об этом говорят остатки иконостаса. Более того, иконостас включал в себя Невьянские иконы, которые однозначно являются старообрядческими реликвиями. А вот была ли в действительности история с чугунными галошами, и как долго отмаливал Севастьянов свою гордыню, этого точно неизвестно.

Миф 5. Дом Севастьянова – пример архитектурной безвкусицы
Правда: Для кого-то это может быть примером безвкусицы. На деле это тот самый постмодернизм 19-го века, в котором насмотренный человек легко считает цитаты архитектурных зданий мира.
Дом, кстати, не достроен, сохранились проекты архитектора Падучева, на которых видно, что архитектор не успел исполнить все запланированное. А часть декора была утрачена в советские годы. Например, на планах был еще один бельведер, а в северо-западной части был запланирован балкончик, вместо которого позже построили деревянную лоджию. К сожалению, она была уничтожена, когда в 1918 году туда заезжал Комиссариат труда.
Выражаем благодарность за предоставленные макеты зданий проекту «Урал на ладони» и его руководителю Наталье Заиченко.