Поговорить о школе, кажется, дело простое. Главное – не ошибиться с выбором визави. Как правило, разговоры я делю с одним, в крайнем случае, двумя собеседниками. На этот раз все было иначе. И риторика, и содержание, и количество интервьюируемых. Впрочем, если речь идет о не совсем обычном учебном заведении, то, пожалуй, стоит принять все нестандартности как данность и получать удовольствие от того, что в нашем мире есть место иному, прекрасному.
Итак, в одном уральском городе Е., в самом его центре на проспекте Ленина, 13 стоит старинное здание (архитектурная ценность конца XIX века). Здесь с 1997 года живет Свердловский мужской хоровой колледж. Открыта была эта специальная школа несколькими годами раньше (до 97-го года шел ремонт и прочие сложности) – в 1992 году, так что нынче юбилей. Что можно создать за 30 лет? На самом деле, многое, особенно, если подходить к созданию с любовью и профессионализмом. Традиции русской хоровой школы, преемственность поколений, уважение – все это бережно, по крупицам складывалось и собиралось здесь в единое целое. Теперь все звучит в унисон, словно стройный хор. Потому и беседуем не с одним человеком – чтобы понять этот хоровой мир, нужно услышать несколько голосов. Пятеро ребят – еще студенты колледжа старших курсов и уже выпускники, сегодняшние студенты музыкальных вузов: Влад Осипов, Миша Степаненков, Аркаша Конопкин, Дима Миловидов, Андрей Клеменьтьев. Все мальчишки учились или учатся в колледже с 1 класса.
Первая остановка. Малыши
Беседовали, мигрируя из одной важной точки колледжа в другую. Вначале заглянули в класс малышей подготовительного отделения. И вот, что располагает сразу, с порога: начиная с них, маленьких «кнопок», заканчивая старшими – все здесь умеют дышать. Нет страха или нервного ожидания оценивающего надзора. И начинаешь дышать вместе с ними, хором.
Вторая остановка. Концертный зал
Здесь проходят выступления, случаются самые важные старты. Здесь и решили знакомиться.
Владислав Осипов – выпускник СМХК, студент магистратуры Уральской консерватории, преподаватель колледжа:
– Меня зовут Владислав Вячеславович.
– Очень приятно. Ксения Викторовна. Можно без отчества.
– Смеется. Прошу прощения, привычка учителя. Можно просто Владислав, Влад.
Колледж я окончил в 2018 году. А два года назад пришел в родную школу, чтобы преподавать хоровые дисциплины. Я ведь здесь всех ребят знаю. Кого-то катал в детстве на спине. А многих, маленькие когда были, провожал до дома. Сейчас я учусь на втором курсе магистратуры консерватории по специальности «Дирижирование академическим хором». Так что продолжаю изучать то, что начал когда-то здесь.
– Ты поступил в колледж так же, как те малыши-подготовишки, к которым мы заглядывали. Помнишь, как это было и почему?
– Это интересная история. Мне было 5 лет. Я сказал маме: «Мам, знаешь, я хочу петь… или танцевать». «Замечательно!», – ответила мама. «Будешь петь! Танцующих у нас без тебя хватает». Все мои братья танцевали, так что для разнообразия меня отдали в хоровой колледж.
– Слушай, ну это такая странная история. Дети ведь часто говорят что-то подобное. А тебя сразу в серьезную школу отдали, не в кружок какой-нибудь по пению.
– Да, но я рад, что попал именно сюда, а не в какой-то кружок. Возможность сочетать общее образование со специальным – огромный плюс и преференция.
– Почему мама именно хоровой колледж выбрала? Это ведь большой риск – отдать маленького ребенка сразу в специальное учебное заведение. У малыша есть желание, но ведь толком он не понимает, что его ждет. И никто не знает, сложится ли здесь все как надо. Откроется ли талант, получится ли задуманное. И потом, в подростковом возрасте, когда вдруг окажется, что ты в этом направлении не нашел себя, искать что-то другое уже как-то поздновато. Или нет?
– Действительно некоторые уходят. Но большая часть все-таки остается. Примерно 90% из тех, кто поступил в школу вначале, заканчивают ее.
У нас очень серьезные вступительные экзамены, большой конкурс. Дети же не просто с улицы приходят, а после подготовительных курсов, где они готовятся с 4-5 лет. И педагоги видят, есть ли у ребенка вокальные данные или нет. Кроме того, очень важен характер ребенка, человеческие качества, а точнее их задатки, которые здесь развивают в нужном направлении.
– А что такого должно быть в характере и какие качества необходимы?
– Ребенок должен быть открыт, иметь живой, пытливый ум. Это очень помогает в обучении. Закрытых детей обучать творчеству сложно, они сопротивляются этому естественному впитыванию, взаимодействию с окружающим миром, которое для хорового искусства есть обязательная составляющая.
– И уж точно при приеме в такую школу смотрят на родителей, верно?
– Обязательно! Родители играют огромную роль. Учиться в профессиональной школе очень сложно, нагрузка огромная. Без опоры, помощи, контроля родителей здесь никуда. Все серьезно. Многие родители и сами музыканты, ну а кто нет, те вместе с ребенком постигают основы музыкального образования.
Миша Степаненков – студент 4 курса СМХК:
– Я еще не закончил колледж. Сейчас на последнем курсе, иначе говоря – в 11 классе.
– То есть с 8-го классы уже называются курсами?
– Да. И уже все как в вузе: зимняя и летняя сессии, стипендия.
– Ты тоже учишься на дирижерско-хоровом отделении? Или в колледже все дирижеры-хоровики?
– С первого класса мы все дирижеры-хоровики. Но после 9 класса некоторые уходят в звукорежиссуру. Раньше еще был вокал. Сейчас этого отделения нет.
– Как же в хоровом колледже нет вокального отделения?
– Все-таки хоровое пение отличается от сольного. Для хора важна работа в ансамбле. Задачи другие, нежели у вокалистов. Вокал – дело индивидуальное. У хора – общие, командные.
– Догадываюсь, что ты тоже учишься в колледже с самого начала.
– Да. И первым моим учителем еще в подготовительной школе была мама. Да и до сих пор она мой любимый классный руководитель. У меня вообще семья музыкальная: мама и папа дирижеры.
– Да, дорога твоя была предопределена…
– Пожалуй. Я неосознанно пришел в эту школу. И до сих пор иногда у меня появляются сомнения: этот ли путь мне предназначен. Я еще не разобрался. Но точно абсолютно: с каждым днем сомнений все меньше, все больше мне нравится то, чем я занимаюсь.
Мне интересно участвовать в конкурсах и мастер-классах. И здесь я такую возможность получаю.
К слову, до мастер-классов тоже нужно дорасти. Чтобы попасть к мастеру, нужно получить определенный уровень. Обычно мастер-классы проводятся для студентов старших курсов, да и то не для всех. И планка у студента должна быть такой, чтобы ты не только себя показал, но и был бы способен быстро впитывать знания, схватывать информацию. Четкость, сосредоточение, умение следовать мастеру.
– Обучение в такой сложной структуре, как хоровой колледж, можно сравнить с дрессировкой?
– Нет. Дирижер – это не мет-ро-ном. Мы все же люди творческие. И учимся управлять хором. Дирижер должен обладать определенными качествами. И абсолютно точно их можно развить в человеке. В колледже в нас взращивают все необходимое. Конечно, все мы разные. Но в конце концов все приходят к одному знаменателю, если усердно работают.
Если человек горит тем, чему он учится, что он делает, то точно достигнет желаемого.
– Серьезный настрой. И этот год ведь для тебя последний в колледже? Куда планируешь поступать?
– Попытаюсь в Московскую консерваторию.
Аркаша Конопкин – студент 3 курса СМХК:
– В колледже я учусь, как и ребята, с 1 класса. Но в отличие от них, когда пришло время определяться со специализацией, я выбрал звукорежиссерское мастерство.
– Что это за профессия? Расскажи.
– Звукорежиссер управляет всем звуком, звукоусилением в концертном зале. Может сводить песни и много еще чего умеет.
– То, чему тебя здесь учат, даст тебе возможность работать в любом направлении звукорежиссуры, не только в академической музыке, верно? В чем ты себя видишь?
– Да, конечно. Смогу в любой сфере найти себе применение. Пока желание либо попробовать свои силы в концертной звукорежиссуре (ведение концертов, работа с певцами и т. д.), либо в студийной (это и озвучка сериалов, фильмов, подбор аппаратуры и т.д.). Пока не определился. После колледжа поступлю в консерваторию, чтобы дальше обучаться. Там уж и понимание придет, чего хочу точно.
– Как у тебя все было?
– Мама предоставила мне выбрать самому: общеобразовательная школа или хоровой колледж. Толком я не понимал, что есть колледж и чему там учат. Но тем не менее, выбрал именно его.
Мама работала в колледже. И часто меня маленького сюда привозила. И в моем представлении это была самая обычная школа. Сейчас я понимаю, что она ну совсем необычная.
– И снова мама! Все-таки мамы решают если не все, то очень многое в нашей жизни. Сегодня ты видишь пользу от этого выбранного пути?
– Во всяком случае то, чем я занимаюсь, мне нравится. А дальше будет видно.
– Ваш образ жизни, хотя бы в силу большой занятости, довольно сильно отличается от образа жизни детей, которые учатся в обычных школах. И вы отдаете почти все свое время музыке. Хотелось бы иначе? Вот была бы обычная жизнь, как у всех...
– В младших классах это не очень заметно. А вот в старших действительно мы в школе с раннего утра и до 8-9 часов вечера. Звукорежиссеры порой еще дольше – мы должны дождаться окончания концерта, чтобы все убрать.
Но я совершенно не чувствую, что в чем-то мы ущемлены. У нас ведь здесь целый мир, который мы понимаем, а он понимает и принимает нас. Отношения здесь очень человеческие. Нет злобы, недопонимания.
Дима Миловидов – выпускник СМХК, студент Уральской консерватории:
– Я закончил колледж в прошлом году как дирижер-хоровик. Но в нашу консерваторию поступил на кафедру музыкальной звукорежиссуры.
– Любопытно, почему в колледже не выбрал звукорежиссуру?
– На тот момент, когда нужно было определяться с выбором, я все-таки планировал продолжать дирижерское направление. Мне тогда хотелось учиться управлять коллективом, хором. Но и звукорежиссура мне нравилась. Я даже в консерваторию сдавал экзамены на оба отделения. В итоге остановился на профессии звукорежиссера. Но ведь это круто, что у меня был выбор.
Андрей Клементьев – выпускник СМХК. Студент Уральского педагогического университета по специальности музыкальное и дополнительное образование:
– Я закончил колледж в 2018 году по классу вокальное искусство. Это был последний выпуск вокалистов.
Моя история попадания в колледж немного другая. Я собирался поступать в музыкальную десятилетку по классу скрипки. Там занимался на подготовительных курсах. Прошел отбор. Но отец воспротивился тому, чтобы я таскал за собой виолончель. Как-то мы шли с отцом из десятилетки мимо хорового колледжа. Внезапно он предложил зайти. Зашли и остались...
Третья остановка. Тайное место. Звукорежиссерская каморка
– Аркаша, ты повелитель этого места, рассказывай, как у тебя тут все устроено, сколько времени здесь проводишь.
– Каждый день прихожу сюда в 8 утра. В основном здесь проходят все мои занятия.
На 1 и 2 курсе еще продолжаются общеобразовательные предметы: математика, русский, литература, химия. Но уже начинаются и специальные уроки: электротехника, звукооператорское мастерство, акустика, звуковой дизайн. На 3 курсе добавляется компьютерная аранжировка, режиссура кино, но уходят общеобразовательные предметы. Вот у меня сейчас практически нет обычных уроков.
Каждое занятие длится 45 минут. Как правило занятия ставятся парой.
И каждый день вперемешку общеобразовательные уроки со специальными. В субботу мы тоже учимся. Заканчиваются занятия примерно в 4-5 часов вечера. Ну и, кроме того, есть учебная практика. Конечно, многие из нас, уже имея основы профессии, ищут возможность практиковаться и в «полях».
– Кстати, вы сдаете ЕГЭ?
– Сдаем. У нас есть возможность сдать экзамен три раза, на каждом курсе. Ведь звукорежиссеры учатся на 2 года больше, чем на других отделениях. 2 последних года мы занимаемся только специальностью.
Дима: На дирижерско-хоровом возможности сдавать ЕГЭ столько раз нет. Только один – как во всех школах. Но мы так же можем поступать в творческий вуз, сдавая вступительные экзамены, поскольку колледж – это среднее специальное учебное заведение.
Влад: Вообще, чем выигрывает образование в колледже – обучение идет по двум направлениям: общеобразовательному и музыкальному. Так что мы можем попробовать поступить в вуз как по музыкальной специальности, так и по любой другой в разные институты страны.
Примерно 90% наших выпускников поступает в музыкальные вузы, в основном в консерватории и академии на разные специальности, остальные ребята выбирают вузы по самым разным направлениям.
– В чем сложность, специфика обучения в вашей школе? Чем отличается обучение здесь от других простых школ, от других специальных школ?
Влад: Нагрузка. Очень серьезная нагрузка.
– Что нужно, чтобы выдержать эту нагрузку?
Влад: Терпение и упорство.
Аркаша: И обязательно регулярно высыпаться!
Андрей: Я замечал, что ребята, закончившие наш колледж, имеют особый темперамент, характер и внутренний стержень. Другой человек не выдержит этого ритма и темпа. И неверно говорить, что мы лишены детства, например. У нас все в достатке. Самое главное – крепкая дружба и связь с теми, кто рядом учится.
Влад: И у нас конечно преподаватели замечательные. Без их поддержки и вдохновения мало бы что получилось.
Классы в колледже небольшие 12-14 человек максимум. А это значит, что педагог может уделить внимание каждому ребенку. Ведь это очень важно при нашей нагрузке.
– А есть тайные места в школе, где можно было сходить с ума, шалить?
Миша: Вот эта каморка звукорежиссеров – и есть тайное место.
– Ведь сюда же еще надо как-то попасть, если ты не учишься на звукорежиссуре...
Аркаша: Нужен знакомый звукорежиссер. И у каждого уважающего себя ученика есть свой звукарь.
– С какого же возраста можно рассчитывать на такое выгодное знакомство?
Аркаша: С 4 класса уже можно. Улыбается...
Влад: Раньше было строже. Сюда заходили лишь избранные. Здесь тусовались только старшие курсы. И то не все. И правда – тайная комната!
Андрей: Вот правда! Здесь наш маленький Хогвартс. Мне кажется, так у нас, и еще в десятилетке. По отношениям между преподавателями и учениками, по настроению, по воспитанию. Жили бы еще прямо здесь – вообще было бы круто.
– В десятилетке много ребят учится из области. У вас все-таки, в основном, екатеринбуржцы.
Аркаша: На старших курсах звукорежиссуры и у нас много ребят из других городов. Потому что этой специальности можно научиться только у нас. И, кстати, на звукорежиссуре у нас есть несколько девочек, несмотря на то, что колледж мужской.
– Возвращаясь к тайной комнате… что же здесь происходило?
Влад: Проще рассказать, чего тут не происходило.
А было… Ну, например, бесконечные репетиции наших вокально-инструментальных ансамблей. А их у нас очень много. С 7-8 класса обычное дело. Все ансамбли, конечно, выступают в колледже на концертах. Например, у нас проходят тематические концерты, английские мюзиклы и многое другое. Но и для себя тоже музыку играем.
Миша: Сколько струн на гитарах порвано!
– На каких же инструментах вы играете? И где вы учитесь играть на этих инструментах?
Дима: Ну, во-первых, в колледже мы учимся игре на фортепиано. Так что можем кое-что. Остальное осваиваем сами: флейты, акустические и электрогитары, бас, ударные и прочее. Я вот играл практически на всех инструментах.
Миша: А я много-много пел. И играл на акустике. Еще помню, как мы пошли нашим ансамблем выступать на Вайнера. Очень старались. Заработали себе на обед.
– Кстати, про песни – расскажите про хор колледжа.
Влад: С 1 по 3 класс дети поют в младшей группе хора. С 4 класса ребята начинают петь в концертном составе Хора мальчиков и юношей Свердловского мужского хорового колледжа. Когда голос начинает мутировать, то мальчика перемещают в юношескую группу.
Миша: У маленьких вместе с хором есть спец предметы: постановка голоса, чтение с листа и фортепиано. В более старших классах начинается еще и чтение хоровых партитур, дирижирование, вокал. 8-10 часов в неделю мы занимаемся хором.
Хор колледжа, на самом деле, очень именитый коллектив. Объездил с гастролями полмира и стал победителем и лауреатом многих и многих российских и международных конкурсов.
Четвертая остановка. Класс естественнонаучных предметов
Влад: Здесь в колледже глаза у детей другие. И я не знаю, как это описать и объяснить. Теперь, уже как преподавателю, мне это особенно ясно видно.
– Почему ты пришел сюда преподавать?
Влад: Мне нравится преподавать. Почему сюда? Потому что начинать приятнее с родного. Я ведь все с изнанкой здесь знаю. Понимаю, с чем сталкиваются здесь ученики, потому что сам через это прошел.
– Кажется, что здесь есть преемственность поколений: родители преподают, приводят своих детей, затем и они возвращаются сюда педагогами... Все так?
Влад: Да, это так. Атмосфера особенная. Но помимо этого, здесь очень тесный контакт всех со всеми. Это необыкновенно важно. Все всегда друг с другом на связи. Все друг за друга горой.
Семейственность, правда, в колледже принята. Вообще школа ведь создавалась по образу пушкинского лицея. У нас братские отношения. Здесь никто никому не чужой. Не может быть ситуации, когда кому-то нет до тебя дела.
Андрей: При том, что есть безусловная субординация, каждый ученик для учителя – человек со своим внутренним миром, своими радостями и проблемами. И дети, конечно, чувствуют такое бережное к ним отношение и открываются, выкладываются.
И это касается всех преподавателей, в том числе по общеобразовательным предметам.
Все тут открываются навстречу друг другу. Никто нарочито не строит стену.