Екатеринбургский цирк. АРХликбез

Екатеринбургский государственный цирк имени В. И. Филатова – вершина экспериментаторских архитектурных решений: уникальный сетчатый купол, на который буквально подвешен купол внутренний, отделочные материалы фасада – гранит, мрамор и алюминиевые витражи. Его украшают 12 горельефов, на которых изображены иллюзионисты, клоуны, акробаты, жонглеры, дрессировщики с животными. В 2020 году здание вошло в 10-ку лучших в рейтинге самых знаменитых архитектурных форм СССР.

Вместе с экспертом Надеждой Бурлаковой-Елизаровой, гидом по архитектуре Екатеринбурга и автором просветительского проекта «АРХликбез», разобрали мифы и факты о здании Екатеринбургского цирка, сфотографировали его снаружи и в разрезе. Для наглядности использовали макеты выставочного проекта «Урал на ладони» – это позволило буквально заглянуть под купол цирка.

Миф 1. Таких куполов в мире всего два, и второй из них находится в Бразилии

Реальность: Когда речь идет об этом «двойнике», имеется в виду Кафедральный собор Бразилии архитектора Оскара Немейера – 16 колонн, воздетых к небу, как молитвенно сложенные ладони. Но в архитектуре этого собора, который, хоть и опирается на вантовый каркас, как наш Цирк, между бетонными вантами расположены витражи. Так что архитектурно – это классическое скелетное строение готических конструкций.

Уникальность же купола екатеринбургского цирка в том, что он двойной: на разворачивающийся «цветок» – те самые «ребрышки», которые мы видим снаружи, буквально подвешен внутренний рабочий купол. И если искать цирку «двойника», то на ум приходит купол Фуллера в Монреале. 

Вообще, оболочковые вантовые конструкции упираются в изобретение великого русского инженера Владимира Шухова, который получил свои патенты еще в 19 веке. Подводя итог, надо сказать, что миф о том, что аналог нашему цирку только один, и он в Бразилии, это все-таки миф.

Миф 2. Цирк открылся 1 февраля 1980 года

Реальность: Здание на перекрестке улиц Куйбышева и 8 Марта действительно открылось в феврале 1980 года, и это известный факт. Но еще в ноябре 1979 года труппа впервые выступила на манеже только что построенного цирка перед… строителями! Спецпоказ приурочили ко Дню рождения Свердловска.

Стройку называли народной, в ней принимали участие 64 городские организации: приезжали на субботники, разбирали мусор, выполняли неквалифицированную тяжелую работу. Участвовал весь город: от обычных работяг до партийщиков. Вот для этих людей и прошел первый, закрытый показ за три месяца до официального открытия.

Миф 3. Предыдущий цирк сгорел в пожаре

Реальность: Самый первый цирк в Екатеринбурге появился в 1883 году, когда на Урал приехала цирковая семья итальянцев Труцци. Деревянное строение с натяжным куполом располагалось на Дровяной площади (сейчас на этом месте построен Оперный театр), однако обладало плохими привычками всех деревянных строений: в 1912 году оно сгорело. 

До 1930 года, пока не был построен летний цирк на Хлебной площади, труппа «скиталась» по разным помещениям, а в 1933 году деревянное здание цирка – с отличным манежем и прекрасной акустикой – было построено перед Рязановской церковью на перекрестке улиц Куйбышева и Розы Люксембург. Правда, церковь в то время была кинотеатром «Фронт», потом превратилась в ДК «Автомобилист», а цирк, не имевший отопления, работал только летом. Его расформировали в 1974 году, а в 1976 году торжественно сожгли. 

Кто-то говорит, что это был случайный пожар, кто-то – что это была отработка навыков пожарных команд. Периметр оцепили, строение подожгли и наблюдали, чтобы огонь не перекинулся на соседние здания. Площадку потом расчистили, и теперь мы знаем ее как Сквер перед Свято-Троицким собором. Так что миф о пожаре, каким бы ни было происхождение огня, правдив.

Миф 4. Уникальная конструкция цирка создана такой для красоты

Реальность: В 1972 году в генеральном плане Свердловска уже было отмечено место будущего строительства цирка. Планировалась культурно-торговая территория с малоэтажной застройкой, а дендропарк распланировали на манер французских парков: беседки, дорожки, фонтанчики.

К этому времени в столице уже был разработан проект идеального Дворца циркового искусства. Среди его авторов – Николай Никитин, создавший Останкинскую телебашню, и Юлиан Шварцбрейн – автор сочинского цирка и гостиницы «Сочи».

Они предложили совершенно удивительную конструкцию – сквозную полусферу высотой 50 метров, на который будет подвешен рабочий купол цирка. Это было, конечно, красиво, но задача стояла другая. Обычно несущие конструкции внутри здания – это колонны и толстые стены. Для того, чтобы освободить внутреннее пространство на почти 3000 зрителей и соблюсти основы безопасности сооружения, и была разработана система, которая могла перераспределить нагрузку с внутреннего купола на внешний.

При этом интерьер цирка продуман до мелочей: расположение учебного манежа, гримерок, подсобных помещений и внутренних цехов. В размерах манежа диаметром 13 метров и высоте рабочего 23-метрового купола соблюдены мировые стандарты. Для разработки функционала помещений был приглашен директор Нижнетагильского цирка Феликс Лейцингер, который в уже готовый проект внес порядка 60 правок.

Факт-бонус: Кружевной купол цирка создан из железобетонных конструкций. На «кружево» из стали одновременно с четырех сторон надевалась опалубка из бетона, наращивая «ребра» купола снизу вверх одновременно, чтобы избежать разрушения фундамента и несущих конструкций. Ведь на 32 ребристые стальные полуарки высотой 50 метров и весом 300 тонн было нанизано 1200 тонн бетона. Точно такая же система возведения конструкций была использована при строительстве купола Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. А учитывая сложность уральского климата, для постройки была специально разработана морозостойкая марка бетона М-400.

Эксперт Надежда Бурлакова-Елизарова. Беседовала Ирина Урлапова / Культура-Урала.РФ. Фотографии Ирины Урлаповой, Евгения Головкина.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл