
Екатеринбургский Главпочтамт был построен в 1933 году. Проект разработал московский архитектор Касьян Соломонов (в некоторых источниках – Константин Соломонов), а адаптацию к местности и интерьеры – архитектор Вениамин Соколов, автор комплекса «Динамо» – тот самый знаменитый «корабль». Ходят легенды, что в хитро-устроенном здании можно заблудиться. Что в облике построенного в конструктивистском стиле здания угадывается трактор, и что крыша его сначала была стеклянной.
Вместе с экспертом Надеждой Бурлаковой-Елизаровой, гидом по архитектуре Екатеринбурга и автором просветительского проекта «АРХликбез», разобрали мифы и факты о Екатеринбургском Главпочтамте, сфотографировали его снаружи и в разрезе. Для наглядности использовали макеты выставочного проекта «Урал на ладони» – это позволило увидеть хитрые лестницы, «половинки этажей» и рассмотреть здание со всех сторон.
Миф 1. Главпочтамт – первое отделение почты в Екатеринбурге
История почтовой связи в Екатеринбурге началась 27 сентября 1754 года, когда была открыта первая почтовая станция. К началу XX века в городе функционировало несколько почтовых отделений. Одно из них, располагавшееся на пересечении проспекта Ленина и улицы Либкнехта (сейчас там находится магазин «Океан»), в 1931 году получило ироничное звание «самого отстающего» отделения и «орден черепахи». Свердловск, ставший столицей Уральской области в 1923 году, рос стремительно, увеличившись за несколько лет в 3 раза. Это создавало огромную нагрузку на почтовую службу, не справлявшуюся с потоком приезжающих строителей, рабочих и сотрудников НКВД. Решением стало строительство нового здания Главпочтамта.

Проект разработал Касьян Соломонов, архитектор Наркомата связи, представитель московской школы, вероятно, ни разу не посещавший Свердловск. Адаптацию проекта к местным условиям и оформление интерьеров выполнил талантливый екатеринбургский архитектор Вениамин Соколов, известный как автор спорткомплекса «Динамо». Соколов получил классическое образование в Академии художеств, где учился у Александра Померанцева, но не окончил ее из-за революционных событий. Во время Гражданской войны он занимался строительством оборонительных сооружений в рядах Красной Армии, был помощником Федора Лидваля в Санкт-Петербурге. А в 1926 году переехал в Свердловск и работал в проектных организациях Урал-Гипромес и Урал-Жилстрой, специализируясь на промышленных и гражданских объектах. В 1933 году на месте бывших купеческих особняков под его руководством было построено новое здание Главпочтамта, воплотившее в себе идеи конструктивизма.
Правда: почтовая служба в Екатеринбурге работала с середины XVIII века, задолго до строительства современного Главпочтамта. Первое отделение почтовой связи находилось на территории современного литературного квартала, а вовсе не там, где сейчас находится центральное отделение почтовой службы.

Миф 2. Здание Главпочтамта воспроизводит форму трактора
Многие считают, что свердловский Главпочтамт внешне напоминает трактор. Но, давайте разбираться. Здание в стиле конструктивизма, с его характерными геометрическими линиями, обилием бетона и ленточным остеклением, подчинялось принципу соответствия формы функциям: помимо почтового зала, в здании размещались междугородная телефонная станция (на 10 тысяч номеров – фантастическое число для того времени!), телеграф и помещения для кружковой работы для советских служащих. Предполагалось наличие радиотеатра на 600-800 мест, где люди, не имевшие дома радиоприемников, могли слушать новости и спектакли в наушниках. Здесь же располагались столовая и ясли-сад, работавшие до 1950-х годов.
Правда: Запоминающийся, «тракторообразный» облик здания создало соединение разнородных функциональных зон для работы и отдыха большого штата служащих, большинство из которых были женщинами. А вовсе не задумка архитекторов.

Миф 3. В здании Главпочтамта можно заблудиться
Ходят слухи, что в Главпочтамте легко заблудиться, как в фильме «Чародеи», и что даже это происходит раз в один-два месяца. И это правда. Из-за сложной асимметричной структуры здания даже сложно однозначно ответить на вопрос о количестве этажей. Как отмечает Анна Первушина, руководитель направления по корпоративным коммуникациям Почты России, всё зависит от точки обзора и корпуса. Один и тот же этаж может быть вторым – на одной лестнице, и третьим – на другой. Существуют промежуточные этажи, куда не ходят лифты, а попасть можно лишь по винтовой лестнице или по одному из пяти лестничных маршей.
Правда: новые сотрудники действительно регулярно путаются и теряются, а у «старичков» есть схемы-шпаргалки с маршрутами. Существование, например, «полвосьмого» этажа лишь добавляет путаницы.

Миф 4. Крыша здания была стеклянной, а прямо насквозь шел трамвай
Еще одна легенда гласит, что плоская крыша Главпочтамта служила солярием. И это точно была правда: детей из яслей действительно выкатывали туда загорать прямо в люльках. Изначально крыша, возможно, была стеклянной для экономии электричества, но вскоре ее перекрыли шифером, создав прогулочную зону для сотрудников и воспитанников яслей.
В годы Великой Отечественной войны, когда колёсный транспорт был отправлен на фронт, во дворе Главпочтамта появилась конюшня с двумя почтовыми лошадками. Кроме того, прямо во двор заходила трамвайная ветка от вокзала, предназначенная для загрузки и разгрузки почты.
Но кроме того трамвай шел и по улице Свердлова, поворачивая на проспект Ленина. Таким образом здание оказывалось прямо между двумя линиями с громыхающими трамваями, что вызывало множество жалоб служащих почты. И трамвайную линию на Толмачева убрали, а Линию на проспекте Ленина отодвинули от фасада для безопасности сотрудников.
Правда: миф про стеклянную крышу похож на правду – такая конструкция позволила бы сильно сэкономить на освещении. Также правдив и миф про трамвай, заезжающий прямо в почту. Но все это осталось в далеком прошлом.

Миф 5. Нулевой километр у Главпочтамта находится на историческом месте
Перед Главпочтамтом, прямо рядом с лестницей, находится круглая отметка, которой экскурсоводы часто приписывают возраст в 260 лет. Однако, надпись на ней – Свердловск, а не Екатеринбург, что уже указывает на довольно современный возраст этого памятника. И построен он на самом деле в 1986 году.
Первый же «верстовой столб», от которого велся отсчет расстояний, располагался в Литературном квартале. Интересно, что почтовая история действительно связана с этим районом города с XIX века: здесь находилось несколько почтовых отделений, а также дом, где останавливались декабристы по пути в Сибирь.
Правда: современный «нулевой километр» перед Главпочтамтом – это скорее памятник, чем исторически точное место. Тем не менее, он популярен у молодежи: существует поверье, что, если встать в центр знака, бросить монетку через плечо и загадать желание, оно обязательно сбудется.
Выражаем благодарность за предоставленные макеты зданий проекту «Урал на ладони» и его руководителю Наталье Заиченко.