Выставка «От завода Гарднера до империи Кузнецовых» представляет продукцию частных фарфоровых производств России XVIII – начала XX века.
Новая экспозиция знакомит с 238 предметами из коллекции фарфора Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Музей сделал акцент на продукции частных предприятий, первое из них заработало уже спустя 20 лет после появления Императорского фарфорового завода. Со временем число частников росло – фарфор пользовался спросом. Но если Императорский фарфоровый завод работал на нужды Дома Романовых и их ближайшего окружения, то частные заводы и фабрики обеспечивали продукцией более широкие слои населения.
«Русские частные фарфоровые производства – это особый феномен. Мы все знаем об Императорском фарфоровом заводе, об Императорском стеклянном заводе, а частный фарфор очень редко становится темой обсуждения. Большую часть вещей, которые мы показываем на экспозиции, публика видит впервые, они никогда не выставлялись. Всего музейная коллекция насчитывает чуть больше 500 предметов, мы показываем половину, выбрали наиболее яркие и характерные», – рассказывает старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ Сергей Винокуров.
Коллекция фарфора Екатеринбургского музея изобразительных искусств формировалась из разных источников – были крупные поступления из музейных собраний Свердловского краеведческого музея, московского Государственного музея керамики, Государственного Эрмитажа. После 1960-х годов собрание пополнялось за счет даров частных коллекционеров – среди них архитектор Константин Бабыкин, семья свердловских медиков Кроль, профессор Уральского архитектурного-художественного университета Рэна Лотарёва.
Экспозиция выстроена в хронологическом порядке – начиная с самого первого частного завода Франца Гарднера в Вербилках. Также представлены работы фарфоровых предприятий, открывшихся на протяжении XIX века – заводы Батенина и Попова, мастерская князя Юсупова в Архангельском, заводы Миклашевского в Черниговской губернии и братьев Корниловых в Петербурге, заводы Гжели, в том числе и неизвестные.
Финальная часть экспозиции – продукция «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий» Матвея Кузнецова, которое завершает дореволюционный период развития фарфора в России. В начале ХХ века «Товарищество» объединяло семь фабрик и являлось самым крупным фарфоровым производством Европы.
«Сервиз по заказу Александра Третьего для празднования его коронации делался на Императорском фарфоровом заводе. Так как фарфоровые вещи бились, были доделки, и, как выяснилось, не только на Императорском заводе, но и на Дмитровской фабрике Кузнецова. Таким образом, Кузнецов участвовал в таких крупных проектах, как доделки к императорским сервизам. Во время революции сервизы с государственными гербами уничтожались, поэтому в Эрмитаже сейчас находится всего лишь пять предметов из этого сервиза, у нас – два, один мы показываем на выставке», – рассказывает старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ Анна Афанасьева.
Экспозиция открыта с 3 апреля по 2 июня 2024 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на Воеводина, 5. (0+) Действует Пушкинская карта.
Также мы рассказывали о выставке скульптур Андрея Антонова в Ирбитском музее изобразительных искусств.