Ельцин Центр открывает выставку «Авангард. На телеге в XXI век»

Ельцин Центр совместно с культурным и издательским проектом «Энциклопедия русского авангарда» представляют новую выставку «Авангард. На телеге в XXI век». Она открывается 18 сентября.

Арт-галерея Ельцин Центра возобновляет свою работу после почти полугодового перерыва на карантин. В экспозиции представлены полторы сотни произведений пятидесяти одного художника, из собраний Вятского художественного музея, Яранского краеведческого музея и Слободского краеведческого музея.

Проект «Авангард. На телеге в ХХI век» обращается к событиям бурного послереволюционного времени в Советской России, новым возможностям, открывшимся перед искусством, и непростым условиям, в которых оно пыталось прокладывать путь к зрителю. В 1918 – 1921 годах произведения авангардистов в большом количестве закупались государственной комиссией для отправки в различные регионы страны. Более 1100 работ были отправлены в 32 города и населенных пункта, где были открыты государственные свободные художественные мастерские. На их основе предполагалось создать целую сеть музеев современного искусства, которые покажут новаторское искусство в провинции и воспитают художников, способных совершить культурную революцию. Разруха и тяготы послереволюционного времени не позволили реализоваться этому утопическому проекту.

Важным, но малоизвестным его эпизодом оказалась судьба трех выставок, организованных районным отделом Главмузея города Советска в Вятской губернии (Кировской области). Две успешные выставки, проведенные в уездном Советске местными просветителями-энтузиастами в 1920 году, вдохновили их на большой проект. В октябре 1921-го в Советске открылась Третья передвижная выставка. Она была событием даже по столичным меркам. Работы привезли из Вятки, Москвы, Петрограда, Казани. Выставлялись 322 произведения пятидесяти пяти художников, среди которых были Кандинский, Родченко, Степанова, Удальцова. Для провинции это был беспрецедентный масштаб. Выставка ошеломила публику своей новизной и необычностью. Многие работы – особенно авангардные – были не поняты посетителями.

По замыслу устроителей картины должны были проехать по семи городам губернии – Советску, Яранску, Царево-Санчурску, Малмыжу, Уржуму, Нолинску, Вятке. Через месяц после открытия шедевры по разбитым дорогам на телегах привезли из Советска в Яранск, где из-за проблем с финансированием и начала бездорожья они остались навсегда. Несколько раз их собирались вывезти в Вятку, но все попытки оказались неудачными. Только в 1965 году 77 из 322 произведений были переданы в Вятский художественный музей.

Объединенные усилия Ельцин Центра и команды «Энциклопедии русского авангарда» позволили частично воссоздать эти выставки. Десятки работ ждали почти 100 лет, чтобы быть заново открытыми. Десять картин были специально отреставрированы для этого проекта. В их числе: «Лежащая женщина» Георгия Лазарева, «Площадь. Эскиз декорации к Хованщине» Федора Федоровского, «Эскиз декорации» Александра Родченко и другие.

Служба новостей информационного портала Культура-Урала.РФ
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл