Фестиваль «Безумные дни»-2023 стал самым масштабным за всю историю российского проекта

Концерты VIII Музыкального фестиваля «Безумные дни» посетило 44 тысячи слушателей.

В Свердловской области завершился фестиваль «Безумные дни». Восьмой по счету, он стал самым масштабным за всю историю российского проекта. Трехдневный музыкальный марафон собрал 44 000 слушателей, 600 музыкантов в составе 9 оркестров, 13 ансамблей, 3 хоров, более 30 солистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Уфы, Перми, Белгорода и Екатеринбурга. В программу фестиваля вошли 120 концертов – 116 в Екатеринбурге и 4 в Первоуральске.

«Фестиваль стал рекордным по количеству участников, концертных площадок и слушателей. Впервые мы достигли 100% заполняемости всех залов – и это говорит о том, что Екатеринбург по праву носит статус культурной столицы. «Безумные дни» – очень позитивный, демократичный фестиваль, который имеет совершенно особую атмосферу. Он имеет очень яркий оттенок праздничности – мы чувствовали, как город ждет фестиваль, чувствовали интерес нашего региона и России. В следующем году мы будем расширять количество площадок и надеемся, что будет еще больше слушателей, которые впервые благодаря фестивалю прикоснутся к миру высокой классической музыки», – подчеркнул первый заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов. 

Ежегодно фестиваль дает возможность публике встретиться с любимыми исполнителями и познакомиться с новыми. В этом году открытием для уральцев стали «Бубамара Брасс Бэнд» с зажигательной балканской музыкой и Александр Лемешев, играющей на стеклянной арфе.

«Людей всегда удивляет сочетание обычного и необычного. Казалось бы, обычное из жизни любого человека – винные бокалы. И неожиданно для себя человек открывает, что бокал может звучать. Стеклянная арфа и капризна, и нет. Если говорить о влиянии влажности на звучание, как это происходит со струнными, здесь полный порядок, можно играть и под дождем. Но для стеклянной арфы подходит не всякая вода, с мягкой водой инструмент практически не звучит, приходится использовать бутилированную воду», – рассказывает исполнитель на стеклянной арфе Александр Лемешев.

Звучали на фестивале и другие редкости – барочные инструменты, электроарфа, цимбалы, национальные башкирские инструменты, многочисленные ударные шоу барабанщиков «Чувство ритма».

«Безумные дни» охватывают все жанры и временные периоды – здесь музыка эпохи Возрождения в представлении ансамбля ранней музыки Insula Magica соседствует с сочинениями современных композиторов, которые выбрал для программы Камерный оркестр Musica Viva. Главное, чтобы все было подчинено теме фестиваля – «Ода ночи».

«Мы играли сочинение современного финского композитора Аулиса Саллинена Ночные танцы Дон-Жуан-Кихота. Оно не банальное, не такое популярное, но в нем много остроумия и это самая настоящая современная музыка. В силу того, что современная музыка не всегда тональна, ее форма не всегда четко структурирована для современного уха, она иногда нуждается в подготовке слушателя, в его желании проникнуть в эту музыку. Но ее обязательно надо включать в программы, чтобы мы знали, чем живут наши современники, творцы», – считает художественный руководитель и дирижер ансамбля Musica Viva Александр Рудин.

Несколько концертов в течение трех дней, на разных площадках, с разными программами – для музыкантов это тоже испытание. Прямо на фестивале рождаются уникальные ансамбли, добавляя проекту непредсказуемости.  

«Я влюбился в фестиваль, хотя это большое испытание, особенно для духовика, выходить с таким количеством концертов в день, с большими серьезными программами. Но сам формат, драйв – абсолютно уникальное событие. Екатеринбург и Свердловская филармония смогли сделать уникальный формат творческой лаборатории, где мы, музыканты, встречаемся друг с другом и произведение рождается здесь и сейчас, потому что в таком графике отрепетировать заранее исключено и остается некая импровизация, что очень ценно», – делится кларнетист Артур Назиуллин.

«Безумные дни — это испытание для артиста, вызов и возможность взяться за те программы, за которые в другом контексте взяться бы побоялся. Это необыкновенные приключения и приятные встречи. А с точки зрения слушателя – несравнимая ни с чем эмоциональная атмосфера, когда все, как брызги шампанского, бродят пузырьками и, слегка возбужденные, бегут с одного концерта на другой, на 45 минут погружаясь в своеобразную медитацию, а потом опять “выстреливают” и мчатся на следующий концерт, – делится пианистка Екатерина Мечетина. 

Финальный гала-концерт фестиваля состоялся в Саду Вайнера, на самой большой концертной площадке «Безумных дней». Прямая трансляция концерта собрала более 50 тысяч зрителей, закрытие фестиваля смотрели в России, во Франции, Нидерландах, Германии, Турции и США. 

В 2024 году «Безумные дни» состоятся с 28 по 30 июня и будут посвящены истокам российской и западноевропейской музыки. 

Фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге» организован Свердловской филармонией при поддержке Правительства Свердловской области и Администрации города Екатеринбурга. 

Традиционную поддержку проекту оказывает Министерство культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». 

СЛУЖБА НОВОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Свердловская филармония
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл