Фестиваль «Безумные дни» посетили более 45,5 тысяч зрителей

В Свердловской области состоялся IX Международный музыкальный фестиваль «Безумные дни». 

Впервые фестиваль проходил в течение четырех дней. Первый день отдали под концерт-открытие – вместе с Уральским молодежным симфоническим оркестром выступил пианист Борис Березовский.

Участниками фестиваля стали более 600 артистов из Кубы, Армении и России – 8 оркестров, 13 ансамблей, 3 хоровых коллектива, более 50 солистов. Всего за четыре дня на десяти площадках состоялось 120 концертов. Раннее Средневековье и барокко соседствовали с классикой, а мировой фолк – с музыкой современных композиторов. 

«Безумные дни» насыщены не только для зрителей, но и для музыкантов. Каждый исполнитель выходит на фестивальные сцены несколько раз, зачастую представляя разные программы.

«Для того, чтобы за три дня сыграть шесть разных программ, нужно иметь эти программы в репертуаре, держать их в голове и в пальцах. Такой фестиваль – бесценный опыт профессионализма», говорит постоянный участник фестиваля, дирижер Государственного камерного оркестра России Алексей Уткин. 

Отличительной особенностью «Безумных дней» является премьера произведений, написанных специально для фестиваля. Екатеринбург уже не первый год знакомит слушателей с современной академической музыкой.

«Екатеринбургский композитор Ольга Викторова неоднократно создавала по заказу фестиваля свои произведения. В Екатеринбурге ее сочинение «Норвегия» звучало в концерте вместе с музыкой Эдварда Грига к драме «Пер Гюнт» – это тоже истоки, исторические основы и реминисценция XXI века. В 2023 году струнный квартет Камерного ансамбля «Солисты Москвы» представлял на фестивале мировую премьеру Козьмы Бодрова, и сейчас традиция продолжается. Мы рады, что современные композиторы откликаются и идут навстречу публике, которая получает возможность слышать музыку, которая создается сейчас. А мы выполняем свою миссию, открывая для людей мир современной музыки», – говорит заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов.

В 2024 году премьерой «Безумных дней» стал Струнный квартет № 4 Traumerei композитора-авангардиста Валерия Воронова, сочинение исполнил струнный квартет Камерного ансамбля «Солисты Москвы».

«Четыре части писались одна за другой. Первая тема – река, мы можем бесконечно наблюдать, как она течет. Вторая – более шутливая скерциозная, где я использую материал невероятного виртуоза, скрипача и композитора Изаи. Третья часть звучит немного в барочной манере, закрытым звуком, очень тихое звучание создает магическую атмосферу кристалла, через который преломляется свет. Квартет называется «Грезы», три части – это сон, а четвертая – пробуждение, звучит человеческий голос», – рассказывает композитор Валерий Воронов.

В 2024 году фестиваль обратился к музыкальным истокам. Тема «Реки музыки» нашла отражение не только в академической музыке, но и в фолк-программах, которые привезли сразу несколько коллективов. 

Впервые участниками «Безумных дней» стал ансамбль «Фыняф», руководит которым скрипачка и альтистка, супруга пианиста Бориса Березовского Эллина Пак. Идея коллектива зародилась в семье во время организации фольклорно-классических фестивалей. В репертуаре коллектива – самые что ни на есть истоки, фолк со всего мира.

«Наш коллектив изначально создавался, как проект, который собирает, коллекционирует эти музыкальные истоки, обрабатывает их и преподносит зрителю в нашем индивидуальном прочтении. И мы получили большое удовольствие от общения с аудиторией фестиваля, которая оказалась к этому готова, очень остро реагировала на то, что мы исполняли, следила за каждой импровизацией. В этом мысль фестиваля – вдохновлять людей на сцене на то, чтобы вдохновлять зрителей в зале», – делятся участники ансамбля «Фыняф».

Еще одни представители фолк-направления фестиваля – экспериментальное трио «Азвесям». Его участницы играют на традиционных музыкальных инструментах удмуртов, изготовленных современными мастерами. 

«Мы выстраиваем репертуар на традиционном фольклоре. Это базовая точка, которая является источником, в том числе и для композиторов – и современная музыка, и классика наполнены народными мотивами. Это твоя традиция, то, что отличает тебя от других культур, показывает твою самобытность. Будь то удмуртский фолк, татарский, русский. У каждого этноса своя база, которая помогает не потеряться в этом мире. Сейчас идет всплеск интереса к традиционной культуре. Это и дизайнерские находки в одежде, которые молодежь активно носит, это и музыка, освоение традиционных инструментов не через академические сферы, а от человека к человеку», – рассказывают участницы трио «Азвесям». 

«Азвесям» стали одними из участников «Безумного дня в Первоуральске» – на площадке Инновационного культурного центра фестиваль состоялся уже в пятый раз. Кроме того, в течение всего дня для зрителей играли духовые оркестры, состоялись мастер-классы и экскурсии, а завершился день трансляцией заключительного гала-концерта фестиваля из Сада Вайнера.

Традиционно, в финале фестиваля Свердловская филармония объявляет тему «Безумных дней» следующего года. В этот раз с погодой шутить не стали и тему воды из названия исключили. В 2025 году фестиваль пройдет с 27 по 29 июня, его темой станет «Музыкальные столицы мира». 

Фестиваль «Безумные дни» поддерживает Правительство Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга и Министерство культуры России в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны».

Свердловская область является единственным регионом России, где с 2015 года проходит всемирно известный фестиваль. За постоянство, всеохватность и доступность в 2023 году «Безумные дни» удостоены Национальной премии «Серебряный лучник». 

Также мы рассказывали о необычном старте фестиваля «Безумные дни» на берегу Исети.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Свердловская филармония
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл