В Свердловской области состоялся IX Международный музыкальный фестиваль «Безумные дни».
Впервые фестиваль проходил в течение четырех дней. Первый день отдали под концерт-открытие – вместе с Уральским молодежным симфоническим оркестром выступил пианист Борис Березовский.
Участниками фестиваля стали более 600 артистов из Кубы, Армении и России – 8 оркестров, 13 ансамблей, 3 хоровых коллектива, более 50 солистов. Всего за четыре дня на десяти площадках состоялось 120 концертов. Раннее Средневековье и барокко соседствовали с классикой, а мировой фолк – с музыкой современных композиторов.
«Безумные дни» насыщены не только для зрителей, но и для музыкантов. Каждый исполнитель выходит на фестивальные сцены несколько раз, зачастую представляя разные программы.
«Для того, чтобы за три дня сыграть шесть разных программ, нужно иметь эти программы в репертуаре, держать их в голове и в пальцах. Такой фестиваль – бесценный опыт профессионализма», – говорит постоянный участник фестиваля, дирижер Государственного камерного оркестра России Алексей Уткин.
Отличительной особенностью «Безумных дней» является премьера произведений, написанных специально для фестиваля. Екатеринбург уже не первый год знакомит слушателей с современной академической музыкой.
«Екатеринбургский композитор Ольга Викторова неоднократно создавала по заказу фестиваля свои произведения. В Екатеринбурге ее сочинение «Норвегия» звучало в концерте вместе с музыкой Эдварда Грига к драме «Пер Гюнт» – это тоже истоки, исторические основы и реминисценция XXI века. В 2023 году струнный квартет Камерного ансамбля «Солисты Москвы» представлял на фестивале мировую премьеру Козьмы Бодрова, и сейчас традиция продолжается. Мы рады, что современные композиторы откликаются и идут навстречу публике, которая получает возможность слышать музыку, которая создается сейчас. А мы выполняем свою миссию, открывая для людей мир современной музыки», – говорит заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов.
В 2024 году премьерой «Безумных дней» стал Струнный квартет № 4 Traumerei композитора-авангардиста Валерия Воронова, сочинение исполнил струнный квартет Камерного ансамбля «Солисты Москвы».
«Четыре части писались одна за другой. Первая тема – река, мы можем бесконечно наблюдать, как она течет. Вторая – более шутливая скерциозная, где я использую материал невероятного виртуоза, скрипача и композитора Изаи. Третья часть звучит немного в барочной манере, закрытым звуком, очень тихое звучание создает магическую атмосферу кристалла, через который преломляется свет. Квартет называется «Грезы», три части – это сон, а четвертая – пробуждение, звучит человеческий голос», – рассказывает композитор Валерий Воронов.
В 2024 году фестиваль обратился к музыкальным истокам. Тема «Реки музыки» нашла отражение не только в академической музыке, но и в фолк-программах, которые привезли сразу несколько коллективов.
Впервые участниками «Безумных дней» стал ансамбль «Фыняф», руководит которым скрипачка и альтистка, супруга пианиста Бориса Березовского Эллина Пак. Идея коллектива зародилась в семье во время организации фольклорно-классических фестивалей. В репертуаре коллектива – самые что ни на есть истоки, фолк со всего мира.
«Наш коллектив изначально создавался, как проект, который собирает, коллекционирует эти музыкальные истоки, обрабатывает их и преподносит зрителю в нашем индивидуальном прочтении. И мы получили большое удовольствие от общения с аудиторией фестиваля, которая оказалась к этому готова, очень остро реагировала на то, что мы исполняли, следила за каждой импровизацией. В этом мысль фестиваля – вдохновлять людей на сцене на то, чтобы вдохновлять зрителей в зале», – делятся участники ансамбля «Фыняф».
Еще одни представители фолк-направления фестиваля – экспериментальное трио «Азвесям». Его участницы играют на традиционных музыкальных инструментах удмуртов, изготовленных современными мастерами.
«Мы выстраиваем репертуар на традиционном фольклоре. Это базовая точка, которая является источником, в том числе и для композиторов – и современная музыка, и классика наполнены народными мотивами. Это твоя традиция, то, что отличает тебя от других культур, показывает твою самобытность. Будь то удмуртский фолк, татарский, русский. У каждого этноса своя база, которая помогает не потеряться в этом мире. Сейчас идет всплеск интереса к традиционной культуре. Это и дизайнерские находки в одежде, которые молодежь активно носит, это и музыка, освоение традиционных инструментов не через академические сферы, а от человека к человеку», – рассказывают участницы трио «Азвесям».
«Азвесям» стали одними из участников «Безумного дня в Первоуральске» – на площадке Инновационного культурного центра фестиваль состоялся уже в пятый раз. Кроме того, в течение всего дня для зрителей играли духовые оркестры, состоялись мастер-классы и экскурсии, а завершился день трансляцией заключительного гала-концерта фестиваля из Сада Вайнера.
Традиционно, в финале фестиваля Свердловская филармония объявляет тему «Безумных дней» следующего года. В этот раз с погодой шутить не стали и тему воды из названия исключили. В 2025 году фестиваль пройдет с 27 по 29 июня, его темой станет «Музыкальные столицы мира».
Фестиваль «Безумные дни» поддерживает Правительство Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга и Министерство культуры России в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны».
Свердловская область является единственным регионом России, где с 2015 года проходит всемирно известный фестиваль. За постоянство, всеохватность и доступность в 2023 году «Безумные дни» удостоены Национальной премии «Серебряный лучник».
Также мы рассказывали о необычном старте фестиваля «Безумные дни» на берегу Исети.