Главной темой фестиваля, который состоялся с 5 по 8 ноября, стала поддержка и развитие молодых талантов. В двух из шести фестивальных концертах к публике вместе с маститым пианистом вышли юные музыканты.
Фестивальным концертам предшествовали мастер-классы в Уральской специальной музыкальной школе (колледже). Сам Борис Березовский и его коллега, директор школы имени Гнесиных Михаил Хохлов, в течение трех дней занимались с екатеринбуржцами – в первую очередь с теми, кому предстояло участвовать в концертах фестиваля. По словам директора колледжа Эльвиры Архангельской, несмотря на то, что десятилетка избалована мастер-классами известных музыкантов, такого эмоционального подъема в школе не было давно:
«Когда соединяются и мастер-классы, и сотрудничество на одной концертной сцене – это ни с чем несравнимые эмоции, ребенок может ощутить себя и партнером, и учеником. Это очень правильный путь. Не случайно когда-то один из сыновей Баха вместо занятий в привычном смысле просто садился рядом с Моцартом и играл. Способный ребенок через руки, через интонацию, дыхание иногда может получить больше, чем через какие-то назидательные речи».
Борис Березовский также отметил важность творческой свободы – она царит в его классе в Гнесинке (пианист преподаёт там с 2019 года), её музыкант пропагандирует и на уральской земле. Борис Вадимович убеждён: надо любить детей, помогать им, и обязательно найти способы поддержки и продвижения победителей детских конкурсов, которых забывают сразу после того, как появляются новые.
«Детям нужна не одноразовая деятельность. Они ярко вспыхивают и потом угасают, а это очень неприятный процесс. Им надо, чтобы их любили, следили за их развитием, за тем, как они растут, – считает Березовский. – Мы хотим создать другую, альтернативную, систему, которая помогла бы талантливым ребятам объединиться, узнать друг о друге. Это будет гораздо более длительная история, чем то, что сейчас предлагают телевизионные конкурсы».
Участниками Фестиваля Бориса Березовского стали семь юных музыкантов в возрасте от 10 до 17 лет. Четверо из Гнесинки – Варвара Кутузова, Екатерина Бонюшкина, Карина Тер-Газарян, Александр Доронин. Трое – из Уральской специальной музыкальной школы – Анастасия Чернова, Германн Фидлер, Александр Валов. Ребята получили уникальный концертный опыт – от выступления с симфоническим оркестром на филармонической сцене до выхода в одной программе с ансамблем старинной казачьей песни «Вольница». Сочетание разных взглядов на времена года – дворянский, Чайковского и крестьянский, фольклорный – стало еще одним экспериментом фестиваля. Благодаря системе Виртуальных концертных залов Свердловской филармонии оценить творческий эксперимент смогли и жители самых отдаленных уголков региона. Концерты фестиваля также состоялись в городском филармоническом зале Заречного и региональном – Краснотурьинска.
Для Уральского молодежного симфонического оркестра участие в фестивале продолжило два направления – линию сотрудничества с выдающимися музыкантами современности, заданную на этапе создания коллектива и тему работы с юными музыкантами. У коллектива уже серьезный опыт работы с юниорами – выступления в программе Музыкального фестиваля Crescendo, фестиваля «Денис Мацуев представляет», Международного юношеского конкурса пианистов имени Шопена в Китае.
В Екатеринбурге от Бориса Березовского прозвучало и намерение сделать фестиваль традиционным – чтобы была возможность следить, как юные пианисты растут и становятся настоящими мастерами.