
Невероятно, но уже в восьмой раз в Екатеринбурге проходил фестиваль современной еврейской культуры. Невероятно потому, что крупные проекты имеют свойство со временем повторяться, уставать, гаснуть, вспомните, сколько всего случилось за эти годы. А этот фестиваль только набирает обороты. Кажется, он с нами был и будет всегда в горе и в радости. В этом году фестиваль длился полтора месяца! Первый же день собрал порядка 3,7 тысячи участников. Интерес к еврейской культуре в Екатеринбурге неизменно высок. Этот феномен могут подтвердить те, кто когда-то ходил на большие концерты в праздник хануки, которые проводились во Дворце игровых видов спорта. В зале собиралось около пяти тысяч человек.
Нынешний фестиваль побил все рекорды прошлых: пять недель длительности, 12780 гостей, 9 площадок, 43 волонтера, 4 лекции и творческие встречи, 4 экскурсии, модный показ, 7 мастер-классов, 6 выставок и 23 художника, 5 концертов и 80 музыкантов, театральная форум-лаборатория и 10 спектаклей, 45 актеров, 4 театральных дискуссии, 4 онлайн-трансляции, 1999 фотографий и 23 партнера собрал фестиваль в 2023 году! Может быть потому, что темой фестиваля была «История добрых дел».

Одним из самых трогательных проектов фестиваля стала выставка «Искусство жить», разрушающая стереотипы. Фотографы создали 16 фотопортретов 16-ти мудрых и красивых женщин преклонных лет. Все они участницы социальных программ Благотворительного фонда Менора: «Дневной центр для пожилых» и волонтерских проектов для старших. Выставка о принятии старости как важной части нашей жизни.
Авторы выставки собирали образы, основываясь на личных историях жизни, любви, увлечений. Им хотелось, чтобы при взгляде на портрет зритель увидел не только пожилого человека, но и красоту его возраста: мудрость, опыт, умение любить, желание быть счастливыми в моменте.
Авторы проекта объяснили: «В отличие от молодых, у пожилых людей может не случиться «завтра». А ведь их «сегодня» — это наше будущее. В наших возможностях сделать его красивым, поддерживая благополучие пожилых уже сейчас.
Табуированность темы старости неоправданна. Каждого из нас ждет либо красивая, достойная жизнь, наполненная мудростью и любовью к себе и окружающему миру, либо — отторжение и неприятие, одиночество, глухота и слепота общества. Выбор только за нами».

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Менора» создан в 1993 году. Основная забота фонда — пожилые одинокие маломобильные члены общины и дети, семьи которых попали в трудную жизненную ситуацию.
«Дневной центр» — программа для одиноких пожилых старше 70 лет, которые уже редко самостоятельно выходят из дома. Им не хватает общения и внимания. Одиночество, ограничение общения способствуют развитию деменции и других заболеваний.
Возможно, на участников программ фестиваля какая-то из них произвела еще более сильное впечатление, например, на фестивале было много хорошей музыки, ведь одним из соорганизаторов был джаз-клубе EverJazz, но нам показалось важным напомнить именно об этом проекте.
Завершился фестиваль современной еврейской культуры камерно 24 октября, в теплой, почти семейной обстановке спектаклем «Моня Цацкес – знаменосец» Московского театра «Шалом» – единственного профессионального еврейского театра в России.

Спектакль играли в театре «Щелкунчик». Хотя, слово «играли» звучит довольно условно. На сцене четыре артиста в минимализме декораций смогли вовлечь нас, присутствующих, в мир своих героев настолько, что казалось, мы сами стали участниками событий трогательных, жестоких, невероятно смешных и столь же грустных.
История о молодом литовском еврее, попавшем в советскую армию. Рядовому Моне Цацкесу, который не умел и не хотел воевать, было суждено стать знаменосцем и пройти всю Великую Отечественную.
В центре сюжета — национальный литовский полк, собранный из бежавших от Гитлера евреев. Герои, половина из которых даже не говорит на русском, должны выучить устав Красной армии, сочинить полковой марш для партии и, конечно же, всячески способствовать победе. Эти тяжёлые солдатские будни одним своим присутствием скрашивает Моня Цацкес. Всё, что с ним происходит, трагично, но звучит как анекдот.

Вопрос о том, где должен быть знаменосец в бою, который задает Цацкесу командир, напоминает диалог Петьки и Василия Ивановича из фильма «Чапаев», но смешнее и парадоксальнее. Моню учат:
«Ты – знаменосец. Войско – это солдаты бегут вперед. А ты куда?» «Ну и я, наверно, вперед». «Нет! Ты должен бежать назад, потому что надо сохранить знамя. Если ты потеряешь знамя, то тогда командира отправят под военный трибунал».
Моня переживает страшные и невероятные приключения во время войны, но какими бы ужасными не были внешние обстоятельства, он сохраняет доброту и человечность.
Спектакль поставлен по повести Эфраима Севелы. Художественный руководитель театра «Шалом» Олег Липовецкий любит повторять: «Одна из моих любимых формул, с которой я живу, – это то, что смех уничтожает страх. И когда не хочется бояться, нужно смеяться над своими страхами».
Спектакль прошел на одном дыхании, а на сцене четыре актера оживляли для нас авантюриста и хитрована Моню Цацкеса, стойкого раввина Рэбе Мойше, неловкого, нелепого Фиму Шляпентоха, преданного маленького Шлэйме, выбившегося в начальство из сапожников политрука Каца, типичного солдафона старшину Качуру, подполковника Штанько и принятого за немца литовского еврея Зингера, единственная в этой четверке актриса читала текст от автора и была любвеобильной женой подполковника Штанько, боевой, видавшей виды Цилей и юной невинной Фирочкой…

Вспомнить в точности всех героев помогло описание московского критика, ведь спектакль номинирован на «Золотую Маску» и о нем сейчас много пишут.
Пересказывать спектакль не слишком благодарное дело, долгие овации и многократные выходы артистов на поклон могут служить доказательствам, что спектакль был не только талантливо поставлен и сыгран, но и затронул в зрителях что-то очень личное, важное.
Аплодисменты спектаклю стали завершающим аккордом фестиваля. Это действительно было невероятно.