Герои Бажова встречают Победу

В мае 1945 года, предчувствуя скорую Победу, свердловские художники Виктор Елисеев и Михаил Радин заканчивали роспись Бажовской комнаты Дворца пионеров. Можно смело сказать, что эта работа стала первым послевоенным художественным произведением Урала.

В сказах Бажова мир реальный переплетается с миром мистическим. Четыре долгих года Урал ждал Победы и мира. И когда этот день наступил, встречали его вместе: мастера и их герои – Хозяйка Медной горы, девка Азовка, Огневушка-Поскакушка, Иванко-Крылатко, Великий Полоз. Как будто весь сказочный мир присоединился к ликованию. Интересно, что об этом думал сам Бажов, увидел ли в этом особенный знак?

15 мая 1945 года Павел Бажов лично присутствовал на открытии комнаты уральских сказов. Писателю в то время было уже 66 лет. Комнату решили создать к его 65-летнему юбилею. Бажов родился 27 января 1879 года. Роспись шла не быстро и была завершена, когда юбилейный для Бажова год был позади. Зато окончание работ совпало с Днем Победы.

Журналистка, присутствовавшая на открытии, описывала эту комнату так:

«…На фоне далёких Уральских гор расположилась группа «старых людей». В центре их – девка Азовка и соликамский парень из сказа «Дорогое имячко». Далее обрывистый берег реки Чусовой, деревянные стены и башни старинного городка. К берегу причаливают струги Ермака, и сам он, светло улыбаясь, выходит навстречу ожидающей его Алёне. Над головой Ермака летают два лебедя. Это – иллюстрации к сказу «Ермаковы лебеди». Роспись следующей стены начинается со сказа о великом Полозе. Над костром, перед испуганными ребятами стариком поднимается властелин уральского золота – громадный змей – Полоз. Сквозь лесную чащу мчится на конях Айлып со своей невестой Золотой Волос. Далее в каменных гротах сцены из сказов о Медной горы хозяйке. Крайний грот представляет собой цех, где Иванко-Крылатко показывает знатным гостям чудесную саблю. Панели комнаты отделаны, как мозаика. Узоры её расположены в стиле орской яшмы».

Бажовский канон

Еще не сложилось определенного канона, как следует изображать героев Бажова, не был снят фильм «Каменный цветок», закрепивший визуальные образы. Художественное произведение, созданное в стенах свердловского Дворца пионеров, ближе всего к тому, каким видел сказочный мир Павел Бажов.

После того как его настигла неожиданная, но заслуженная слава, писатель делал робкие попытки сохранить аутентичность своих героев, картин, которые их окружали. Это удавалось далеко не всегда. Но в случае с комнатой уральских сказов во Дворце пионеров Бажов одержал победу.

Он сам отобрал 14 сказов из 34 написанных и опубликованных, рассказал художникам о своём виденье уральских уголков, где жили его сказовые герои.

В 1939 году в жизни Павла Бажова произошла неожиданная перемена. Незадолго до этого он был безработным. В годы Большого террора бывшие соратники написали на Павла Бажова несколько доносов. После одного из них Бажова уволили из Свердловского книжного издательства и исключили из партии. Чтобы пережить это трудное время, Бажов продолжил работу над начатыми сказами. Писал без большой надежды, что его опубликуют. Произошло чудо. Доносы рассмотрели, Бажов был реабилитирован, а книгу сказов издали и отправили в качестве одного из экспонатов на Всемирную выставку в Нью-Йорк. Называлась эта книга «Малахитовая шкатулка».

Среди деятелей культуры той поры, превознесенных властью, было немало тех, чьи имена сегодня надежно забыты. Но с Бажовым всё произошло иначе. Его талант, отмеченный властью, совпал с народным признанием.

Он, подобно его современникам Толкиену и Клайву Льюису, привел в литературу собственную вселенную, и она оказалась очень привлекательной для тех, кто работает с уже существующими образами – художников, музыкантов, деятелей театра.

Павел Бажов не ожидал, что его герои так скоро заживут самостоятельной жизнью. В первый раз «Малахитовая шкатулка» была издана на Урале в 1939 году. Бажовские образы проиллюстрировал художник Средне-Уральского книжного издательства Александр Кудрин. Он выполнил иллюстрации к каждому из 14 сказов в технике цветной линогравюры.

15 июня 1941 года в газете «Уральский рабочий» была опубликована заметка о том, что Свердловским театром принят к постановке балет на музыку Александра Фридлендера под названием «Горный мастер». Но из-за начавшейся войны замысел в то время не воплотился.

Военное чудо героев Бажова

Три года спустя, в разгар войны, в 1942 году в Москве в издательстве «Советский писатель» вышло новое издание «Малахитовой шкатулки». Это было еще одно чудо. Из Москвы к тому времени эвакуировали людей, заводы, культурные ценности. И в это же время продолжалась работа по подготовке к изданию книги сказов. В конце 1941 года врага удалось отогнать от стен столицы, но эвакуированные в Свердловск москвичи, среди них была большая группа членов Союза писателей, смогли вернуться только в 1943 году.

В Свердловске, где жил автор «Малахитовой шкатулки», хоть и не было налетов, но война была самым тяжелым за всю историю города временем. Невероятно свирепая зима 1941-42 года, морозы доходили до минус 42 градусов, скудное питание, перенаселенность. В критические месяцы норма жилой площади на человека была чуть более двух метров. Друг Бажова Андрей Анфиногенов в июле 1942 года записал в своем дневнике: «Были П.П. и В.А. Бажовы — исхудали они ужасно». Накануне войны Павел Бажов был избран председателем Свердловского отделения Союза писателей. И этот седой полуслепой старик с уральской немногословной сдержанностью принял на себя обязанность обустраивать быт эвакуированных писателей. В его обязанности председателя отделения входило устройство творческой жизни писателей, обсуждение вышедших произведений и многое другое. Трудно сказать, откуда он брал силы для всего этого. Только когда его эвакуированные подопечные стали возвращаться домой, дало себя знать напряжение, которое не отпускало его несколько лет.

Людмила Скорино, первый биограф Бажова, описывала одну из встреч в 1943 году.

«На другой день после отъезда Шагинян встретились мы прямо на улице с Павлом Петровичем. (…) Выглядел очень плохо — совсем серое лицо, морщины резко пролегли на щеках и под глазами. Пожаловался, что скверно себя чувствует, впору хоть в больницу ложиться. Слова Павла Петровича были так неожиданны и непривычны — никогда еще от него не слышали мы ничего похожего на признание в усталости, — я как-то не нашлась, что сказать... Видно, и у него сказывалась душевная и физическая измотанность за два напряженнейших военных года. (…) Несмотря на обычную бажовскую деятельную веселость и энергию, встреча эта породила смутную тревогу. Впервые я заметила, какое худое лицо у Павла Петровича, какое тяжкое утомление залегло в каждой черточке, в глубине глаз. Годы войны уже наложили свою страшную метку на этого удивительного художника».

Выполняя множество новых обязанностей, Бажов в это же самое время не забывал отстаивать уральское прочтение своих сказов. Людмила Скорино писала:

«У меня сохранилась и записка, которую Павел Петрович написал еще тогда, в Свердловске 1942 года, в связи с запросом Гослитиздата о возможности повторить иллюстрации первого московского издания „Малахитовой шкатулки“. П. Бажов подверг критике эти рисунки именно с точки зрения реальности деталей. Иллюстрация к „Хозяйке горы“ прекрасна, но требует иной трактовки приказчика. Он не охотнорядец, зазывающий покупателей, а полноправный заместитель владельца, дворянин, бывший офицер гвардии. П. Бажов».

Остальные иллюстрации мне меньше нравятся. „Хозяйка горы“ вышла страшнее, а не привлекательнее, пара в сказе „Синюшкин колодец“ слишком пейзажиста, а в „Серебряном копытце“ дан домашний козел, а не разновидность серны. П. Б.»

«Малахитовая шкатулка» была издана в 1942 году, книги попали на фронт. Они очень воодушевляли бойцов. Урал, от работы заводов которого зависел успех армии, стал все чаще мелькать в культурных сводках. Не удивительно, что главная уральская книга в конце 1942 года оказалась выдвинута на Сталинскую премию.

Почести и тяготы сталинского лауреата

Премию в честь руководителя государства учредили в 1939 году к 60-летию Иосифа Сталина. Сперва награждали только ученых, с 1941 года в список включили номинантов за достижения в области искусства и литературы. Премия имела три степени и сопровождалась соответствующими денежными выплатами: 100 тысяч, 50 тысяч и 25 тысяч. Главное же, премия выполняла роль культурного навигатора. Было понятно, чьи произведения одобряет власть, на кого ориентироваться. Как уже упоминалось, в случае с Бажовым народное признание совпало с официальным. Бажов стал первым уральцем, который получил такую награду. 20 марта 1943 года Павел Бажов стал лауреатом Сталинской премии второй степени.

По принятой в то время традиции, денежное вознаграждение лауреата он перечислил на нужды фронта.

В 1944 году лауреат Сталинской премии Павел Петрович Бажов отмечал 65-летний юбилей. Его наградили орденом Ленина. Уральский композитор Александр Фридлендер предложил поставить балет «Каменный цветок». Сначала самому Бажову эта идея показалась нелепой, балет все же поставили. Тогда же появилась мысль создать свой уральский аналог комнаты Пушкинских сказок, которая уже имелась во Дворце пионеров. Неожиданным образом снова пересеклись Александр Сергеевич Пушкин и Павел Петрович Бажов.

Когда Бажов был маленьким мальчиком, он поверил библиотекарю, что тот не даст ему новую книгу, если Павел не выучит наизусть одолженную в библиотеке книгу. Это были стихи Пушкина. Мальчик выучил все. И это помогло ему исполнить мечту об образовании. Смышлёному, но бедному мальчику, который знает наизусть всего Пушкина, взялся помогать благотворитель. Бажов смог поступить в Екатеринбургское духовное училище. С Пушкина начался его путь в литературе.

В 1937 году в Свердловске открыли Дворец пионеров. Страна с размахом отмечала 100-летие гибели поэта. Одним из самых ярких художественных проектов стала роспись комнат в новых дворцах пионеров. Ее исполняли бывшие иконописцы села Палех, оставшиеся без заказов в безбожной России. Всё свое мастерство, которое они вкладывали в письмо икон, они перенесли на героев пушкинских сказок. Подобрали краски, которые не выгорели даже спустя десятки лет. Уважение и пиетет перед Пушкиным были велики, а любовь уральцев к Бажову огромна. Нужно было создать не менее прекрасную комнату, но уже с уральскими героями.

Только сил у Бажова оставалось всё меньше. Как лауреат важной премии он должен был взять на себя еще больше представительских обязанностей, согласовывать постановки своих произведений, вести переписку с издательствами, читателями и прочее, прочее. Трудно было устоять перед таким напором. После войны популярность Бажова только усилилась. На ВДНХ в Москве решили возводить фонтан «Каменный цветок», композитор Сергей Прокофьев взялся написать музыку к собственной редакции балета «Каменный цветок», режиссер Александр Птушко снимал фильм по уральским сказам. Бажовские сюжеты всё меньше принадлежали автору. И если мы хотим увидеть подлинного Бажова, нам стоит обратиться к комнате уральских сказов Дворца пионеров, за созданием которой он наблюдал лично.

Создатели комнаты уральских сказов

Заказ по созданию росписей выполняли Виктор Елисеев и Михаил Радин. Елисеев работал в Свердловске с 1920-х. Учился у Алексея Щусева в Строгановском училище в Москве. Некоторые из его работ, помимо комнаты уральских сказов, сохранились. Это были помещения клубов, столовых, актовых залов. Судя по недавно обнаруженной росписи, над которой Виктор Елисеев работал в 1930-х годах, его стиль был близок к работам «мирискусников».

Его соавтор, художник Михаил Радин, с большой вероятностью был из числа эвакуированных на Урал. Встречаются упоминания о его членстве в Краснодарском отделении Союза художников. В Свердловске Радин рисовал плакаты для «Окон ТАСС». В 1944 году начал работу над комнатой сказов во Дворце пионеров. Уральская тема оказалась близка художнику, и уже после войны он проиллюстрировал сказ «Серебряное копытце».

Появление комнаты сказов во Дворце пионеров стало не только подарком юбиляру Бажову, но и детям, которые смогли вернуться в свой дворец. С начала войны в здании Дворца пионеров размещалась военно-воздушная академия им. Н. В. Жуковского, а 17 октября 1943 года детские кружки возобновили свою работу. Комната стала триумфом Победы и Урала. После открытия устроили авторское чтение сказов. Павел Бажов приходил на встречи с кружковцами дворца и со временем прочитал им все 14 своих сказов, запечатленных на стенах комнаты.

Идея создания комнаты, расписанной персонажами бажовских сказов, так понравилась, что такие комнаты появились в нескольких городах Урала, но только одна из них помнит счастливый день окончания войны, когда весь Урал вздохнул с облегчением. А во Дворце учредили должность сказочницы. Ее обязанностью было читать сказы в комнате Бажова и вести клуб любителей сказки.

Текст Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. Фотографии Александра Думчикова
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл