«Героя нашего времени» с неожиданного ракурса представляют в Екатеринбургском ТЮЗе

Спустя два года перерыва в сотрудничестве Анатолий Праудин поставил спектакль с командой Екатеринбургского театра юного зрителя.

В Екатеринбургском театре юного зрителя премьера «Героя нашего времени». Спектакль по мотивам романа Михаила Лермонтова поставил петербургский режиссер Анатолий Праудин. С его именем в ТЮЗе связано много знаковых спектаклей. Сейчас команда представляет еще один – взгляд из закулисья на знакомую со школы лермонтовскую историю.

«Первично внутреннее ощущение, что с этим материалом нужно поработать, и есть, что сказать. Для меня интерес в Лермонтове – совершенно беспощадная вивисекция человеческой души. Правдивая, четкая, он в своем подростковом возрасте не побоялся заглянуть в самые глубины и своей, и чужой души, куда и заглядывать страшно, но, наверное, театр должен этим заниматься», – считает режиссер спектакля Анатолий Праудин.

На сцене – Кавказ в военное время. В Пятигорске проходят реабилитацию и лечение раненые бойцы. Зрители увидят не героев Лермонтова, а актеров, которые постепенно превращаются в лермонтовских персонажей. 

«Была задумка, что события происходят за театральными кулисами. Зритель сначала увидит артистов в репетиционных, а не персонажных костюмах. И постепенно, на глазах зрителя они начнут преображаться в персонажей Лермонтова. Мне нужно было придумать, за счет каких элементов они уходят в своих персонажей. Таким ключом стала органза, из нее сделаны все элементы на женских костюмах. Я так еще не делала, хотя у меня были исторические постановки», – рассказывает художник по костюмам Ольга Гусак.

Музыку к спектаклю написал Александр Жемчужников. Говорит, что порадовала достаточная свобода в работе над постановкой. В музыкальном оформлении задействованы этнические музыкальные инструменты – русская жалейка, среднеазиатская зурна, турецкий ней. Часть из них композитор купил специально для работы над постановкой. 

«Наш завлит, Наталья Киселева написала: «Праудин передает привет и хотел бы, чтобы ты прочитал «Героя нашего времени», и какие-то свои мысли и ощущения в своей музыке выразил». Я так и сделал – прочитал, выразил и что-то даже с этого выражения пошло в спектакль. Фактически, в течение дня родилась одна из главных тем. В спектакле многое сделано «не в лоб», и в музыке тоже есть моменты странноватые, иногда сбивающие с толку. Сцена бала очень занятно решена – бал предполагает вальсы, мазурки, но здесь этого нет. А когда звучит блюз – он тоже очень странный, неровный, рваный, как сказал наш звукорежиссер, как будто Телониус Монк играл на фортепиано», – делится композитор Александр Жемчужников.

Появление в репертуаре театра спектакля по школьной программе предполагает в зале подростковую аудиторию. Анатолий Праудин не заигрывает со зрителем, он уверен, что желание сознательно пойти в театр на постановку по классике нужно в подростках настойчиво взращивать.

«Мне кажется, что всемирную классику в подростковом возрасте все-таки нужно смотреть с таким педагогическим усиленным предложением. Мы должны это делать настойчиво, пока не произойдет какой-то качественный щелчок в душах, и человек не начнет испытывать серьезную потребность регулярного общения с русской классикой. Конечно, это происходит позже, потому что Лермонтов несколько опережает 14-летних ребят даже возрастно, не говоря о масштабе его личности. Но, я считаю, что подросток – вполне себе человек. Мы привыкли относиться к подростку, как к несколько недоразвитому взрослому, но это не так. И, наверное, это неправильно», – уверен режиссер Анатолий Праудин.

На премьеру «Героя нашего времени» билеты можно приобрести по Пушкинской карте. Но пока они раскуплены до конца апреля. (14+)

Ранее мы рассказывали о премьере в Свердловском театре драмы спектакля «Евгений Онегин».

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Татьяна Шабунина
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл