Гид по коллективам современного танца в Екатеринбурге

В Екатеринбурге стартует фестиваль современного танца «На грани». В преддверии события рассказываем о ведущих коллективах контемпорари, которые можно увидеть в Екатеринбурге.

Провинциальные танцы

Фото: Кирилл Дедюхин

Один из старейших коллективов современного танца не только из числа «большой тройки» в Екатеринбурге, но и, пожалуй, во всей России появился в 1990 году. И почти все это время у руля стоит Татьяна Баганова, хореография которой узнаваема по особой «летучей» пластике. 

Довольно долго театр оставался без своей площадки, обитая на птичьих правах в тюзе, и только пару лет назад, кажется, окончательно прописался в «Колизее», отметив переезд сайт-специфик спектаклем «Тело театра».

Список премий, полученных коллективом за свою долгую жизнь, займет не одну страницу, скажем, пожалуй, что «провинциалы» – это самый «золотомасочный» коллектив в Екатеринбурге: 19 номинаций, 6 премий.

Спектакли, обязательные к просмотру:

  • «Свадебка» - поставленный в 1999-м, восстановленный в 2019 году спектакль – модерновая пластическая версия народного свадебного обряда на музыку Стравинского. 
  • «Кленовый сад» - еще один культовый восстановленный спектакль, прогулка по причудливому осеннему саду, полному странной насекомоподобной жизни в пелевинском духе.
  • «После вовлеченности. Диптих». Часть I диптиха экстремально погружает чеховских персонажей в суровый мир contemporary-пластики, Часть II – более сложное размышление о страсти и о том, что остается после нее.

ТанцТеатр

Фото: Кирилл Дедюхин

Еще один екатеринбургский коллектив 1990 года рождения присутствовал в культурной жизни под разными названиями: «Пируэт», «Балет плюс», «Институт танца», «Екатеринбургский театр танца».

Многочисленные переименования рифмуются с эклектичностью спектаклей: у театра нет какого-то единого стиля (хотя какое-то время почти каждая постановка отличалась провокативностью и возможной откровенностью тем и содержания), над каждой постановкой работают приглашенные режиссеры и хореографы, в числе которых, например, Пал Френак, Аттила Гергейи, Балаш Баранёй, Гаэль Доменжер. Генеральная линия, которой придерживается худрук «ТанцТеатра» Олег Петров, парадоксальным образом сочетает в себе и экстремальную современную хореографию, и наследие классического балета (первый состав коллектива – танцовщики с хореографическим образованием).

Как и «провинциалы», коллектив довольно долго менял площадки в Екатеринбурге, сегодня он базируется в Инновационном культурном центре, а спектакли идут, в том числе на сцене «Колизея» и Екатеринбургского ТЮЗа. 

Спектакли, обязательные к просмотру:

  • InTime 2 – чувственное и открытое высказывание о сути любви, красный кожаный диван как центр мироздания, вокруг которого кипят пластические страсти.
  • «Кабаре «Жизель» - история балетной примы, угодившей в эпицентр разгула и шабаша, в котором угадываются герои «контемпорари». 
  • «Игрушки» - редкий случай в «ТанцТеатре», когда спектакль можно смотреть всей семьей. При всей простоте – отличный способ начать знакомство с современной хореографией.

Эксцентрик-балет Сергея Смирнова

Яркий и самобытный хореограф Сергей Смирнов с 1995 года вполне успешно сочетает статус штатного постановщика танцев в Свердловской музкомедии и визионера, создавшего свой узнаваемый пластический язык. 

Атмосферу и хореографию «эксцентриков» невозможно перепутать: ломаная, почти кукольная пластика, образы из детства, странно, а иногда и страшно прорастающие во взрослую жизнь. Конечно, это не аксиома, Смирнов в некоторых постановках ломает и себя, и представление о нем, но и в этом сломе есть узнаваемый почерк.

Спектакли, обязательные к просмотру:

  • «Тряпичный угол» - без сомнения культовый спектакль коллектива, который нет-нет да возникнет в афише (а нет, так найдите на видео) – щемящее воспоминание о детстве, забытые игрушки, причудливые фантазии.
  • «Я - чайка» - чеховские ипохондрики встречаются с космическими фантазиями, Чайковский – с современностью, смешное с великим – и никому не тесно.
  • «Чусовская тетрадь» - набор воспоминаний, в которых личные записи переплетаются с коллективной памятью, а бабушкины напевы парадоксально рифмуются с темой репрессий.

Танцевальный театр «Фора»

Фото: Катя Киселева

Четыре энтузиастки современной хореографии в 2000 году объединились в танцевальную компанию, которую возглавила хореограф Алена Захезина. И с тех пор состав еще ни разу не поменялся. Коллектив все время находится в движении, поймать в Екатеринбурге его крайне сложно. 

Спектакли, обязательные к просмотру:

  • «Стол» - искренний и немного наивный разговор за тем самым столом о сути тех самых чувств. 
  • «Зоя» - история неотвратимого взросления и выбора под музыку Ильи Лагутенко. 
  • «Майя» - лонглистер «Золотой маски» продолжает тему пластических интерпретаций непростой женской доли. Четыре героини буквально «крутятся в доме» - исполняют хореографические пируэты в узнаваемом каркасе дома-пятистенка.

Танцевальная компания «Окоём»

Фото: Дарья Попова

Танцевальную компанию создал в 2003 году выходец из «провинциалов» Александр Гурвич и с тех пор является ее бессменным худруком. С начала 2010-х коллектив «базируется» на факультете современного танца в Гуманитарном университете, одним из преподавателей которого Гурвич является. Потому одним из направлений работы коллектива стали многочисленные эксперименты и коллаборации, например с ансамблем «Изумруд». Работы «Окоема» полны иронии.

Спектакли, обязательные к просмотру:

  • «Искусство оскорбляться» - собственно понятное из названия действие, которое разворачивается в недалеком будущем, когда умение быть обиженным достигло совершенства.
  • «Сахарная вата» - еще одна ироническая постановка о современных тенденциях, ради меткого комментария артисты готовы пробивать стены, в том числе и четвертую.
  • Fantomus Vulgaris/колыбельная для Маяковского – знаменитый любовный треугольник, громогласная поэзия и переживания маленького мальчика уложены в 40 минут пластики.

Minoga Dance Company

Фото: Minoga Dance Company

Прозванная «самой маргинальной»  в Екатеринбурге танцевальная компания возникла в 2013 году усилиями Ильи Манылова, выходца из «Эксцентрик балета» и танцовщика в третьем поколении, а также Максима Прислонова и Александры Рахмановой.

«Минога» у многих осталась в памяти пластическими провокациями и экспериментами на грани (а то и за гранью). Но так же стихийно как возникла, сейчас компания взяла паузу. Манылов перебрался в Москву и на Урале появляется эпизодически, то на проект в ЦСД, то с сольником «Ваня улетел, а может растаял» в «Лете на заводе».

Творческая компания «Лемниската Бернулли»

Фото: Лемниската Бернулли

Один из самых молодых контемпорари-коллективов, созданный Татьяной Вдовиной, преподавателем ЕАСИ, одной из первых учениц легендарного Михаила Когана. А если кто помнит, то в конце «нулевых» у Вдовиной был оригинальный и яркий данс-проект «НЛО12» с пластическими спектаклями по произведению Канта и по истории Кубы.

«Лемниската…» в чем-то продолжает эту традицию, выбирая сюжеты из мировой литературы и сводя в одном пространстве сцены максимально разнонаправленные формы.

Спектакли, обязательные к просмотру:

  • «Вы знаете эту женщину?» - основанная на абзаце из произведения Патрика Зюскинда «Повесть о господине Зоммере» фантазия о героине, которой было уделено мало авторского внимания.
  • «Краткое содержание» - литературно-танцевальный микс, в котором оживают изувеченные школьным преподаванием герои классических книг.
Текст Алексея Еньшина для Культура-Урала.РФ
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл