С 20 по 30 июня 2023 года в Екатеринбурге проходит XVI Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays». В конкурсной программе участвуют спектакли, поставленные по пьесам уральских драматургов. В офф-программу вошли эскизы спектаклей, читки, кинопоказ и концерт.
Ежедневно публикуем материалы фестивальной газеты о самых важных и интересных проектах «Коляда-Plays». Текст дополняется.
День десятый. «Исповедь русской женщины»
Театральная газета №10 (30 июня 2023 года)
Как прожить свою жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? Как научиться принимать все выпадающие на долю испытания и при этом не роптать, не жаловаться, не искать виноватых? Можно ли быть счастливым счастьем других людей? Кажется, что людей, соединяющих в себе все это, не существует в природе, всем нам присущ здоровый эгоизм. Но моноспектакль Екатеринбургского Независимого театра «ТУТ» по пьесе Ярославы Пулинович «Горбатая» заставит задуматься об обратном.
Зажигается свет, он освещает простую декорацию – стол и стул, возле стола на полу лежат камни. Внезапно на сцену с криками вбегает женщина (Марина Гапченко), ее волосы торчат в разные стороны, одета будто бы с чужого плеча, за спиной поношенный рюкзак. Она садится за стол и с ходу начинает рассказывать историю своей жизни, начиная с рождения.
Из рассказа мы понимаем, что героиню зовут Светка, у нее непростая судьба, ее личная жизнь не сложилась, все потому, что у нее горб, она «с детства горбатая». История настолько увлекает, а актриса настолько естественна в своей роли, что совершенно забываешь о том, что смотришь спектакль.
В Светке слились все составляющие образа русской женщины. Она положила свою жизнь на алтарь чужого счастья. Весь смысл ее существования – жертвовать собой, тянуть на себе груз чужих проблем, помогать другим, когда о помощи никто и не просит и при этом ничего не требовать взамен. Людей, похожих на Светку, наверняка встречал каждый, кто-то увидит в ней и свои черты, но существуют ли люди, которые не пытаются извлечь из этого собственную выгоду, будь то корыстные мотивы или простое желание быть нужным и полезным в этой жизни?
Судьба у Светки – врагу не пожелаешь. Тут и больной ДЦП племянник, нерадивые брат и сестра, старая мать с деменцией, долги. Приходится много работать, ведь всем же нужно помочь. В семье друг другу помогают. Но помогает ли она им на самом деле или, наоборот, лишает возможности справляться с проблемами самостоятельно, а значит, учиться жить, становиться взрослыми, самодостаточными людьми?
Считает ли героиня себя несчастной? Сожалеет ли о непрожитой жизни? Обвиняет ли родных? Наоборот, она оправдывает все их поступки, словно не замечает, что те ею пользуются, принимая ее помощь как должное.
Внезапно Светка начинает что-то судорожно искать в своем рюкзаке, вываливая содержимое на стол. Оказывается, все это время она таскала за спиной камни. Режиссерский ход, прямо символизирующий, что героиня на протяжении всей жизни тащит на своем горбу бесполезный груз. Горб, которого мы, конечно же, не видим, – метафизический. Светка добровольно взвалила на себя эту ношу, потому что не знает, как жить иначе.
Счастье для нее заключается в безусловной любви к родным людям, в их жизненных успехах. Она достигла всех своих целей – сестра счастлива замужем, брат создал семью, племянник живет полноценной жизнью, у всех есть жилье и образование. Этим она счастлива, этим жива и вовсе не чувствует себя чем-то обделенной.
Спектакль заставляет о многом задуматься. О том, как мы живем, на что тратим свою жизнь, достаточно ли ценим близких и то, что они делают для нас? В чем же, наконец, заключается счастье каждого отдельного человека?
Ольга Смоленская, студентка Департамента журналистики УрФУ
Театральная газета №10 (30 июня 2023 года)
«Волшебный мир кукольного театра»
Театральная газета №9 (29 июня 2023 года)
Для маленьких зрителей театр кукол – это всегда место, где происходят настоящие чудеса. Взрослым театр дает возможность перенестись в прошлое, вспомнить себя ребенком. Окунувшись в кукольный мир, хочется остаться в нем как можно дольше, сохранить в памяти мельчайшие детали декораций, лица кукол, атмосферу. Кукольный театр, смягчая даже самые тяжелые для детского восприятия темы сказочной формой, дает возможность зрителю порассуждать о важном.
Театр кукол «Гулливер» (г. Курган) поставил перед собой невероятно сложную задачу – пересказать маленьким зрителям рассказы Андрея Платонова «Корова» и «Уля» (возрастное ограничение спектакля – 12+). Вспомните себя в детстве: наверняка после прочтения первой вы рыдали навзрыд. Как же показывать такое детям? Ведь часто спектакль воздействует на детское сознание сильнее, чем книга.
Силами драматурга Семена Вяткина, режиссера Дмитрия Ши, художников Натальи Бурнос и Валентина Викторова, композитора Рената Шавалиева, актеров Татьяны Кокиной, Марии Кузнецовой и Владимира Носырева «Гулливеру» удалось блестяще справиться с задачей.
Декорации поделили сцену на три мира. Мир, в котором счастлива корова – нежный, деревенский, наполненный материнской любовью буренки к теленку и Васи Рубцова к своим питомцам. В нем мягкие стога сена, покатые крыши деревенских домов. Почти счастье. «Почти» – потому что при всей притягательности деревенской идиллии Вася чувствует себя неприкаянным. Он брошен взрослыми, одинок. Он чувствует, что мать равнодушна к его судьбе, а потому страдает – в силу возраста бессознательно.
Мир техники. В нем царица – железная дорога. Она величественна и прекрасна. Индустриальный бог – паровоз. Он живой, капризный и жестокий, предупреждает о приближении громкими гудками, оставляет после себя клубы едкого дыма. Часто ломается. Дает возможность Васе почувствовать себя нужным, ведь мальчик помогает машинисту, прямо как взрослый! Он же и заставляет Васю преждевременно повзрослеть, насмерть сбив корову на путях.
Когда счастливый мир перестает существовать, на смену ему приходит мир пограничья, который, как и подобает потустороннему, находится на перекрестке дорог. Там кукольный Вася превращается в настоящего мальчика (Владимир Носырев) и встречает девочку Улю (Татьяна Кокина).
– А ты матери-то нужен? – спрашивает Уля в момент их беседы, как будто готовя его к тяжелому, но важному открытию.
– Наверное, – отвечает Вася почти равнодушно. Он уже готов принять неприятную правду.
Так, при помощи проработанных до мельчайших деталей кукол и неожиданных перевоплощений – куклы превращаются в настоящих людей и обратно – на сцене создается атмосфера пограничья. Спецэффекты (дым от паровоза) и музыкальное сопровождение погружают зрителя в платоновский мир еще сильнее: здесь даже самая невосприимчивая аудитория перестает сопротивляться и погружается в сказочную, индустриальнодеревенскую хтонь.
Завороженного, обезоруженного зрителя куклы оставляют наедине с собственными мыслями. Каждый теперь должен будет найти ответы на непростые вопросы. Какие? Самые разные, для каждого свои. Достаточно ли я ценю близких? А тех, кого приручил и за кого теперь в ответе? Не слишком ли много жертв приношу индустриальному богу?
Алена Снаговская, магистрантка Департамента журналистики УрФУ.
Театральная газета №9 (29 июня 2023 года)
День восьмой. «Все является театром, и ничто не является»
Театральная газета №8 (28 июня 2023 года)
В «Ельцин-Центре» был показан спектакль «Трамвай в Пышму» по одноименной пьесе Надежды Черновой (режиссер Ефим Степанов, сценограф Александра Стрельникова, студенты ЕГТИ, мастерская Натальи Гараниной). В пьесе Надежды Черновой за кинетику сюжета отвечала тетя Маша (кондуктор), эдакая Бланш Дюбуа, после успешного пребывания в советской психиатрической лечебнице, из пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай "Желание"». На сцене тетя Маша (Мария Мартюшева) – одна из героинь комедии дель-арте. Музыка Александра Овсянникова в авторской аранжировке, оттепельная гитара Никиты Зубарева, как Вергилий, «тащат нас по телу» сюжета.
Звук гитары пресекается средневековым барабаном, трамвай в Пышму идет под его бой. Мы становимся свидетелями интерактивной «исповеди-наоборот» в исполнении Никиты Зубарева, которая позволяет оказаться в мистерии, где зрители становятся актерами, а актеры – зрителями. Никита Зубарев в добротных преторских ботинках надевает все маски на себя и играет героя «Один за всех». Выстрел. Струна не лопнула, гитарист играет что-то вроде рока 90-х с их Am, Dm. Герои занимают свои места, «фальстафствуют», иногда влюбляются, правда любят друг друга так, как свою мать любят сироты, примиряются и выбирают свой путь.
В своей жизни надо выбрать верный трамвай, иначе маршрут выберут за тебя. Потрепите за плечо водителя (Алексей Безруков), заплатите за проезд, неситесь в Пышму.
Игорь Бунтури, магистрант Департамента журналистики УрФУ
Театральная газета №8 (28 июня 2023 года)
День седьмой. «Мой дед говорил: «Леха»
Театральная газета №7 (27 июня 2023 года)
Пожелтевший радиоприемник на стене, железная кровать с сеткой, проваливающейся почти до пола под тяжестью тела, граненые стаканы, постиранный целлофановый пакет на веревке над холодильником ЗиЛ «Москва». Хорошо, что в Советском Союзе мебель и технику делали крепкими, чтоб на века. Благодаря этому режиссер-постановщик Алтайского краевого театра драмы им. В. М. Шукшина Ирина Астафьева вместе с художникомпостановщиком Марией Рыковой смогли воссоздать атмосферу, знакомую нам с детства. Этот наполненный старыми книгами и всякими непонятными штуковинами, пропитанный запахами золотой «Явы» и нерафинированного масла, на котором шкварчат чебуреки, – этот старый дедушкин дом.
Пьесу Юлии Поспеловой «Леха» отважится взять не всякий режиссер. Повествование идет от лица безымянной внучки, белым стихом. Но стоит жанр «монопьеса» заменить на «sound-drama», как тут же откроются новые возможности для постановки. Музыка действительно дополняет текст, придает происходящему динамику и глубину, позволяет прочувствовать настроение героев и становится одним из главных действующих лиц. Ведь это не просто фоновая мелодия, а живое исполнение, которое создают прямо на сцене с помощью сэмплера, синтезатора, электрогитары и вокала Антон Палин и Екатерина Порсева. Дед (Виктор Осипов) исполняет песню Вячеслава Добрынина «Колдовское озеро» под собственный аккомпанемент на баяне.
Премьера состоялась во времена пандемии, сразу, как только разрешили посещение театров. Труппе, можно сказать, повезло: у нее было несколько месяцев для подготовки. Дело в том, что каждый артист вложил в постановку часть своей семейной истории: перед началом действия они, сидя на сцене, рассказывают зрителям о своих дедушках и бабушках. Выходя к зрителям, исполнители ролей должны справиться с любой задачей. В том числе обнажиться, если этого требуют пьеса или режиссер. Но обнажить душу сложнее, чем тело, особенно если после этого нужно будет петь без права на дрожание голоса.
У актеров совсем немного текста, характеры персонажей раскрываются в пластике. Спектакль о жизни должен быть живым, и эта задача успешно решена. Образ спортсмена (Данила Никоноров), который в пьесе олицетворял жизненную энергию, появившуюся после того, как дед влюбился в соседку Любовь Ивановну (Елена Адушева), дополнен одним из главных символов жизни в мировой культуре – рыбой. Поначалу это выглядит забавно и даже немного несуразно, когда мим в спортивном костюме заставляет игрушку рыбы «плавать» над сценой. Но после того, как Любовь во всех смыслах уходит от деда, оплеванная дочкой Лидочкой (Анна Кушнир), плавание заканчивается. Рыба, такая крупная и пестрая, «всплывает» брюхом кверху. И из брюха вытаскивают все нутро. Наверное, так себя и чувствует человек, когда смысл жизни, который он искал десятилетиями, теряется. Остается только доживать.
Погрузиться в мир героя зрителям помогают приемы, создающие эффект присутствия. Это и «якорение» позывными радио «Маяк», и запах чебуреков, которые жарят прямо на сцене, и пар из-под утюга, которым гладят брюки через мокрую марлю. Все это мы видели, слышали, чувствовали когда-то давно. В те годы, когда нам жилось так легко и хорошо, главной трагедией был пропущенный по телевизору мультик и сломанная любимая игрушка. Мы беззаботно радовались каждому дню и, возможно, не замечали, что у кого-то из самых близких нам людей в этот момент земля уходит под ногами.
Это грустная история, пропитанная горечью и чувством вины. Полвека дед прожил с женой, которая уборку и стирку любила больше, чем мужа, отбирала у детей детство, а он даже не мог их защитить. Он вообще никого не смог защитить: ни брата, ни мать, ни кролика, которого ему подарили на пятый день рождения, а на шестой – подали к столу. «Что с меня взять – только анализы»… Но вот он стал счастливым человеком, его Любовь сидит рядом с ним в белой «копейке», и так хорошо на душе, как никогда в жизни не было. Он катит по Москве-Риге, позабыв обо всех несчастьях, и не знает, что совсем скоро у него все отберут. Вынесут и скрипучую кровать, и сервант, и холодильник с плитой, оставят только голые стены, но главное – отнимут Любовь Ивановну. За несколько дней до смерти он позвонит отцу рассказчицы и скажет: «Леха». А потом повесит трубку.
«Пишем – “Леха”, читаем – “любовь”» (Юлия Поспелова).
Мария Пастухова, студентка Департамента журналистики УрФУ
Театральная газета №7 (27 июня 2023 года)
День шестой. «Не стоит Сибирь без Озорника»
Театральная газета №6 (26 июня 2023 года)
А ежели погубить его, кто простому люду правду скажет? Печальный конец известен всякому. Об этом рассказ классика уральской литературы Д. Н. Мамина-Сибиряка. Постановка осуществлена на сцене Нижнетагильского драматического театра.
Тяжела судьба деревенского дурачка, Озорника Спирьки (Юрий Сысоев). Жена у него померла, хозяйство в упадке. Пьет Спирька по-черному, об уряднике небесном толкует, сны белоснежные про коней видит. «Ой ты доля моя, долюшка…» – поет он нежно, жалобно, шагая в лохмотьях босиком.
Нет у Спирьки друзей, кроме водочки да чувства странного, что на груди полыхает алой рубахой. Любит он Дунюновожилку (Ирина Тараторкина), но сам того не ведает:
«Присушку она мне сделала, ведьма». И все бы Спирьке порыв устремить на волю, что твою голубушку, только зазноба-то его – женщина замужняя. А платочек на плечах у ней тоже алый, и за его, Спирькину, кражу, ох, как горько придется хозяйке… «Покайся, покайся», – натолкнет ее сноха Лукерья (Светлана Кравченко), да так и доведет до греха.
У староверов-переселенцев на Сибири свои порядки. Не примут здесь покаяния, не пожалеют, не уберегут испуганную Дуню от нападок влюбленного дурачка. Мужнин батюшка Антон Максимыч (Алексей Карпов) остервенеет, к столбу привяжет да по белой спинушке чересседельником отхлещет. От одной гнилой нитки, мол, вся рубаха поползти может. А тут и свекровка (Татьяна Исаева) поддаст и мужа-паиньку (Данил Камешков) «учить жену» науськает. Свистит страшно, колотит из разных рук ремень по деревянному пятачку, будто по девичьей спине, воет страдалица Дуня, и где-то наверху горько плачут, охают случайные зрители ее наказания…
После Дуньки достанется за проказничество и Спирьке. Столкнутся старожилы с переселенцами, которых Озорник на божьей земле когда-то вместе свел, собьются грохочущим булыжником в серых куцых одеждах да всю злобу кулаками на Озорнике выместят. Не дадут они ему любить, смахнут тяжелой дланью его ночные грезы в белых рубахах. «Терпи и не досадуй. Неси крест свой», – скажет Спирьке Мирон Матвеич (Валерий Каратаев). А какой у него, мученика, крест? Козлом отпущения быть для двух берегов? Или любовь его чистую, простую, русскую так нарекли?
Бог, как водится, всем пособит, да не Спирьке. Не признает он порядков да веры чужой. «Зачем Господь жену мою прибрал? Зачем так устроил? Это что за добро?», – взывает он, да никто его стенаниям не внемлет. Бьют Спирьку люди, которым он землю дал, ногами в эту же самую землю втопчут, засекут, задушат. Кричат ему, грохочут: «Озорник ты, мол, не праведник, вот и терпи». Тонут в их реве Спирькины слова, глохнет плоть под каменными кулаками.
Во всех смертных грехах винят Озорника. А конокрадство на земле кочевной – самое страшное. Кого, как не Спирьку за это побить всей деревней, пущай и не он украл, а башкиры? Отряхнется Спирька, выпьет водочки стаканчик, да пойдет ко врагу, чтоб лошадей воротить. И воротит их Дунькиной семье от большой любви, а сам в объятиях смерти сгинет. «Таких не убить», – говорит, переживая, Дунюшка. Кровь-то ее со Спирькой и сведет под белы рученьки.
Такова притча об Озорнике в Нижнетагильском драматическом театре. Любит сибирский мужик, и любит сурово, жестоко. Не увидеть, не понять той любви тварям божьим в серых рубахах, как и веры, спасения истинного. Порадуются за него, что не будет он маяться на той земле, которую им дал, и сами больше на ней жить не смогут. И уйдут они вечными серыми странниками, ибо не стоит село без праведника, а земля сибирская – без Спирьки.
Дарья Башлыкова, студентка Департамента журналистики УрФУ
Театральная газета №6 (26 июня 2023 года)
День пятый. «Сказка для взрослых, рассказанная на площади»
Театральная газета №5 (25 июня 2023 года)
Ко многому привыкли соседи театра Николая Коляды. Шутка ли: выглядываешь в окошко, а там то из пенной пушки поливают, то пляски устраивают. И все кругом веселятся, дети смеются, бегают, родители их фотографируют, радуются, музыка играет, зеваки подходят посмотреть поближе… Пятый день фестиваля тоже собрал вокруг дома № 97 на проспекте Ленина приличную толпу. Ведь актеры Центра современной драматургии (г. Омск) превратили оживленную улицу современного Екатеринбурга в площадку для средневекового балагана, а спектакль «Эмиль Большая Голова» начался задолго до назначенного времени.
Режиссер, он же художник, Михаил Комарицких «склеил» сказочный мир из самых простых предметов. Лохмотья из ветоши – костюмы на актерах; жестяные тазы, кружки и стиральные доски – шумовой оркестр; простыня на двух стойках с софитом позади – театр теней. Такое оформление как нельзя лучше подходит к постановке: бардак из неказистых, мятых вещей, простые звуки, которые можно «вытащить» из кармана (свистульку, которая имитирует пение птиц, например), лохмотья, – все это складывается в органичную, интересную картину. Ведь важно не то, насколько красив предмет, а то, какую мысль и силу ты в него вкладываешь; то, чем ты его сам наделяешь, какое значение ему придаешь. Так, даже самая грязная, мятая, дырявая миска может стать самым лучшим барабаном.
Автор пьесы «Эмиль Большая Голова» Светлана Баженова училась литературному творчеству в мастерской Николая Коляды. Это сказка о красавице Розали (Ирина Петрищева), которую родная мать-королева (Анна Курочкина) считает чудовищем и держит в подвале с физически уродливыми людьми. О талантливом одноруком плотнике Жефе (Анна Курочкина), которому под силу построить летучий корабль. О немом Андре, который страшен настолько, что вынужден ходить с мешком на голове, на одной руке у него три скрюченных пальца, а на другой – шесть, но зато, когда он играет на гитаре, сердце начинает петь.
И, конечно же, об Эмиле (Алексей Горбунов), голова которого настолько огромна, что ее приходится стягивать ремнями, зато головой этой он может выдумать все что угодно, а потом еще и смастерить такие штуки, которые придворным и не снились. Но все эти талантливые, добрые люди сидят в темницах или убогих лачугах, боятся выйти на свет. «Полной жизнью» в королевстве могут наслаждаться только те, кого при дворе сочтут красивыми. Да только, как сказал Базиль (Тимофей Греков), который выдавал изобретения Эмиля за свои, в обществе глубоко дышать не приходится. И вот вопрос: так кто же здесь урод?
Актеры небольшой театральной труппы из Омска (всего 4 человека) смогли сыграть целых 17 персонажей, меняя образы как по щелчку пальцев. Для этого артисты использовали целый набор психофизических инструментов: пантомиму, голосовые эффекты. Зрители игру оценили, не раз заливаясь смехом от тех или иных реплик.
Сказка – ложь, да в ней намек. Проблема бодишейминга (дискриминации людей, основанной на том, как выглядит их тело) особенно остро стоит в современном мире, пресыщенном красивыми отретушированными картинками. Люди с ограниченными возможностями здоровья, с лишним весом и его недостатком, слишком высокие или низкие, словом, такие разные люди стесняются себя, потому что слишком часто сталкиваются с насмешками и издевательствами от тех, кто по какой-то причине решил, что может позволить себе унижать людей за их внешний вид, при этом абсолютно не беспокоясь о мире внутреннем. Такая система ценностей, связанная с преобладанием «обложки» над «содержанием» не просто отвратительна, она способна погубить даже самую прекрасную душу. Поэтому Розали, девочка-гора, так отчаянно плачет, когда соглашается надеть железный корсет. Ее ребра ломаются с оглушительным треском, она кричит от боли, не может дышать, но плачет она от того, что сдалась. Сдалась этому миру и его пошлым, глупым принципам.
Как давно вы смотрели сказки? Думаете, вы уже слишком взрослые? Вовсе нет. Ведь в любом возрасте нам нужны добрые истории, где добро и справедливость непременно побеждают.
Мария Пастухова, студентка Департамента журналистики УрФУ
Театральная газета №5 (25 июня 2023 года)
День четвертый. «Лучший горох» в Екатеринбурге»
Театральная газета №4 (24 июня 2023 года)
Как попасть на фестиваль «Коляда-PLAYS»? Если вы – зритель, то очень просто: купить билет в кассе или в Интернете. А если вы – участник? Тоже легко: поставьте в своем театре пьесу Николая Коляды или любого уральского драматурга и отправьте заявку на участие. Но что же делать авторам из других городов и стран? Для них есть особенный способ: стать лауреатом международного конкурса «Евразия». Именно такой путь избрал для себя Петр Вяткин из Москвы.
В прошлом году состоялся XX сезон «Евразии», в котором Вяткин стал победителем в номинации «Пьеса для камерной сцены», представив на суд жюри «нежную комедию» «Лучший горох в городе». А театральная компания «Les Partisans» (г. Ижевск), которая дружит с молодым автором, в этом году привезла на театральный фестиваль спектакль, поставленный по этой пьесе (режиссер Павел Зорин).
Спектакли подобного рода играть трудно: на сцене практически нет движения, декораций, фоновой музыки. Только два актера, которые ведут диалог. Если быть точным, говорит, в основном, мама (Венера Низамутдинова), а ее сын Митя (Егор Васильев) лишь поддакивает. Инструменты, которые остаются у актеров – это их голоса, интонации, манеры говорить. С их помощью надо донести до зрителя целый спектр эмоций, с которыми женщина рассказывает своему ребенку (ну и что, что ему уже 30 лет) историю длиною в жизнь.
«Les Partisans» уже не в первый раз на «КолядаPLAYS». Создатель коллектива Павел Зорин говорит, что принципиальная позиция их театральной компании заключается в том, что на сцене играют исключительно непрофессиональные актеры. Так, например, роль матери с огромным монологом досталась детскому эндокринологу. Помимо чувственной голосовой игры, Венера Низамутдинова продемонстрировала поразительную пластику в танце.
«Мне захотелось посмотреть спектакль про такой тип женщин. Мне кажется, что он не сильно раскрыт в нашем театре. Кроме того, я, как и все драматурги, выдумал себе разнообразные миссии, одна из которых – снабжение хороших актрис любопытными ролями, в том числе – взрослых актрис, у которых сейчас очень мало возможностей для реализации своего потенциала», – говорит драматург Петр Вяткин, который, кроме пьесы, подарил постановке и свой голос, прочитав закадровый текст.
«Лучший горох в городе» – это история о ребенке и матери, которая переживает за него больше, чем он сам за себя. Мамы вообще много переживают. А дети, особенно уже повзрослевшие, не всегда могут позволить себе вообще выразить какие-либо эмоции. И от этого женщины переживают еще больше. Иногда они выглядят смешными, суетливыми, но их роль в жизни каждого из нас неоценима. И мы, конечно, выслушиваем их и покорно идем за ингредиентами для праздничного стола. В том числе, и за горошком для салата.
Малахитовый зал кое-как вместил в себя желающих посмотреть спектакль. И не удивительно, ведь зрители приходили, в основном, парами: дети – с мамами, а мамы – с детьми. И в самом деле, эта постановка стала отличным поводом провести время с теми, кто нам дорог.
«Мне повезло прийти сегодня в театр со своей дочерью. Я, как и все мамы в зале, наверное, увидела в героине себя. Сидела и думала о том, какими воспоминаниями мне хотелось бы поделиться со своими детьми. Мы ведь постоянно прокручиваем подобные монологи у себя в голове, даже если их и не озвучиваем: понимаем, что бесполезно. И, как и мама Мити, постоянно чувствуем себя плохими, нам постоянно кажется, что мы не справляемся, мало дали своим детям, нам стыдно, мы грызем себя из-за этого. И нам всегда не хватает тех слов, которые говорит молодой человек. Я бы всем рекомендовала приходить на этот спектакль со своими детьми: может, тогда мы будем лучше понимать друг друга», – поделилась впечатлениями от спектакля учительница истории Лидия Анатольевна. «Сегодня я впервые за 20 лет позволила себе обнять свою маму», – сказала другая зрительница.
Мария Пастухова, студентка Департамента журналистики УрФУ
Театральная газета №4 (24 июня 2023 года)
День третий. «Анорексия сердца»
Театральная газета №3 (23 июня 2023 года)
Чего только не сделаешь ради любви! Ради нее можно пройти сквозь огонь, воду и медные трубы, можно перевернуть весь мир, ведь это чувство дает так много сил, что кажется, будто нет на свете ничего невозможного. Но вот любовь не романтическая, а обычная, человеческая, любовь к ближнему и к самому себе, кажется, будто обесценена… Пьеса «Конец февраля» Екатерины Антоновой в этом году вновь участвует в фестивале «Коляда-PLAYS» на этот раз в постановке режиссера «Нового Молодежного театра» Дарьи Шаховой из Нижнего Тагила.
История трех девушек, объединенных одним диагнозом – анорексией – рассказана устами одной актрисы Ксении Зрюкиной. Каждая из героинь пыталась найти любовь: родительскую, романтическую или даже не любовь, а просто признание и уважение. Ведь им в детстве говорили, что они самые умные и красивые, и девочки в это верили, потому что хотели быть именно такими. Но почему-то сейчас дорогу к этой самой любви они нашли только через внешность, а именно – через худобу.
Хотя артистка на сцене одна, запутаться в героинях достаточно сложно: Аля в очках и заикается, Светка – пафосная и гламурная, а Иванова – дерзкая и хамоватая. Их отличают не только визуальные атрибуты, детали одежды, но и пластика – походка, дрожь в теле, неуверенность. Несмотря на то, что в основном движения актрисы и ее взаимодействие с публикой – это импровизация, хореографические номера гармонично встроены в постановку и передают чувства героинь: будь то подготовка к свиданию, попытка перебраться через забор или дискотека, где смешиваются и буйство танца, и усталость, и замутненность сознания.
Прекрасно подчеркивает внутренние переживания музыка. Песня «Без тебя» группы «Маша и Медведи» передает ощущение неразделенной любви, которую испытывает Аля. «Формалин» Fleur сделал более ярким преображение девушек, отправляющихся на дискотеку и будто бы подменяющих себя настоящих кем-то совершенно другим. А песня «Февраль» группы «Обе две» словно подводит черту, вытаскивая наружу весь холод и равнодушие, даже враждебность окружающего мира.
Декорации точно, но не буквально иллюстрируют происходящее. Костюмы героинь висят на вешалках-крестах, камушки на полу очерчивают могилки, а кровать, стоящая посреди сцены, – явный символ заточения в больнице. При этом мелкие детали переносят нас не на кладбище и не в палату, а в комнату девочек-подростков – плед, подушки, ночник и милые детальки, говорящие о том, что девочки еще такие маленькие, но уже душевно покалеченные.
Анорексия – это заболевание, о котором слышал каждый, но история становится еще ближе публике за счет прямого контакта с актрисой. Иммерсивность спектакля действует очень сильно – худые руки, скользящие сквозь твои, пока героиня приговаривает «Колечко-колечко, выйди на крылечко», искренность просьбы позвонить и отпроситься на дискотеку, попытка нарядиться и поиск украшений у неравнодушных людей (где ж им в больнице взяться?) помогают включаться в историю. Поэтому за судьбой Ивановой, которая осталась без подруг, следишь с трепетом, искренне желая ей счастья.
Актриса рисует красной помадой линию вдоль руки, позволяя зрителям тоже оставить ей что-то на память, написать или нарисовать. Со сцены артистка уходит в слезах, а на ее руках – сердечки и единственное, самое важное слово – любовь.
Юлия Сергеева, студентка Департамента журналистики УрФУ.
Театральная газета №3 (23 июня 2023 года)
День второй. «Искусство – это эмоции, а эмоции – это свобода»
Театральная газета №2 (22 июня 2023 года)
Советский Союз. Тоталитарный режим, срезая на корню любые попытки поиска истины, давит в моральном и физическом смысле на неокрепшие и сомневающиеся умы школьников. Нельзя спорить, нельзя сочувствовать. Какая-то «правда» есть, но кто эту «правду» выдумал и по каким причинам? Никто объяснять не хочет или не может, а, скорее всего, и то, и другое.
Главная героиня Искра Полякова (Софья Белова) живет, полная уверенности, что занимается праведным делом. Она – идеальная комсомолка: безупречная в учебе, чтит и соблюдает законы и принципы коммунистической партии и живет счастливой в ее понимании жизнью. Дома ее мать-комиссар (Александра Незлученко) воспроизводит тоталитарный режим в миниатюре: она относится к Искре не как к дочери, а как к своей подчиненной, заставляя ее подробно отчитываться о каждом дне. А если Искра проявляет непослушание, то попросту бьет ее.
Однажды Искра вместе с остальными ребятами оказывается на дне рождения своего одноклассника вместе с девушкой, которая вообще никак не вписывается в ее картину мира. Эта девушка Вика Люберецкая (Татьяна Лоренс) – дочь высокопоставленного человека в их городе, которая может позволить себе жить жизнью, полностью противоположной Искре. В разгар праздника Искра предлагает почитать стихи, и Вика читает стихотворение Сергея Есенина, поэзия которого практически запрещена и считается упаднической.
Дома любопытство Искры пересиливает страх, и она, спрятавшись от Большой мамы, а, скорее всего, и от себя, берет в руки сборник, подаренный ей Викой, и начинает читать. Сначала скептически, но потом красота поэзии Есенина поглощает ее. В этот момент в ней буквально и метафорически зажигается искра сомнения в действующем укладе жизни. А вскоре она знакомится с отцом Вики (Иван Долгих), который выглядит светским человеком, почему-то живущим в стране Советов. У них завязывается разговор о поэзии и об искусстве, о котором отец говорит: «Искусство – это эмоции, а эмоции – это свобода». Выясняется, что он лично был знаком с Владимиром Маяковским и даже спорил с ним о поэзии. Искра понимает, что спорить – нормально, и нормально иметь собственное мнение.
Она ставит под сомнение авторитет своей матери и действующей власти. В этот момент искра, зажженная в ее сердце стихами Есенина, разгорается до пламени, и героиня начинает ощущать себя индивидуальностью. Теперь она больше не может маршировать в строю и произносить хоровые комсомольские речевки. После своего «перерождения» Искра становится подругой Вики.
Однако события приобретают страшный оборот. Отца Вики забирают чекисты. Друзья Вики во главе с Искрой хотят ей помочь, но уже поздно: Вика принимает трагическое решение.
Пламенное, живое, чувствительное сердце Вики наполнено желанием доказать товарищам, что жить нужно своей жизнью. Именно жить, а не готовиться к страданиям. Ее гибель побуждает героев пойти наперекор окружающему их режиму. Они начинают бунтовать и в школе, и дома.
«В этом спектакле есть взаимоотношения, которых сегодня нет, но которые гораздо сильнее, глубже и интереснее. Этот спектакль говорит о том, что можно по-другому общаться, по-другому жить, и это должно придавать человеку силы. Нужно разговаривать и начинать думать самостоятельно, тогда гораздо интереснее становится жить,» – говорит критик Маргарита Гриня.
Дмитрий Каменских, вольнослушатель отделения «Литературное творчество» ЕГТИ.
Театральная газета №2 (22 июня 2023 года)
День первый. «Пусть всегда будет солнце..!»
Театральная газета №1 (21 июня 2023 года)
Открытие шестнадцатого международного театрального фестиваля «Коляда-PLAYS» – 2023 традиционно прошло весело, ярко и незабываемо. И хотя с утра на Екатеринбург обрушились холод, ветер и сильный дождь, за пять минут до начала церемонии тучи рассеялись, и выглянуло солнце.
Невероятный праздник жизни подарили всем присутствующим артисты труппы «Коляда-Театра»: танцы в красочных костюмах под всеми любимые песни, разноцветный дым, хлопушки и пенная пушка.
В этом году специально для фестиваля возле театра повесили гамаки, установили фотозону в виде большого, круглого ковра и другие декорации, изготовленные художником Львом Низами.
После зажигательных танцев в Малахитовом зале театра прошла пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля. Гостей приветствовал заслуженный деятель искусств, Президент фестиваля «Коляда-Plays» Николай Владимирович Коляда, он напомнил, что афиша фестиваля составлена из спектаклей по пьесам уральских драматургов, выпускников и нынешних студентов отделения «Литературное творчество» ЕГТИ, а в этом году «Уральской школе драматургии» исполняется 30 лет.
Он рассказал и об участниках этого ежегодного театрального события, о том, какие презенты приготовлены для них в этом году, об особенностях организации фестиваля и о тех, кто этим занимался. Так, например, оформление в виде солнца на фирменных футболках изготовлено вручную сотрудницами театра. Еще одной фишкой нынешнего года станет то, что спектакли будут объявлять не артисты, а твечающие за уборку в театре драматург Роман Козырчиков и Вера Дмитриевна Панова.
Гостями пресс-конференции стали ректор ЕГТИ Анна Аркадьевна Глуханюк и заместитель Министра культуры Свердловской области Роман Викторович Дорохин. Роман Викторович поделился своими впечатлениями от увиденного феерического шоу у театра: «Если мы убьем в себе ребенка, пусть мы – взрослые и самодостаточные люди, мы просто превратимся в обычных дяденек и тетенек. Но зритель всегда приходит в театр за мыслью, за вдохновением, за улыбкой, и все это ассоциируется с настоящим фестивалем».
Текст Ольги Смоленской, студентки Департамента журналистики УрФУ.