22 февраля на Малой сцене Екатеринбургского ТЮЗа «ТанцТеатр» представит очередную премьеру – спектакль «Кабаре «Жизель». Постановка создана при финансовой поддержке Министерства культуры Свердловской области и Инновационного культурного центра. О том, как шла работа над новым спектаклем и об особенностях работы коллектива «ТанцТеатра», которому в этом году исполнится уже 33 года, рассказывает его основатель и бессменный творческий руководитель Олег Петров.
– Олег Алексеевич, когда началась работа над постановкой «Кабаре «Жизель»?
– Работа над любой постановкой начинается задолго до того, как артисты балета выходят хотя бы в репетиционный зал. Так произошло и в этот раз. Примерно полгода назад мы встретились с автором идеи и режиссёром спектакля Ириной Павловой и начали работу над сценарием. Примерно два месяца уточняли и дорабатывали его.
– Почему приняли решение сотрудничать именно с Ириной Павловой? Кого ещё привлекли для работы над постановкой?
– С Ириной Павловой «ТанцТеатр» сотрудничает уже не в первый раз. Мне кажется, это интересный, тонкий режиссёр. Хореограф спектакля Алексей Колбин, один из лучших знатоков как классического, так и современного танца, сказал, что её широта взгляда меняет объём спектакля. Работа в таком постоянном диалоге помогает и сочинять хореографический текст, и учитывать все мизансценические особенности.
– Балет – это ещё и музыка…
– Да. Для создания саундтрека мы пригласили Романа Цыпышева. Это молодой и очень талантливый композитор, который много работает с известным кинорежиссёром Алексеем Федорченко. Как мне кажется, Роман сразу понял идею спектакля и в итоге написал прекрасный саундтрек, который хорош и с точки зрения мелоса, и с точки зрения драматургии. Можно сказать, зритель увидит уникальный проект «ТанцТеатра». С авторской хореографией, необычными мизансценами, музыкой, костюмами и световыми эффектами.
– И как такие, безусловно, талантливые, но совершенно разные люди сумели найти общий язык? Перед ними ставили общую художественную задачу?
– Нет. Это не в правилах «ТанцТеатра». После обсуждения проекта каждый участник даёт для себя ответ на вопрос: а интересно ли ему принять участие в создании этого спектакля? Если да, то каждый получает своеобразный карт-бланш. Да, согласен, что это рискованно, но… Этот риск всегда минимизируется коллективной работой. Работа над постановкой – это диалог, я бы даже сказал, хор, который сейчас звучит беспрерывно и продолжит звучать после премьеры.
– И в заключении хотелось бы узнать о самом спектакле. Какова его идея?
– Я не очень люблю обсуждать идеи постановок. Зритель, когда он покупает билет, всегда рассчитывает, что ему будет интересно. А наша задача в том, чтобы показать зрителю умный спектакль, красивый спектакль.
Многим название постановки покажется парадоксальным. С одной стороны, это кабаре – место для легкого отдыха, с другой – «Жизель» – название знаменитого балета романтической эпохи. Но ведь и жизнь главной героини – некогда известной дивы – тоже была полна парадоксальными событиями.
Мы понимаем, что в зал придут разные люди. Но мы надеемся, что каждый увидит в происходящем на сцене что-то своё, близкое ему. Кто-то просто приятно проведёт время, как в кабаре, а кого-то наша постановка заставит задуматься. Ведь создатели постановки ведут диалог не только друг с другом, но и со зрителем.
Материал Дмитрия Конькова / Инновационный культурный центр. Фотографии Кирилла Дедюхина, Дмитрия Конькова.