Ободряющая драма. История двух культурных институций Каменска-Уральского

Музей и театр спасли каменцев от отчаяния. Возможно, кому-то этот тезис покажется преувеличением, но сопоставив два события, случившихся параллельно друг другу, мы склонны считать, что так оно и было. 

Сто лет назад, в 1924 году, в Каменском заводе, так в прошлом назывался Каменск-Уральский, был открыт первый музей и организован Уральский рабочий реалистический театр. А вот главное предприятие, которое дало жизнь и название поселению, прекратило работу. Для местных жителей это был один из самых драматических периодов их существования. 

Театр и завод. Рождение и смерть.

До ревущих 20-х сегодня, кажется, еще можно дотянуться рукой. Фокстрот, кинематограф, энергия возрождения после большой войны, эпидемий… Из XXI века приятно видеть этот период таким. На Урале это было время чудовищной бедности и глубочайшего кризиса. Заводы, дававшие работу и смысл, умирали, исчерпав свой ресурс и съев топливо. Надежду на лучшее искали не в настоящем, оно было не обнадеживающим, а в искусстве. 

Не случайно, что на 1920-е – начало 1930-х приходится расцвет театров. Театры создавались национальные, тематические, революционные, классические. В процесс формирования и содержания новых трупп активно вмешивалось государство, сознательно используя искусство как средство сглаживания социального напряжения. Именно оно выделило деньги на организацию нового Уральского рабочего реалистического театра, главным режиссером которого стал молодой постановщик Лев Эльстон, приехавший на Урал с юга страны. Театральному деятелю тогда было всего 24 года, но некоторый опыт у него уже имелся. Забегая вперед, хочется заметить, что спустя столетие театр как будто возвращается к своему началу. Нынешний главный режиссёр и художественный руководитель театра Александр Балыков ненамного старше Эльстона, приехавшего в 1924 году в Каменск.

Каменский завод в 1909 году. Фото С.М. Прокудин-Горский

С 1701 года главным предприятием здесь считался Каменский завод, который в XX веке начал медленно угасать. 1 марта 1922 года Каменский чугунолитейный завод был передан в ведение треста «Гормет». 1 октября 1923 года поставлен на консервацию, а в апреле 1926 года закрыт. Литейное производство было передано кустарно-промысловой артели «Серп и Молот». Завод умер.

Спектакль как анестезия

Театральный эксперимент Эльстона был вполне удачным. Он собрал труппу, начал репетиции. Главным адресатом нового искусства был рабочий класс. Люди, которым до этого искусство было недоступно. Они существовали как будто в тени жизни, а их существование было не важным. И вот теперь для них играли. В 1927 году театр первым среди передвижных коллективов, работающих на Урале, показал спектакли «Любовь Яровая» Константина Тренева, «Разлом» Бориса Лавренева. Пьесы были посвящены трагическому выбору, который совершали герои во время Гражданской войны. Но людям, переживающим мучительную ломку старого мира, нужны были не только пьесы, помогающие самоидентификации, им нужна была анестезия. Актриса Нина Лаженцева, проработавшая много лет в свердловском ТЮЗе, начинала актрисой передвижного Уральского рабочего реалистического театра. В 1928 году она играла ибсеновскую Нору, Принцессу Турандот, Мадмуазель Нитуш, Луизу из «Коварства и любви» Шиллера, Лизу из «Горя от ума» Грибоедова.

Сколько лет «Драме номер Три»?

Жители Каменска-Уральского иногда задают вопрос, можно ли считать датой рождения театра именно 1924 год, ведь коллектив вскоре покинул Каменск? Действительно, театральную труппу вскоре перекинули на другие заводы Урала. Она, как спасательная бригада, работала то в городе, то в поселке, то на руднике. За двадцать лет своих затянувшихся гастролей труппа сменила почти пятьдесят сцен. Если вдуматься – это был подвиг. Жить в самых неприхотливых условиях, мириться с отсутствием театрального оборудования, нормальных сцен, убеждать публику, которая, возможно театральное представление видела первый в раз жизни, и далеко не каждый готов был признать, что артист играет, а не кривляется, отлынивая от нормальной работы. Но даже не подвижническая работа труппы, которая спустя годы вернулась в Каменск, важна в этой точке отсчета. 

В 1924 году, когда Каменский завод прекратил существование, было непонятно, а что же дальше? Куда уходить, что делать? Театр и музей, которые появились в поселке, казалось бы, обреченном на умирание, говорили о надежде и жизни.

Уральский реалистический рабочий театр не только заговорил со зрителем новым театральным языком, но и дал Каменску надежу на будущее. Именно поэтому в 2006 году в Каменске-Уральском изменили название театра и приняли «Драма номер Три». Это было одно из имен Уральского реалистического рабочего театра, а точкой отсчета театральной истории сделали 1924 год. Краеведы давно раскопали, что театральные представления в Каменском заводе проходили еще до революции, даже в годы Гражданской войны была попытка организовать в Каменске театр. Но ведь речь не об искусственном продлении театральной истории, а о заряжающем символе. По новой системе отсчета получилось, что Каменский театр старше даже  Екатеринбургского театра драмы (он появился в 1930). 

Разобравшись с хронологией театра, хотелось бы несколько слов уделить и музею. Если театр дал только надежду на будущее, то музей стал тем фундаментом, на котором это будущее было построено. Звучит пафосно, но в этом есть много правды. 

Яблони и бокситы Ивана Стяжкина

В феврале 1923 года в Каменск приехал учитель Иван Яковлевич Стяжкин, чтобы занять место преподавателя сельского хозяйства и естествознания. Родился он в 1877 году в Уфимской губернии и до переезда в Каменский район сменил несколько мест обитания. Везде оставался подолгу. До Каменска жил в Камышловском районе, потом в Колчедане. Преподавал и исследовал новые территории.

Иван Стяжкин был очень любознательным и ответственным человеком. Родился в небогатой семье, с трудом получил среднее образование и начал преподавать. Ему хотелось изменить мир, а вот революция и разрушение было не для него. Сначала Стяжкин увлекся садоводством. В его саду плодоносило больше сорока сортов яблонь, киви (актинидия), абрикос, айва, разные сорта смородины, крыжовника. Сто лет назад это выглядело как чудо. Зная о превратностях уральского климата, Стяжкин стал его изучать, в 1906 году открыл собственную метеостанцию. 

Работа по изучению местного климата была оценена, и Ивана Яковлевича приняли в члены-корреспонденты Уральского общества любителей естествознания, а в 1913 г. он был утвержден корреспондентом Главной физической обсерватории Петербургской академии наук. А еще Иван Стяжкин увлекался сбором старых песен, обрядов, сказок. Фольклор, записанный Стяжкиным, оценили уже в наше время. Издали, и теперь эти материалы стали основой для исследований этнографов, историков и даже психологов. 

Как это часто бывает, одно увлечение приводит человека к последующим. Стяжкин стал собирать минералы, растения, делать гербарии. Они были нужны ему, чтобы использовать в преподавании. В 1918 году Иван Стяжкин обнаружил в Каменском районе залежи бокситов. В Колчедане он тогда создал естественно-исторический музей, организовал библиотеку. Переехав в Каменск, Иван Стяжкин начал все с начала – музей, обучение молодых людей. Все было основательно. Уезжать отсюда он и не собирался. Люди поверили, что надежда на будущее на старом месте есть. Открытие Стяжкиным бокситов подтвердилось. Через несколько лет геологическая партия, направленная в Каменский район, дала заключение, что месторождение перспективное. В районе деревни Красная Горка началось строительство Уральского алюминиевого завода.

Старый завод, работавший с 1701 года, так и не был восстановлен, но учитывая опыт его специалистов, в 1931 году было принято решение о строительстве в Каменске трубного завода (в районе железнодорожной станции «Синарская»). 

Каменский завод в 1935 году получил статус города, а еще пять лет спустя, новое имя – Каменск-Уральский. Жизнь начала входить в обычную колею.

Театр без постоянного места прописки

Пока Каменск возрождался, созданная в нем труппа колесила по всему Уралу. Первые три года театр работал как трудовой коллектив Посредрабиса. Главным районом его работы в 1924–1927 гг. были города, заводы, поселки Нижне-Тагильского, Верхне-Камского, Свердловского округов. Театр выступал в Надеждинске (Серове), Верхотурье, Лобве, Чусовой, Невьянске, Кушве, Соликамске, Кизеле, Мотовилихе, Лысьве и др.  

С 1934 по 1940 гг. театр работал в Серове, коллектив даже наградили знаменем. Правда, по какой-то причине в Серове театральную историю предпочитают отсчитывать от 1942 года. В Серове труппа в своей основе была та сама, начинавшаяся в Каменске. В 1937 году основатель труппы Лев Эльстон покинул Урал, чтобы стать глaвным рeжиcceрoм и зaвeдующим худoжecтвeннoй чacтью в Тaмбoвcкoм oблacтнoм тeaтрe дрaмы, затем у него были другие назначения. Театральная жизнь Льва Эльстона сложилась вполне успешно, артисты вспоминали его с теплотой.

Начало войны застало «Драму номер Три» в Нижнем Тагиле. Артисты продолжали выступать и в самом городе, и в составе фронтовых бригад, которые выезжали в действующую армию. Рисковали жизнью. Во время одного из таких выездов был убит директор театра Сергей Волков. За время Великой Отечественной войны на фронте было проведено более 400 спектаклей и концертов. В 1943 году труппу вернули в Каменск-Уральский. Почти двадцатилетние скитания завершились, театр встал на якорь. Осенью 1943 года Театру драмы досталось старинное здание заводских складов на центральной площади старого Каменска.

На прочном якоре

Театр забросил якорь недалеко от музея Ивана Стяжкина. Музей и сегодня располагается на центральной площади старого Каменска. В 1943 году это был уже государственный музей, но Иван Стяжкин продолжал с ним взаимодействовать. Краевед умер в 1965 году. Его заслуги, понимание глубины которых пришло со временем, сделали его почетным гражданином Каменска-Уральского посмертно. Решение было принято Каменск-Уральской городской Думой в 1999 году. Музею так было присвоено имя его основателя.

Репертуар вернувшегося театра был вновь обращен к современности. Интерес к искусству был настолько велик, что Приказом управления искусств при Совете министров РСФСР при драмтеатре была организована драматическая студия, работавшая, правда, всего один год – с 01 июня 1945 года по 01 июня 1946 года.

В 1946 году театр чуть не убили. Чиновники решили, что артистами можно распоряжаться как неодушевленными ресурсами. Ведущую часть актеров, работавших в театре с самого основания, во главе с режиссером Саламатиным и Арбениной перевели на работу в Нижне-Тагильский театр. Театр серьезно сократили, но он все же выжил. Потом в истории Каменского театра было много всего, как в жизни. Не случайно в 2016 году польский театральный деятель, журналист и путешественник Яцек Матецкий попросил разрешения пожить жизнью театра – присутствовать на репетициях, спектаклях, видеть изнанку и лицевую сторону жизни театра. Журналист посчитал, что именно в театре в концентрированном виде отражается вся жизнь и ценности общества. Жизнь театра его настолько увлекла, что он остался еще на месяц. 

Новое место

Театр не раз помогал каменцам пережить трудное время перемен. В третье тысячелетие коллектив ввел Игорь Митюшкин – директор и художественный руководитель с 1997 по 2005 год. Этот период прошёл под Вахтанговским девизом «Театр – праздник». 

Коллективу пришлось сняться с насиженного места на центральной площади. Старое здание рисковало разрушиться прямо во время репетиции или спектакля. Переехали на центральную улицу города, Алюминиевую, в здание бывшего ДК Строитель. Теперь у труппы есть соседи – творческие коллективы ДК. 

Жаль, что по достоинству оценить то, что происходило в театре в прошлом, могут только люди, которые видели спектакли, а нам остается только читать и верить, что каждая премьера становилась событием городского значения. Несколько спектаклей – «Господин де Пурсоньяк» Мольера, «Стакан воды» Скриба – поставил режиссёр Юрий Горин (Москва). Ученик Г. А. Товстоногова, режиссёр Борис Сапегин поставил «Провинциальные анекдоты. Спектакль «Орфей спускается в ад» был номинирован на приз «Золотая маска». Спектакль «Филумена Мортурано», где главную роль исполняла актриса Екатерина Туманова, получил приз «Золотая пальма» Парижской ассоциации творческих проектов.

В 2005 году Театр драмы возглавила Людмила Матис. Для постановок приглашались известные режиссёры Москвы, Екатеринбурга, Литвы. В 2006 году театр стал называться «Драмой номер Три». В 2023 году в театр пришел новый художественный руководитель – Александр Балыков. Теперь у тех, кто живет в Каменске, Екатеринбурге, приезжает на Урал, есть возможность не просто читать об истории театра, давшего когда-то городу надежду, а приехать и посмотреть новые постановки, а заодно зайти в обновленный музей имени Ивана Яковлевича Стяжкина и поверить, что культура иногда бывает важнее экономики.

Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. Благодарим за помощь в создании материала Каменск-Уральский краеведческий музей им. И.Я. Стяжкина.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл