История особняка, в котором 200 лет решаются вопросы культуры

Польские балы, заседания сиротского суда, работа завода, пение, музейные экскурсии — чего только не происходило в этом универсальном здании. В это здание идут чтобы решить вопросы, связанные с работой учреждений культуры или чтобы посетить музейные выставки. Рассказываем о доме, расположенном по адресу: Екатеринбург, ул. Малышева, 46, в котором находятся Министерство культуры Свердловской области и Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера. 

Разделение пространства между двумя институциями произошло по горизонтали. Большую часть первого этажа занимает Министерство культуры, второй этаж — музей. В прошлом у здания деление было вертикальным. Первоначально это было два отдельно стоящих особняка. Правое — дом Поклевских-Козелл, левое — Городская Дума. В начале XX века Думе стало тесно, и примерно в 1912 году между домом Поклевских-Козелл и Домом городского общества архитектором Иваном Янковским была построена двухэтажная вставка. В лучших традициях Екатеринбурга в одном здании сейчас можно вычленить три архитектурных стиля: классицизм, эклектику и рациональный модерн. Не менее пёстрым было и его наполнение.

Культурный пасьянс

Если раскручивать историю с конца, то орган, управляющий областной культурой, и Краеведческий музей под одной крышей встретились в 1988 году. Музей в то время изнывал от отсутствия исторической экспозиции. Площадка, находившаяся в здании Вознесенской церкви, была закрыта на долгосрочный капитальный ремонт. В середине 1980-х шли переговоры о передаче музею новых зданий. В Свердловске конца 1980-х музеев было не много. Краеведческий располагался в двух бывших церквях и нуждался в расширении площадей. В районе улиц Декабристов – Степана Разина планировалось построить новый отдел природы, а под историческую экспозицию готовы были передать здание на территории Исторического сквера. Как-то в этом торге за здания участвовал и дом на Малышева, 46, о котором сейчас идет речь. С конца 1950-х до 1986 года там располагался музыкальный факультет педагогического института. У института появились новые корпуса на проспекте Космонавтов, вот власть и пересматривала использование фонда в центре города.

В итоге корпус бывшего госпиталя в Историческом сквере, который хотели передать Краеведческому, получил Музей изобразительных искусств, а для исторической экспозиции выделили здание Малышева, 46, туда же въехало областное управление культуры. Краеведам здание дали, так как когда-то в нем располагался первый орган советской власти — Совет рабочих и солдатских депутатов. В помещении разместили историческую экспозицию о достижениях советской власти за 70 лет ее существования.

В начале нулевых здание продолжало меняться. После реконструкции выступающий пристрой с балконом, выполнявший функцию вестибюля, был снесен. А главный вход в здание организован через внешне изменившийся дом-вставку.

Интригующее перечисление многочисленных функций дома заставляет нас вернуться к этому вопросу и рассказать обо всем по порядку.

Городская Дума

Самое старое в тройке соединенных домов здание находится на углу ул. Дубровинской (Чернышевского) и Покровского проспекта (ул. Малышева). Историки считают, что его возвели в конце XVIII — начале XIX века. Несколько десятилетий в нем заседала Городская Дума. История органов городского самоуправления — тема отдельной статьи, не будет сейчас углубляться в этот любопытный вопрос. Если же вести речь об использовании здания, то, кроме зала для думских заседаний, здесь размещались сиротский и словесный суды, мещанская управа и их архивы. С начала XX века часть помещений в здании арендовали Городской Общественный банк и магазин.

На собраниях Городской Думы обсуждали городской бюджет, который всегда был убыточным. Это не приводило гласных Думы в отчаяние. Они стремились найти способы решения сложных городских проблем. Кроме вопросов, касающихся состояния дорог, транспорта, водоснабжения, гласные Думы обсуждали такие важные для Екатеринбурга проекты, как устройство Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки и строительство Нового городского театра. Выставка с большим успехом прошла в 1887 году. В Екатеринбург тогда приехали члены правящего императорского дома, Великие Князья Михаил Николаевич и Сергей Михайлович. В 1912 году открылся Новый городской театр (сейчас «Урал Опера Балет»).

После Гражданской войны административное устройство города изменилось. Екатеринбургская Городская Дума перестала существовать. В 1919 году Покровский проспект, на котором она располагалась, переименовали в улицу Ивана Малышева. В соседнем особняке – доме Поклевских-Козелл размещался новый орган власти. До начала войны в соединенном доме работали разные отделы городского хозяйства, управления. А во время Великой Отечественной войны здесь разместили завод по производству оптико-механических приборов.

Здание в годы войны 

В октябре 1941 года в Свердловск начал прибывать эвакуированный из Москвы завод № 217. Это было ведущее предприятие СССР, способное выполнить любой заказ по производству военной продукции оптического профиля.

За 28 дней полностью вывезли оборудование, лабораторию предприятия, материалы, полуфабрикаты, инструменты, техническую документацию и библиотеку. На Урал выехали 10 тысяч рабочих с семьями. Для эвакуации завода потребовалось 10 эшелонов, насчитывавших 630 вагонов. Отдельного здания для завода не имелось. Производство пришлось разместить на пяти площадках. Одной из которых стало здание на ул. Малышева, 46.

В течение 1943 года было разработано 17 видов вооружений, в том числе авиационный прицел ОПБ-1Д с автоматическим вводом высоты и воздушной скорости для низкого торпедометания. Кроме обеспечения авиации, флота и артиллерии оптическими приборами, завод выпускал минный упрощенный взрыватель, приёмник к пулемёту «Максим», узел затвора к «Катюше» и танковую призму, ограждающую водителя от пуль.

После окончания войны приоритетным стало производство теодолитов, которые были необходимы для восстановительных работ в стране.

Хотя завод не был реэвакуирован, а остался в Свердловске, в 1940-х он освободил здание на ул. Малышева. В 1946 году оптико-механический завод № 217 был объединён с электромеханическим заводом № 46. В 1964 году «завод № 217» получил открытое название «Уральский оптико-механический завод». В память о годах войны на фасаде здания появилась мемориальная доска.

Когда здание Думы и особняк Поклевских-Козелл объединили, неизвестно. Возможно, это произошло еще в 1930-х. Для удобства перемещения некоторые стены разобрали, в одной из капитальных прорубили дополнительный проход.

Почти тридцать лет в сдвоенном здании располагался Музыкальный факультет педагогического института. Здесь готовили учителей музыки. Жилья в 1950-х катастрофически не хватало. Посещавшие музей бывшие выпускницы Музпеда рассказывали, что часть комнат была приспособлена под спальни студенток. Учились они с радостью, с домом у них были связаны самые теплые воспоминания.

Особняк Поклевских-Козелл

Здание, которое одним из фасадов выходит на улицу Добролюбова, в прошлом принадлежало промышленникам Поклевским-Козелл. Построено оно было в 1870-х годах. Это был всего лишь один из домов, принадлежавших польской семье, успешно развившей бизнес в Сибири и на Урале с первой половины XIX века.

Главная резиденция Поклевских находилась в Талице, были дома в Петербурге, губернской Перми и других городах. В самом Екатеринбурге им также принадлежало несколько зданий. Хозяйство Поклевских было многопрофильным. Основной капитал они сделали на винокуренном производстве и доставке грузов, но им также принадлежали прииски, металлургические заводы, коммерческая недвижимость, они занимались финансовыми операциями. Особняк на Покровском проспекте Поклевские-Козелл построили бок о бок рядом со зданием городской администрации того времени. Более того, их владения почти взяли ее в кольцо. Поклевским принадлежали дома на ул. Госпитальной (Добролюбова) и Дубровинской (Чернышевского).

Екатеринбургская резиденция магнатов была построена с размахом для того времени и имела максимальную степень комфорта. В начале века в доме было электрическое освещение, телефонная линия, комнаты второго этажа были красиво декорированы. Первый этаж занимали контора и лавка. Хозяева особняка неоднократно приглашали высокопоставленных чиновников, посещавших Екатеринбург: министров, губернаторов, останавливаться не в гостинице, а в их доме. Кроме ночлега вип-гостей, в доме проводили званные обеды. На одном из таких присутствовала сестра императрицы Александры Федоровны Виктория, посетившая Екатеринбург в 1914 году.

Поклевские-Козелл были лидерами сложившегося в Екатеринбурге польского сообщества и помогали католической общине. В доме проводились польские благотворительные балы. Полученные средства шли на помощь католикам.

В 1917 году, после установления власти Временного правительства, особняк Поклевских-Козелл потребовал передать в собственность Екатеринбургского совета рабочих и солдатских депутатов Яков Юровский – тогда еще один из большевиков. Через год Юровский стал комендантом Дома особого назначения (дома Ипатьева) и организатором расстрела Царской семьи. Большевики, въехавшие в дом, вели себя грубо – ходили в грязной обуви по дорогому паркету, сплевывали на пол шелуху от семечек, рвали обои. Дом Поклевского им нужен был не только для самоутверждения, но и для давления на депутатов Городской Думы, собиравшихся в соседнем здании.

В апреле 1917 года в Екатеринбург приехал Яков Свердлов для агитации рабочих и укрепления позиции большевиков. Его принимали в доме Поклевских-Козелл. Дом был отнят у хозяев. Почему это юридически могло произойти не совсем понятно. Большевистские реквизиции стали происходить уже после октябрьского переворот, а дом был ими отнят еще в феврале 1917 года, но такие воспоминания оставил очевидец событий Владимир Аничков, автор книги «Екатеринбург — Владивосток (1917—1922)».

В июле 1917 года состоялись выборы в Екатеринбургскую городскую думу. Большевистские силы активно пытались подделать итоги выборов, подкупая избирателей и проводя массовую агитацию. Их действия привели к политическому кризису. Пермский административный суд принял решение о проведении перевыборов. Они были назначены сначала октябрь, потом их перенесли. А далее в Петрограде случился переворот, и началась новая история.

Дом Поклевских-Козелл благодаря тому, что был первым официальным адресом большевиков в Екатеринбурге, попал в многочисленные путеводители по Свердловску и стал целью туристических маршрутов. На фасаде до сих пор имеется табличка: «Областной объект туристической экспедиции молодёжи – моя родина СССР».

В 2001 году на доме появилась памятная доска, посвященная Поклевским-Козелл, которые были не только промышленниками, но и благотворителями, влиявшими на развитие культуры Екатеринбурга.

Созданная к 70-летию советской власти экспозиция Краеведческого музея вскоре стала терять актуальность. В 1990-е в обществе появились новые запросы. Часть помещений музея была переделана в выставочные залы. Музей чутко, насколько мог из-за сложной экономической ситуации, реагировал на происходящие перемены. Наиболее хорошо сохранившие комнаты особняка Поклевских-Козелл стали использовать под музыкальную гостиную и интерьерные уголки старого Екатеринбурга. Это помогло перекинуть мостик между старым Екатеринбургом и новым, который еще нащупывал свою идентичность. Появился проект «Окно в старый Екатеринбург». Особняк несколько раз посещали потомки Поклевских-Козелл, которые живут ныне в Польше, Великобритании и других странах мира. 

В 2023 году музей изменил концепцию использования экспозиционного пространства. В парадных комнатах особняка. Здесь разместилась постоянная экспозиция «Дом Романовых и Урал», остальная часть особняка Поклевских-Козелл, архитектурную вставку и зал Городского общества занимает временные выставки и кабинеты администрации музея.

Здания соединены не только общими верхними этажами, общие у них и подвалы. Особенно атмосферно выглядят сводчатые подвалы, расположенные под бывшей Городской Думой.

На нескольких фотографиях начала XX века запечатлен большой зал Городской Думы, значительные лица тех, кто принимал решения о направлении развития экономики и культуры города. Наверное, это единственный дом в Екатеринбурге, который связан с культурой уже два столетия.

Текст Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл