Как Дед Мороз стал детским богом

В Советском Союзе, где активно насаждался атеизм, у каждого ребёнка был период, когда он становился истово верующим. Верил в Деда Мороза. Может в этом и заключался коварный замысел борцов с религией? Рано или поздно мальчики и девочки понимали, что Деда Мороза не существует. Да и стали бы они верить в Морозного Деда, если понимали бы, что это не волшебник, а демон? Всего за сто лет демон-мороз сделал прекрасную карьеру.

В коллекции Музея Каслинского литья есть интересный экспонат: подчасник «Мороз-демон с замерзшими детьми».  Его отлили на Каслинском заводе в 1870-х годах. В тот период хозяева завода решили оживить производство фигурного литья, появились новые сюжеты, новые мастера. Автором подчасника был Михаил Канаев. Среди его композиций — популярные в ту пору подчасники: «Избушка на курьих ножках», «Геркулес, разрушающий пещеру ветров». «Мороз-демон с замерзшими детьми» изготавливалась под заказ, но присутствовала в официальном каталоге продукции завода на протяжении десятилетий. Значит спрос на неё был.

Мистические, мифические и сказочные герои всегда были востребованы. На Урал сюжет с морозом-демоном пришел из Центральной России, а туда из Европы. Долгие зимние ночи в воображении наших предков были полны демонов, способных заморозить запоздалых путников и непослушных детей.

В середине XIX века в дворянских особняках начинается постепенная реабилитация зимних духов и появляется новый герой «Мороз Иванович». Его вывел на страницы большой литературы писатель Владимир Одоевский. В сказке Одоевского Мороз Иванович испытывает на прилежность и доброту двух сестер. Одну награждает, а другой под видом серебра вручает кусок ртути. Так завуалировано говорится, что нерадивая погибает.

Только в XX веке Дед Мороз полностью переходит на белую сторону положительных героев. Случилось это при помощи советской власти. Большевики сумели подрезать крылья не только ангелам, но и демонам. Наступление на религию было столь стремительным, что даже сказки пересказывали не все. Злой снежный дух, замораживающий насмерть людей, постепенно был забыт.

Сложнее оказалось справиться с Рождеством – главным зимним праздником. Но со временем удалось сделать и это. Стоило на пару десятилетий запретить ставить рождественскую ёлку, а потом вернуть её, но уже с другим праздником и героем: Новым годом и Дедом Морозом, как традиции и смысл праздника оказались размытыми.

Рождество было отринуто как чуждый праздник, вместо него стали отмечать Новый год, но традиции не спешили складываться. Для многонационального государства понадобились общие праздники и общие герои. В 1935 году в СССР снова разрешили ставить ёлку, а вскоре появился и Дед Мороз. И теперь он уже был милым добрым дедом, в которого хотелось верить.

Если демон-мороз существовал как чугунная статуэтка, то новые добрые зимние дедушки делались из мягких и хрупких материалов: стекла и ваты.

В Свердловске такие игрушки производили частные артели и цех стеклянных елочных игрушек Сталинского бытового комбината. В «Плане производства елочных игрушек на ноябрь-декабрь 1948 года» этой организации значилось, что к Новому году необходимо выпустить пять тысяч фигурок Деда Мороза и две тысячи Снегурочек. Фигурка Деда Мороза появилась в каждой семье. Хотя ему не поклонялись как божеству, в него верили.

В итоге вера материалистов потребовала и материализации присутствия Деда Мороза. Уже в 1980-х годах об инициативе Архангельского обкома ВЛКСМ открылась первая резиденция Деда Мороза.

Уставшие от кризиса 1990-х россияне нуждались в волшебстве, вере в то, что все будет хорошо. И Дед Мороз вновь пришел на помощь. В сказочном бору под Великим Устюгом в 1999 году была создана вотчина Деда Мороза. Сейчас у Деда Мороза в России уже более двадцати резиденций.

Сибирские владения Деда Мороза находятся в посёлке Большеречье в Омской области, есть у него дома в Сочи, Хабаровске, Санкт-Петербурге, на Алтае, в Калерии. В Татарстане Деда Мороза знают как Кыш Бабая. Найти его можно в селе Новый Кырлай. В Удмуртии Тол Бабай живет в селе Шаркан, а на Урале в Арамиле.

Появилась Уральская резиденция Деда Мороза благодаря сказам Павла Бажова. Кажется, на Урале ничего без Бажова не делается?

В детстве Наталья Ларионова верила в Деда Мороза и любила сказы Бажова. Даже первые заработанные деньги потратила на книгу сказов. Девочка выросла, окончила филологический факультет, но не стала учителем, а открыла туристическую фирму. Много лет она помогала детям увидеть красоту России. Фирма занималась организацией детского отдыха. Мечта девочки Наташи оказаться в мире сказов Бажова не угасала. Но время шло, но никто не предлагал совершить ей это путешествие. Тогда она решила сама создать мир из её любимых сказов. Так появился «Парк уральских сказов». Как только там освоились бажовские герои, пришла мысль об устройстве здесь Уральской резиденции Деда Мороза. В Деда Мороза девочка Наташа верила в детстве, как и в мир бажовских сказов. Рядом с пещерой Хозяйки Медной горы появился и терем Деда Мороза.

И тогда Наталья подумала, а почему бы самой не написать сказ об уральском Деде Морозе. Так появился Урал Мороз – зимний волшебник-даритель с Урала. Он приходится младшим братом Деду Морозу. В резном тереме Урал Мороз живет вместе со своей женой Весной Красной и дочкой Капелью.

Новый сказ звучит так:

Однажды Урал Мороз объезжал уральские владения, выехав на санях на снежную поляну, он увидел необычное явление. На поляне лежал снег, и во все стороны текли ручьи. Солнце вдруг стало удивительно теплым. Когда глаза Урал Мороза привыкли к солнцу, он увидел очень красивую девушку. От нее веяло теплом, руки светились, а глаза были полны любви и ласки. Девушку звали Весна Красна. Сердце Урал Мороза, скованное льдом, оттаяло. Теперь Урал Мороз и его супруга Весна Красна живут счастливо в Парке Сказов и всех приглашают к себе в гости!

Свой день рождения Урал Мороз отмечает в первый день зимы, 1 декабря, в отличие от Деда Мороза из Великого Устюга, чей день рождения приходится на 18 ноября.

Деду Морозу в России удалось сделать поразительную карьеру. От демона, которым пугали непослушных детей, до доброго духа, встречи с которым ждут и надеются на чудо.

Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл