Сейчас этот проект назвали бы коллаборацией, но в СССР это французское слово, обозначающее «сотрудничество», не употребляли. В соединении брендов двух регионов, Ивановского Палеха и Урала, были заложены те же идеи, что лежат в основе современных модных коллабораций: новое прочтение известного сюжета.
СУРОВЫЙ СТИЛЬ ЗАМЕНИЛИ ИКОНОПИСНЫМ ПИСЬМОМ

В начале 1990-х мастера лаковой живописи из села Палех создали серию панно на тему бажовских сказов для Екатеринбургского музея ювелирного и камнерезного искусства. Для мастеров Палеха это был не просто заказ – это был вопрос выживания и дальнейшего существования промысла. В свои работы они вложили все силы своего мастерства.
Суровый уральский эпос был ими прочитан как волшебная икона. Как ни шифровались палешане во времена СССР, создавая шкатулки и росписи на светские сюжеты, в их работах легко угадывается иконописная техника основателей стиля.
С XVI века село Палех, расположенное в Ивановской области, славилось мастерами, которые писали иконы, фрески, расписывали храмы и соборы. После революции в России началась активная борьба с религией, и у иконописцев не стало заказов. Пришлось переключиться на роспись шкатулок из папье-маше. Но в самой светской работе Палеха всегда читался иконописный след.
Может быть поэтому палехская роспись и Бажов оказались созвучны? Для уральцев Бажов – своего рода икона, а герои его сказов – это целая вселенная. Палешанам удалось, не утратив волшебства сказов, наделить героев красотой и изяществом. Еще в 1960-х палехские художники Григорий Буреев и Алексей Ковалёв создали иллюстрации к сказам Бажова. Изображения тонко прорисованные, с наполненными символикой деталями, с характерной для палехского стиля богатой орнаментикой, придали неповторимое очарование книге бажовских сказов. Этим же звучанием оказались наполнены панно, которые создавались для Музея камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге в конце 1990-х годов.
Для художников из Палеха получить государственный заказ в смутные 1990-е годы стало настоящим спасением. Во времена СССР палешане жили за счет государственных заказов. Иллюстрировали книги, расписывали шкатулки, создавали миниатюры. Но наступили трудные времена. В Ивановской области закрывались предприятия, колхозы, люди стали уезжать в города в поиске работы. В 1989 году из-за финансовых разногласий распалась единая организация палехского промысла. Появился кооператив «Объединение художников Палеха» и множество мелких частных коммерческих художественных групп. Даже сейчас трудно однозначно оценить, что это было: момент роста или время распада?
Постепенно вновь появился спрос на иконопись, но многие художники еще были не готовы переходить на сложные библейские сюжеты. Требовалось время, погружение в тему. И такую передышку удалось получить благодаря большому заказу – панно на тему сказов Бажова.
ИКОНОПИСЦЫ ИЗ ПАЛЕХА ВО ДВОРЦАХ ПИОНЕРОВ
Не в первый раз палешанам приходилось радикально менять направление деятельности. В 1930-х годах, когда письмо икон стало социально опасным занятием, им помогло вмешательство писателя Максима Горького и получение крупного государственного заказа на роспись дворцов пионеров в Иваново, Ленинграде и Свердловске.

Началось всё со встречи Горького с палешанами в 1932 году. Промысел тогда угасал. У обласканного властью писателя было трудное детство. Подростком он работал в иконописной мастерской, основанной палешанином Дмитрием Салабановым, и прекрасно знал отцов и дедов тех, кто обратился к нему за помощью. Он даже читал им вслух во время работы в мастерской сочинения Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Горький заступился за мастеров, и им поручили расписать дворцы для детей, которых воспитывали в коммунистическом духе.
Была избрана тема пушкинских сказок. В 1937 году решили отметить 100-летие смерти Пушкина. В Свердловске палешане оказались уже после того, как появились росписи Дворца пионеров в Иваново и Аничкова дворца в Ленинграде. Это был их финальный заказ. Комната пушкинских сказок в Свердловске получилась по-настоящему волшебной. Расположена она была в стенах старинной усадьбы купца Расторгуева. В стенах, которые возводились еще при жизни Пушкина. Неизвестно, насколько щедрым был заказ, который реализовали палешане в Свердловске, но он помог им справиться с трудностями. Из семи мастеров, которые работали тогда в Свердловске, никого не коснулись репрессии, все прожили долгую жизнь, были признаны и по человеческим меркам успешны.
Комната, расписанная палешанами, стала достопримечательностью Свердловска (Екатеринбурга). Если в город приезжали иностранные делегации (это было редкостью), им показывали Дворец пионеров и комнату пушкинских сказок, созданную палешанами. Краски не потускнели до сих пор.

После росписи комнат в дворцах пионеров и заступничества Горького, власть стала лояльнее относиться к палехским мастерам, а вскоре они и вовсе стали частью национального бренда, визитной карточкой СССР. Но всему приходит конец. Эпоха СССР завершилась, и промысел вновь оказался под угрозой. Спасти его мог только крупный государственный заказ. Палехские мастера с большой осторожностью стали пробовать себя в иконописи, но еще не ощущали в этой области авторитетами, да и заказчиков было мало. Вторым Горьким стал для палешан уралец Юрий Мелентьев.
САМЫЙ НЕРАВНОДУШНЫЙ МИНИСТР КУЛЬТУРЫ
В течение шестнадцати лет (с 1974 по 1990 год) Юрий Мелентьев занимал пост министра культуры РСФСР. Детство он провел в Нижнем Тагиле и никогда не прерывал связи с малой родиной. Учился в Свердловске, стал редактором местной молодежной газеты «На смену!». Пригласили в Москву, возглавил издательство «Молодая гвардия». Стал министром культуры. Земляки-тагильчане называли Юрия Мелентьева: «самый неравнодушный министр культуры». Больше всего Юрий Мелентьев любил народное искусство. В 1991 году он ушел на пенсию. Был избран председателем правления Ассоциации культурных и гуманитарных связей Российской Федерации с заграницей и сопредседателем Международного Демидовского фонда. Палешане обратились к нему за помощью, и у министра-уральца созрел план соединить Палех и Бажова.
Творческой мастерской «Палешане», в которой трудились потомственные мастера, художники Владимир Бушков, Сергей Адеянов, Борис, Калерия и Николай Кукулиевы, было поручено создание одиннадцати больших панно. Было отобрано 16 сказов, самых важных, по мнению авторов. Работа была выполнена в технике лаковой миниатюры.
Юрий Мелентьев принимал самое активное участие в подготовке договора, и эта работа стала последней, завершившей его важную миссию по сохранению народных промыслов. 19 декабря 1997 года состоялось долгожданное событие: был подписан договор между Министерством культуры Свердловской области и мастерской «Палешане». Мастера обязались создать несколько панно на тему бажовских сказов.

И в этот же день Юрия Серафимовича Мелентьева не стало. Он умер в самолете, счастливым возвращаясь в Москву с контрактом для художников. Это событие перекликается с еще одним, случившимся в 1953 году. Композитор Сергей Прокофьев завершил работу над балетом «Каменный цветок» по сказам Павла Бажова. Только он внес в партитуру последние правки, как его настигла смерть. К работам палешан эти совпадения отношения не имеют, но трудно удержаться, чтобы не вспомнить о них. Юрий Мелентьев для уральцев сделал многое: помогал развиваться музеям и художественным школам Нижнего Тагила и Свердловска, поддержал создание «Демидов-парка» – консервацию и музеефикацию старого демидовского завода в Нижнем Тагиле, помог в организации Объединенного музея писателей Урала и строительству Литературного квартала в Екатеринбурге, участвовал в возвращении в Нижний Тагил «Тагильской мадонны» (предположительно работы Рафаэля), помог вернуть истории имя ученика Кузьмы Петрова-Водкина Павла Голубятникова, не дал угаснуть тагильской росписи, спас подносный промысел. И финалом его достойной деятельности стала поддержка мастеров Палеха силой Бажова.
ПАЛЕХ СРЕДИ УРАЛЬСКИХ КАМНЕЙ
В 1998-2000 годах в Музей камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге были переданы созданные по заказу Министерства культуры Свердловской области одиннадцать лаковых панно.

Запевное начало – панно «Дед Слышко и его благодарные слушатели», в образе Деда Слышко художник изобразил самого Павла Бажова.
«Ермаковы лебеди» и «Золотой волос» – следующие два панно, где раскрывается история освоения Урала. Другие панно рассказывают о важных для народной эстетики промыслах, получивших развитие на Урале: «Иванко-Крылатко» – златоустовская гравюра на металле; «Чугунная бабушка» – каслинское художественное литье; «хрустальный лак» – знаменитый расписной тагильский поднос; «Серебряное копытце», «Горный мастер» – каменный промысел.
Завершают цикл панно, отражающие легенды о Хозяйке медной горы и других тайных силах земли, способных помочь доброму и работящему человеку.

Миниатюру Палеха отличает не везде закрашенный черный или темный фон. А вот в панно, которые были написаны и размещены в музее, ничего мрачного нет. В них умиротворенность, яркие краски, немного иронии и завораживающее богатство уральской природы. Ради Урала палехские мастера даже отступили от собственного канона. Фон у работ, в отличие от большинства палехских миниатюр, не черный, а зеленый.
Как Максим Горький и Александр Пушкин помогли в 1930-е палешанам пережить трудные времена и перейти на светскую живопись, так в 1990-е Юрий Мелентьев и Павел Бажов помогли пройти вернуться к иконописи.
После создания работ для Урала «Палешане» переключились на библейские сюжеты.
Они создали серию миниатюр «Жизнь Иисуса Христа», иконный ряд «Житие святого Александра Невского» для собора Александра Невского в Пскове, несколько декоративных панно для посольства Российской Федерации в Вашингтоне, российской миссии ООН и российского генконсульства в Нью-Йорке. Но самые красивые работы, по субъективному уральскому мнению, находятся в Екатеринбурге.
В 2004 году в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства была открыта «Бажовская комната», сейчас здесь можно увидеть все одиннадцать панно, которые спасли мастеров Палеха. Завораживающе красивые работы дополнены натуральным уральским богатством – натуральными камнями. Пожалуй, это самая эффектная комната музея. Задуманная в 1990-х годах коллаборация Палеха и Урала оказалась вполне удачной. Сейчас героев бажовских сказов, созданных палешанами, можно увидеть в стикерах соцсети телеграм. Стикерпак был создан музеем. Сама Хозяйка медной горы в образе ящерки в короне властно приказывает: «Сияй!»