Как создавался «Маскарад»

Юбилейный, 90-й сезон, Свердловский театр музыкальной комедии открыл премьерой музыкальной драмы «Маскарад». Спектакль поставили в рекордные сроки – от идеи до премьеры прошло лишь полгода. Как создаётся музыкальный спектакль? Мы проследили все шаги создания постановки, которая станет важным событием театральной жизни в Свердловской области.

Начало

«Маскарад» в Свердловской музкомедии начался… с «Ричарда III», когда режиссёр Нина Чусова привезла спектакль Театра Моссовета весной в Петербург.

Нина Чусова, режиссёр спектакля:

«Я не ищу пьесы, они меня находят. Мы приехали в Петербург на гастроли, и меня вылавливает мой знакомый Дима Константинов: с тобой срочно хочет познакомиться один композитор. А мне некогда, думаю, ну ладно, кусочек послушаю, всё будет понятно. Мы приезжаем к Игорю Рогалёву. Он играет на рояле, поёт, и я, даже не читая либретто, говорю – классно. Там было столько эмоций, столько души, это сразу произвело впечатление. Я не встала с кресла, пока не прозвучала последняя нота. Я тут же звоню в театр и говорю – есть ещё один материал. (планировалось, что будет поставлена рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», но планы изменились из-за запрета правообладателей на постановку – прим. ред.) В душе что-то ёкнуло, значит оно сработает».

Первая встреча Нины Чусовой с Игорем Рогалёвым состоялась в апреле 2022 года. А уже в августе, выйдя из отпуска, труппа театра приступила к репетициям. Премьера спектакля 30 сентября и 1 октября. По словам режиссёра, «Маскарад» в этом сезоне её преследует – начало положено в Свердловской музкомедии, завершит сезон драматический «Маскарад» в Театре Российской армии.

Пьеса

Свердловская музкомедия ставит спектакль по мотивам драмы Лермонтова. В 2000 году петербургские авторы композитор Игорь Рогалёв и либреттист Юрий Димитрин создали самостоятельное музыкальное произведение. Для пьесы использована фабула лермонтовского «Маскарада». Стихов Лермонтова в спектакле нет, действие перенесено в 1914 год, во времена Первой мировой войны. В спектакле не играют в карты, но играют на бирже, а на бал собираются персонажи в костюмах богов.

Музыка

Игорь Рогалёв обозначал произведение как опера, Нина Чусова считает его музыкальной драмой. Для уральской сцены сочинение претерпело некоторые изменения, буквально на ходу сделали несколько купюр. Но не всё исчезает – например, один из фрагментов, который изначально не планировали включать в спектакль, впоследствии вернули по настоянию режиссёра.

Юрий Крылов, автор оркестровой редакции, дирижёр-постановщик спектакля:

«Это мои авторские партитуры. Я тяжело переживаю купюры, которые приходится делать, но этого требует данная постановка. Автору всегда сложно отказываться от того, что он придумал, приходится как-то себя переосмысливать и выполнять требования режиссёра – раз ей здесь нужна купюра, значит необходима какая-то другая музыка. Значит надо что-то быстро дописать, что-то переделать. Спасибо Нине Чусовой, что этих купюр немного».

Декорации

Обычно работа художника начинается с эскизов, но в случае с «Маскарадом» первым появился макет. Прямо на нём режиссёр Нина Чусова и художник Евгения Швец, как с кукольным домиком, работали над визуальной частью спектакля. «Маскарад» получился очень питерским. Все декорации отсылают к архитектуре Санкт-Петербурга – скульптуры львов и сфинксов, фигуры античных богов, масштабные лестницы, которые превращаются в разводной мост.

Свысока на героев драмы взирает святой апостол Марк – гигантское лицо вечности смотрит на маленьких человечков с их мелкими проблемами. На фото, которое использовали для декорации, изображена скульптура святого апостола и евангелиста Марка, которая находится над фронтоном западного фасада Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Евгения Швец, художник-постановщик спектакля:

«Фото нашла в интернете, а потом была целая история. Это авторская фотография, я связалась с автором, выяснилось, что фото было сделано по заказу Исаакиевского собора. Написали туда, подготовили официальный запрос. Пробовали сфотографировать скульптуру. Я приехала в Петербург, поднялась на колоннаду – но там фигура видна с другого ракурса. Фото, которое нас интересовало, делали во время реконструкции собора, тогда художник мог подойти ближе. Я уже готова была пойти другим путём – нарисовала лицо от руки сначала как копию, потом перерисовала в вольной манере, чтобы сохранить посыл. Но в итоге, когда уже надо было печатать рисунок, нам дали разрешение из Исаакия».

Вместе с разрешением на использование фотографии создатели спектакля получили и благословение на постановку.

Нина Чусова, режиссёр спектакля:

«В Питере мы поехали ночью на разводные мосты, долго смотрели на эти статуи-наблюдатели. Они видели революции, блокадный Ленинград, проходят столетия, но у них ничего не меняется – они всё так же стоят и наблюдают за нами».

Костюмы

Авторы сразу ограничили себя в цвете – чёрный, белый, золотой, эти цвета повторяются в декорациях, костюмах, элементах спектакля. За основу взяли период 1910–1914 годов. Зрители найдут отсыл и к творчеству модельера Поля Пуарэ, и к знаменитым котелкам художника Рене Магритта.

Самой грандиозной по масштабам подготовки стала сцена бала – маски, костюмы богов, парики. Пятьдесят париков помогали укладывать волонтёры – на каждый парик ушло 80 метров гибкой трубочки, которую обтягивали белой тканью.

Евгения Швец, художник-постановщик спектакля:

«Не было готового рецепта. Были разные варианты – делать парики из пряжи, толстой шерсти, но не хватало объёма этой пряжи. И мы с девочками из мастерских использовали мягкие трубочки из лески, для них нужен чехол, они дают неровную фактуру. На каждого артиста делается свой парик, укладывают его вручную».

Кастинг

В «Маскараде» на сцену выйдут Игорь Ладейщиков и Евгений Толстов в роли Казарина, Роман Берёзкин и Андрей Опольский в роли Звездича. Арбенина сыграют Олег Прохоров и Леонид Чугунников, его жену Нину – Екатерина Мощенко и Ксения Устьянцева.

Нина Чусова, режиссёр спектакля:

«Мы неформально подошли к кастингу артистов, не просто по голосам подбирали, но ещё по какой-то психофизике, психотипу. Важно, чтобы герои были разные, должна быть краска. Звездича играет Рома Берёзкин, который идеально подходит для роли, он тенор. Есть Андрюша Опольский – у него хоть и высокий голос, но баритон, зато он очень подходит по психотипу, и пришлось даже менять партию по музыке. Мне нравится, что все очень разные, они размышляют о таких серьёзных вещах».

Екатерина Мощенко, исполнительница роли Нины:

«Я стараюсь сейчас больше изучать, смотреть скульптуры, художественные произведения мастеров, чтобы перенять красивые жесты, соответствовать общему стилю спектакля. Я больше волновалась за музыкальный материал, но после прослушивания дирижёр сказал – я вижу, что ты так же любишь мой город, как люблю его я. Важны не только вокальные данные, но и смысл, который мы стараемся донести».

Леонид Чугунников, исполнитель роли Арбенина:

«Мой герой – человек властный, но беззаветно любящий свою жену. Он называет её «мой ангел», это очень трогательно. Но, поддаваясь обычной мужской ревности, он убивает жену, при этом искренне её любя. По характеру я немного не такой человек, не буду убивать из-за ревности. Но очень интересно окунуться в этот образ, перешагнуть через себя, найти, что просит режиссёр, воплотить это на сцене, чтобы зрители тебе поверили».

Подготовка

Специально для спектакля в Москве был отпечатан линолеум, имитирующий мрамор, сейчас такую широкоформатную печать на линолеуме делает не каждая типография. Мрамором закрыли весь планшет сцены, 144 квадратных метра. Для нужного эффекта приобрели специальную систему сброса занавеса Kabuki – в определённый момент занавес падает. В какой – пока не раскрываем.

Идея

Нина Чусова, режиссёр спектакля:

«Действие спектакля перенесено в начало Первой мировой войны, в 1914 год. На общество, которое привыкло жить в маскараде, особенно высшее общество – в шике, блеске, каких-то тусовках – вдруг обрушивается такая серьёзная беда. Кого-то она выводит на чистую воду, у кого-то меняет характер, кто-то трансформируется и очищается. Это очень философская вещь. У нас есть текст: вечен он или не вечен, этот маскарад?

Приходит время, когда все должны показаться без масок и, оказывается, это так сложно – быть без маски! Когда выходят те, кто недавно танцевал, был в костюмах богов, чувствовал себя, как боги – и вдруг они в исподнем, им раздают шинели. И как трагично это всё оказывается. Всё рушится, и судьбы многие рушатся. Но всё равно, финал спектакля жизнеутверждающий.

И Арбенин, пройдя сложнейший путь, совершив главную ошибку жизни, убив свою любовь, в конце понимает – единственное, что в жизни важно, это то, что у него был этот свет, Нина, эта любовь. Слабенький лучик света обретает такую силу в финале, он как предостережение – умейте ценить эти лучи любви, сохраняйте в себе этот лучик света, чтобы выкарабкаться».

Премьера музыкальной драмы «Маскарад» состоялась в Свердловском театре музыкальной комедии 30 сентября и 1 октября 2022 года, вместе с официальным стартом юбилейного сезона.

Текст: Валерия Костюник, фото: Кирилл Дедюхин / Культура-Урала.РФ
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл