
Театрально-историческая выставка, посвященная 25-летию Камерного театра и 300-летию Екатеринбурга, откроется 1 декабря 2023 года.
Камерный театр ведет отсчет от 1 декабря 1998 года, с премьеры спектакля «Каменный цветок» по сказам Павла Бажова. За 25 лет на сцене Камерного было создано 64 спектакля. Сейчас в репертуаре 22 постановки, несколько из них идут с аншлагами уже более 20 лет.
«Камерный – уникальный театр. Самый литературный, пожалуй. В нашем репертуаре спектакли по произведениям знаковых авторов, рожденных на Урале – Бажова, Крапивина, Рыжего, Мамина-Сибиряка, Коляды, Сигарева, Васьковской. Также на сцене бестселлеры зарубежных драматургов и писателей – Селинджэра, Шоу, Шмитта. Создан и большой театральный «сериал» «Повести Белкина. Классика завтра» – пять постановок, пять интерпретаций классики. Конечно, мы гордимся нашими крупными общегородскими проектами «Бажовские дни», «Пушкинский день», «Дни Бориса Рыжего». А фестиваль моноспектаклей и дуэтов «СВОЙ» стал визитной карточкой Камерного театра и одним из ожидаемых и любимых зрителями», – делится директор Объединенного музея писателей Урала Ирина Евдокимова.
К дню рождения в фойе Камерного театра представят исторические артефакты из фондов научного архива Объединенного музея писателей Урала, куда входит и Камерный театр. С 1 по 15 декабря зрители театра увидят бутафорию, костюмы и эскизы к ним, фотографии с постановок. В витринах представлены вещи, которыми пользуются актеры во время спектаклей, а также многочисленные документы, эскизы декораций и макеты, программки и афиши спектаклей.

Среди экспонатов – костюм Хозяйки Медной горы из первого спектакля Камерного театра «Каменный цветок». Эту роль исполняла Ирина Ермолова.
«Камерный – для меня родной театр. Приятно вспоминать работу с легендой театральной жизни Екатеринбурга Вячеславом Ивановичем Анисимовым. К моменту постановки «Каменного цветка» в Камерном театре я уже была знакома с Вячеславом Ивановичем, играла крошечные роли в его спектаклях Свердловского театра драмы. Он меня всегда при встрече дразнил «Эйфелевой башней» из-за высокого роста. Так забавно сейчас вспоминать те годы: я относилась к репетициям этого детского спектакля так серьезно, как будто это сложнейший драматический материал, вроде Чехова или Шекспира. Очень волновалась и боялась Вячеслава Ивановича. Да его все боялись, он был очень строг, хотя и шутил много. Он мне сказал: «Тебя будет эта роль (Хозяйки Медной горы) кормить всю жизнь!». Отчасти он оказался прав: я долго еще в этом образе встречала высокие делегации, проводила различные мероприятия и даже свадьбы! Одна пара молодоженов непременно хотела, чтоб их брачный союз благословила сама Хозяйка Медной горы», – вспоминает заслуженная артистка Российской Федерации Ирина Ермолова.

Представлены на выставке и артефакты из постановок по пьесам уральских драматургов. Три спектакля поставил в Камерном театре Николай Коляда, есть здесь и работы по пьесам учеников драматурга. Больше 20 лет идет на сцене «Метель», поставленная Вячеславом Анисимовым по инсценировке Василия Сигарева. А Дмитрий Зимин поставил «Над пропастью во ржи» Сэллинджера в инсценировке Ирины Васьковской – и был отмечен премией «Браво!» как лучший режиссер-постановщик в драматическом театре за 2022 год.
«Камерный театр сохраняет традиции великого русского реалистического театра, а это сегодня крайне важно. При этом он не отгораживается от новых театральных течений, но крайне осторожен в выборе материала для постановки на сцене, так как у театра за годы существования сложились свои традиции. Было бы грешно их разрушать», – считает драматург и режиссер Николай Коляда.
Также читайте, как отметил 90-летие Свердловский театр музыкальной комедии. А здесь мы рассказывали о феномене уральской школы драматургии.