
Камнерезное искусство – один из важнейших исторических брендов Урала, актуальных и в наши дни. В 2026 году Екатеринбург будет праздновать 300-летие традиции камнерезного искусства в регионе. В преддверии этой даты «Культура Урала» вместе с кафедрой истории искусств и музееведения Уральского федерального университета и Екатеринбургским музеем изобразительных искусств запускает серию материалов в рамках совместного проекта «300 каменных лет». Мы расскажем о каменных печатях и натюрмортах, резных камеях и малахите, а также вспомним Данилу-мастера и познакомим с современным камнерезным искусством Урала.
Миф 1. Камнерезное искусство – традиционный народный промысел
Камнерезного искусства на Руси долгое время не знали: было белокаменное зодчество Владимиро-Суздальских храмов, из Византии привозили резные камеи и иконки. А в XVII веке, когда в Европе стало модно обмениваться резными каменными подарками, сокровищницу русских царей пополнили политические подношения – предметы из горного хрусталя и агатов.
Ситуация изменилась после «французского путешествия» Петра I, посвященного не столько политическим вопросам, сколько осмотру королевских резиденций и мануфактур. Версаль был буквально наполнен предметами роскоши: драгоценными шпалерами и шкафами с каменными мозаиками, изготавливающимися на королевских мануфактурах Гобеленов. Они вызвали огромный интерес русского монарха, понимавшего, что владение такими предметами – невозвратный капитал, однако безотказно работающий на репутацию правящей династии. Камнерезное производство – дорогое и долгое, мог позволить себе только очень сильный правитель, и, вернувшись в Петербург, Петр I в 1721 году подписал указ о создании «каменной мельницы» – Петергофской гранильной фабрики. И хотя первые предметы ее производства появились только десятилетие спустя, с этого момента и начинается российское камнерезное искусство.
Уловив интерес императора к цветному камню, Василий Татищев в 1726 году заключил контракт с шведским резчиком Кристианом Рефом и привез его в Екатеринбург. С этого момента можно отсчитывать начало камнерезной традиции в Екатеринбурге и на Урале в целом. А 40 лет спустя Екатерина II ставит разработку камней на промышленные рельсы. Открываются уральские и алтайские месторождения, и в тысячах километров от императорского двора образовывается цепочка из трех придворных производств. Обрабатывать камни и вести готовые предметы искусства гораздо проще и дешевле, чем транспортировать каменные блоки за несколько тысяч километров в Петербург, и рядом с месторождениями появляются гранильные фабрики и камнерезные мастерские. Мастеров на них учили иностранцы – шведы, итальянцы. И то, что камнерезное искусство – народное, это, конечно, миф, появившийся во многом благодаря сказам Павла Бажова и советской традиции искусствознания.

Миф 2. Весь малахит – уральский
Малахит вовсе не редкий минерал: это оксид меди, и он находится рядом со всеми месторождениями этого металла. Но чаще всего он встречается в виде тонких корочек или мелкокристаллических образований на поверхности самородной меди и сопровождающих руд. Малахит есть в быту у каждого, у кого есть бронзовый или медный предмет: на его поверхности появляются зеленоватые высыпания, и это уже почти малахит.
Но когда рядом с месторождениями меди возникают карстовые полости, а рядом находится самородная медь, то ее окислы смываются и отстаиваются в этих ваннах. Они прессуются и образовывают куски малахита. Рисунок и форма очень разнообразны: круглые рисунки на месте сталактитов, полосы там, где формировались плоские слои.
Когда в уральских медных месторождениях только начали находить «медную зелень», ее просто вместе с рудой отправляли в переплавку. Екатерина II, неплохо знавшая минералы из-за повального увлечения Европы минералогией, издала указ, согласно которому красивые зеленые образования больше не отправляли в печи.
Путешествовавший по России в качестве писателя французский шпион аббат Шапп д’Отерош вместе с книгой «Путешествие по Сибири» привез малахит в Европу прямо с уральских рудников. И с этого момента Европа начала смотреть на уральский минерал как на диковинку. Настолько ценную и интересную, что даже маркиза Помпадур заказала себе в коллекцию табакерку из малахита.
Так что хотя интерес к малахиту действительно появился благодаря Уралу и долгое время наш регион был его единственным поставщиком для русского и европейских монарших дворов, а затем и более широкой аудитории, малахит не является исключительно уральским камнем.

Миф 3. Технику русской малахитовой мозаики придумали на Урале
Запасы малахита копились, интерес к нему возрастал, и в конце XVIII века русские мастера начали создавать из малахита первые предметы. Но точно ли они были русскими?
На фоне европейских революций XVIII века русский двор купался в богатстве, формируя обширные заказы на предметы роскоши. Сформировались целые кланы иностранных купцов и мастеров, которые нанимали себе русских подмастерьев, передавая им знания и навыки. В недрах такой интернациональной истории и появились первые малахитовые предметы: заказанные императором Павлом детали для украшения Михайловского замка и графом Шереметьевым для дворца в Останкино.
Первые малахитовые столешницы были собраны руками итальянских мастеров. Они принесли в Россию европейские технологии экономии материала: создание имитации монолита путем оклейки малоценной основы драгоценным сырьем. Еще в начале XVII века французы оклеивали лазуритом медные сосуды. Вытачивая изделие из цельного куска, мастера теряли до 70% веса стоившего целое состояние самородка. Поэтому минерал аккуратно нарезался и клеился на основание. Та же технология начала применяться и к малахиту. Этому способствовали и особенности камня: хрупкость материала и отсутствие на первых порах больших плотных кусков. Знаменитую «русскую мозаику» придумали итальянцы, и, хотя именно уральцы достигли в ней невероятных высот, уральское происхождение этой технологии – красивый миф.

Миф 4. В Советском Союзе камнерезное искусство было в упадке
С приходом советской власти интерес к предметам роскоши пропал, ведь главным заказчиком до революции выступала царская семья. Однако уже с конца 1920-х годов молодое государство стало понимать камнерезный ресурс экспорта, на котором строилась репутация и имидж страны. В 1937 году в Париже, потом в 1939 году в Нью-Йорке знаменитая «Карта индустриализации СССР» из самоцветной мозаики произвела настоящий фурор. Все последующие годы камнерезные мастерские стабильно работали, а после войны, когда возникает вопрос о кадрах, создаются специализированные училища. В каждом доме появляются каменные вещи – шкатулки, подсвечники, пепельницы. Из камня создаются бюсты и другие масштабные интерьерные украшения.
Как пример – один из старейших заводов России – свердловский завод «Русские самоцветы» (бывшая Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика) – не прекращает свою работу вплоть до трагического закрытия в 2004 году. Так что упадок камнерезного искусства в ХХ веке – это точно миф.
О самых распространенных мифах в сфере камнерезного искусства порталу Культура-Урала.РФ рассказала Людмила Будрина – ведущий исследователь истории камнерезного искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета, заместитель директора по проектам в сфере культуры Фонда семьи Шмотьевых.