
В новом выставочном проекте Екатеринбургского музея изобразительных искусств канцелярская кнопка стала объектом творческого высказывания.
Выставка «Кнопка и модернизм» представляет серию работ петербургского художника Андрея Чежина из собрания Центра визуальной культуры Béton – фотоснимки арт-объектов и коллажей, в каждом из которых присутствуют канцелярские кнопки.
На выставке 61 фотоснимок, а также три объекта – два фотоальбома художника и экспонат, напоминающий флейту пана из стальных труб с неизменными канцелярскими кнопками в навершии. Даже сам автор экспозиции носит очки с канцелярской кнопкой в окуляре.
«Я подумал, почему при помощи канцелярской кнопки не сделать посвящение художникам? В 90-х годах я сидел в публичной библиотеке, отсматривал каталоги и пытался вжиться в художника, стать им и придумать, как бы он мог обыграть нашу советскую канцелярскую кнопку. Борис Гройс говорил, что любому художнику необходимо придумать некий символ, объект, с которым он будет работать. И этот объект должен быть очень простым, а что проще, чем кнопка? Кружочек с выбитым острием. И еще это структурный объект – их в упаковке 100 штук», – рассказывает художник Андрей Чежин.

Работы концептуальны, каждая из них является оммажем – творческим «приветом» и данью уважения авторам разных жанров и направлений. Вдохновляясь работами художников, скульпторов, фотографов Андрей Чежин создает с помощью канцелярских кнопок арт-объекты, которые снимает потом на пленочную камеру. Проявленные негативы проходят постобработку: они могут складываться вместе, создавая эффект наложения экспозиции, как в самой первой работе серии «Оммаж Рене Магритту», сделанной в 1999 году. Фрагменты изображений на пленке высвечиваются, вымарываются, тонируются, создавая новые визуальные образы.
Не вкладывая в свои работы определенного замысла или высказывания, Андрей Чежин оставляет зрителю простор для художественной интерпретации. В его работах с кнопками несложно увидеть суповые банки Энди Уорхолла, граффити Бэнкси, подсолнухи Ван Гога или знаменитые губы Дали.

Снимает фотограф только на пленочные камеры – в его арсенале «Салют», панорамная камера «Горизонт» и даже китайская «мыльница» Holga. Для печати он использует советскую фотобумагу и пленку, которая до сих пор осталась в личных запасах. В серии «Кнопка и постмодернизм» все работы выполнены в монохромной гамме – черно-белые снимки и сепия.
Выставка «Кнопка и модернизм» открыта до 8 января 2025 года на Воеводина, 5. (16+)
Также Культура Урала рассказывала о выставках биеннале-фестиваля «Урал-графо».