Композитор Людмила Лядова: женщина, написавшая марш в свою честь

Хорошо работали уральские акушерки в 1925 году. Одного за другим они принимали новорожденных младенцев, и мир заполнялся требовательным криком Эрика Неизвестного, Жени Родыгина, Риды Бажовой и Милы Лядовой. Будущие композиторы, скульптор, мать политика спешили занять место в этом мире. Никто не мог и представить, что перед каждым из этих младенцев долгая, почти столетняя жизнь, они прославятся, переживут большую войну и множество иных испытаний, будут любить, узнают вкус славы. 

«Мадам 1000 вольт»

В довоенном Свердловске вполне можно представить себе картину. Где-нибудь в парке Павлика Морозова пятилетний карапуз и будущий скульптор Эрик Неизвестный не поделил игрушку с будущим композитором пятилетней Милой Лядовой и оба ревут навзрыд, а дочка начинающего писателя Павла Бажова Ариадна даже не смотрит в их сторону. 

Эти уральские дети, даже уехав с Урала, считали его своим местом силы. В трудные минуты Людмила Лядова повторяла как заклинание слова поддержки, которые когда-то услышала от Мстислава Ростроповича: «Ничего, Милка, ты уралка, ты выдержишь…». 

В 2016 году ей было уже 90 лет, народная артистка России, композитор, пианистка и певица, автор 800 песен, Людмила Лядова дала концерт в Уральской государственной консерватории, которую закончила в 1948 году. И было понятно, почему ей давали прозвища «Мадам оптимизм» и «Мадам 1000 вольт». Несмотря на возраст, она не была статистом юбилея. Играла свои произведения, отказывалась от помощи, и вполне уверенно держала внимание зала.

Ми-ля-ля-до-фа

Родители-музыканты: папа – скрипач, мама – дирижер и вокалистка были в восторге, когда девочка проявила интерес к музыке. Людмиле Лядовой повезло с городом, где она родилась. В предвоенное десятилетие Свердловск переживал период бурного роста. В 1934 году открылась первая на Урале консерватория, а спустя два года – филармония. Было, где учиться и работать. 

Как только ребенок научился ходить и говорить, родители отдали её самому прославленному педагогу города – пианистке Ванде Бернгард-Тшацкой. Знаменитая исполнительница и музыкант, закончившая Мюнхенскую школу, игравшая на лучших сценах Европы, в 1917 году случайно оказалась в Екатеринбурге и осталась. Она поставила руки юной пианистке. С девочкой из хорошей интеллигентной семьи занимались очень талантливые люди, которые смогли разжечь искру ее таланта. 

Примерно в шесть лет Мила Лядова сочинила свою первую мелодию на стихи Агнии Барто. В 10-летнем возрасте, выдержав большой конкурс, Лядова поступила на детское отделение Свердловской консерватории к ученице Генриха Нейгауза, пианистке, профессору консерватории Берте Маранц. Свое имя она тогда записывала нотами: «Ми-ля Ля-до-фа».

 

Родители могли гордиться. С 11 лет девочка играла сложнейшие произведения классического репертуара. Задолго до окончания консерватории, уже в 14 лет, выступала с оркестром под управлением Марка Павермана на сцене Свердловской филармонии.

Идеальная карьера идеальной девочки. Но вулканическая уральская натура время от времени давала о себе знать. А может быть это мама виновата? Каждое лето она стригла юную пианистку наголо и отправляла из Свердловска в Нижний Уфалей, где она сама родилась. Девочка на время забывала о клавишах, дни и ночи проводила с мальчишками. Особенно любила рыбалку. В речке Уфимке ловила красноглазых «чебаков» (так на Урале называют плотву). 

Училась Мила хорошо и сразу на двух факультетах: по классу фортепиано у Берты Маранц и на композиторском отделении у заслуженного деятеля искусств РСФСР Виктора Трамбицкого. Сколько ни держала ее мама в ежовых рукавицах, Мила отколола номер. Выскочила замуж за цыгана Васю Коржова по кличке «Барон» на следующий день после предъявления маме жениха. Вася был музыкант. Брак вскоре распался. Людмила Лядова уже была устремлена вперед, у молодого мужа оказались другие планы. Походов за любовью у Людмилы Лядовой позже было немало. Официально замужем она была пять раз. Каждый раз отношения завершались по ее инициативе. Она не стеснялась своей личной жизни. На откровенные вопросы так же откровенно отвечала: 

«Конечно, я много в своей жизни любила, у меня всегда было стремление любить... Это давало мне стимул для творчества, невероятную энергию для написания музыки. Я была натурой увлекающейся, чувствительной, влюбчивой».

«Бурные пассажи» и «немыслимые аккорды» военного времени

Своей энергией Людмила Лядова могла накачать многотысячный зал. Уже будучи совсем взрослой, в 75 лет, она написала «Мой марш». Его незамысловатые слова, подкрепленные простой мелодией, исполненные с пафосом и помпой, наверняка раздражали людей, склонных к рефлексии, отстраненности. Музыка Лядовой бравурная, захватывающая как морская волна, не оставляла места для личных границ. Она требовала немедленного отклика. Примерно такого, как шлепок акушерки. 

Возможно этот неуемный оптимизм был последствием пережитых в войну испытаний. В 1941 ей едва исполнилось 16 лет. Свердловск, где жила Людмила Лядова, находился в глубоком тылу, но это не означало, что жизнь здесь была легкой. Город был переполнен эвакуированными и ранеными. Тяжелая работа, ежедневные потери, голод, холод. Единственное, что могло вселить в людей оптимизм и надежду – это искусство. Лядова вместе с матерью вокалисткой выступали перед ранеными, давали концерты на заводах.

Сохранились воспоминания соученицы Людмилы Лядовой по консерватории об одном из концертов. Она сравнивала Милу с полевым мышонком-тушканчиком в ветхой юбчонке и старом свитерочке. Ей запомнились «бурные пассажи» и «немыслимые аккорды», к которым Лядова переходила после классики, и крик Милы со сцены: «Кавалеры, приглашайте дам!». Танцевали тогда как не в себя: вальс-бостон, фокстрот, румбу. Никто не знал, вернутся ли мужчины с фронта.

Талантливая пианистка Людмила Лядова почувствовала, что может зажигать чужими мелодиями и писать свои. И это были не серьезные высокоинтеллектуальные произведения, которые она играла в концертных программах консерватории и филармонии, а понятная музыка. Больше всего в войну ценились песни. В Свердловске в то время в эвакуации оказалась Киевская консерватория. Ее директор Абрам Луфер организовал конкурс на лучшую военную песню. Для конкурса Людмила Лядова написала песню «Три Тани» и получила первую премию. К этой первой военной песне скоро добавилась «Маруся-партизанка» и новые произведения.

Боевой дуэт

В 1943 году Людмилу Лядову отправили на конкурс молодых дарований в Москву. Она получила в свой адрес много теплых слов от известных артистов, но год спустя исполнительский успех на конкурсе повторить не удалось. Тем не менее, Лядова настроилась на победу. Решила снова попробовать себя, но уже на конкурсе артистов эстрады. Нашла девушку, с которой создала дуэт. Выбор песни для конкурса был довольно неожиданным: спиричуэлс. Правда, в то время духовные гимны афроамериканцев так не называли. В репертуаре Лядовой произведение значилось как «Негритянская народная песня «Небо, небо, почему ж мы не ходим в рай?». Музыку для композиции обрабатывала она сама. В 1946 году дуэт Людмилы Лядовой и Нины Пантелеевой получил звание лауреатов 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Победа в конкурсе стала переломным моментом в жизни Людмилы Лядовой. Она познакомилась с главными величинами эстрады того времени: Исааком Дунаевским, Леонидом Утёсовым, Клавдией Шульженко. Сначала как исполнительница, а затем стала писать и предлагать музыку для песен.

Дуэт Людмилы Лядовой и Нины Пантелеевой просуществовал шесть лет. За это время поднявшийся вихрь популярности перебросил Людмилу Лядову с Урала в Москву. В 1948 году она закончила Уральскую консерваторию. Через три года, в 1951 году, ее приняли в Союз композиторов. Членство в Союзе – невероятный показатель успеха для людей того времени. А дальше долгая и успешная жизнь на эстраде. 

Как уральский завод металлом, Людмила Лядова обеспечивала музыкой советскую эстраду. Написала музыку для 800 песен, которые исполняли такие артисты, как Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Тамара Миансарова, Валентина Толкунова и другие.

Ее хитом, вспыхивавшим неоднократно, стала «Чудо-песенка». Веселая, сопровождающаяся бравурными пассажами. В годы Холодной войны песенка стала одним из немногих произведений советской эстрады, которые исполняли за рубежом. Песенку перевела и включила в свой репертуар английская джазовая певица Джерри Скотт. В СССР коллеги по цеху композиторов-песенников чуть не лопнули от зависти. 

Людмила Лядова прекрасно понимала свои сильные стороны. Ее стезя – оптимизм. И как сама говорила: «даже минорные ноты у меня звучали в мажоре». Не удивительно, что она много писала для детей. 

Особая крепость уральцев

Счастливую юность Людмилы Лядовой прервала война. Кажется, она на всю жизнь решила остановиться на пороге испытаний, во времени, когда все еще хорошо. В своей музыке Людмила Лядова не давала погрузиться в страдание. У нее отсутствуют темы печали и безысходности, свойственные многим русским классикам. Возможно, кто-то не может понять этот экзальтированный оптимизм, но именно он так высоко поднял Людмилу Лядову, совпал со временем и настроением страны. Ее коллега по Уральской консерватории оптимистичный Евгений Родыгин, хотя и получил всероссийское признание, но остался уральским композитором, а вот Людмила Лядова взошла выше по лестнице успеха. Стала российским композитором с Урала. В 2019 году Людмилу Лядову пригласили участвовать в съёмках документального фильма-портрета «Композитор Евгений Родыгин. В духе времени». 

Первым из четверки уральских детей, родившихся в 1925 году, ушел Эрнст Неизвестный. Это произошло в 2016 году, легендарному скульптору исполнился 91 год. Эпидемия коронавируса сократила жизнь Евгения Родыгина, он ушел в 2020, в 95 лет. Людмила Лядова пережила его на один год, немного не дожив до 96-летия. Ариадне Бажовой было 99 лет, когда она покинула этот мир. Эта скорбная арифметика лишь подчеркивает особую крепость уральцев, ставших свидетелями непростого века. 

29 марта 2025 года Людмиле Лядовой исполнилось бы 100 лет.

Текст Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл