Конкурс «Металл, камень, идея-2024» подвел итоги

В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства открылась конкурсная выставка «Металл, камень, идея».

Юбилейный, 25-й конкурс камнерезного, ювелирного и гранильного искусства «Металл, камень, идея» побил рекорды – 282 художника из 28 регионов России представили 555 работ. Впервые в этом году к конкурсу присоединились Дагестан, Республика Коми, Приморский край, Крым и еще несколько регионов страны.

Жюри пришлось серьезно потрудиться, но в итоге главный приз так и не был присужден. 

«Я в жюри конкурса уже третий год, и я вижу некое выравнивание работ. Если в первый год отмечался сильный контраст, был и начальный уровень, и высокий, то сейчас средний уровень стал выше, а произведения – более ровные. Может быть, в этом году не было работ, которые оказались на несколько ступенек выше других. Но они очень хорошо легли по тематическим номинациям, поэтому мы приняли решение не вручать Гран-при», – рассказывает член жюри конкурса, главный редактор портала «Ювелирум» Ольга Кулейкина.

«Конкурс чрезвычайно интересный, он настолько эклектичный и пестрый, как и сам Екатеринбург, что трудно выделить какое-то направление, и, главное, трудно определить критерий оценки. Для меня приезд в Екатеринбург стал своеобразной ретро-поездкой во времени. Я родился в Челябинске, долго дружил со свердловскими ювелирами. И мне было интересно посмотреть, какие изменения произошли здесь за 26 лет. Я рад, что это все не заглохло на Урале, приобрело какие-то новые формы, появились молодежные направления. Мы не выпадаем из мирового тренда, а где-то даже опережаем его», – поделился член жюри конкурса, художник-ювелир Эдуард Никитин.

Среди камнерезных работ из твердого камня победу присудили Вячеславу Леонтьеву из Санкт-Петербурга за композицию «Танец» из бразильского агата. Максим Шемелин забрал два приза в номинации «Камнерезное искусство. Мягкий камень», первое место получили его «Барханы» из талькохлорита. На этой же работе остановил свой выбор и музей – при согласии автора «Барханы» будут приобретены в музейную коллекцию.

«Камень у меня лежал около верстака несколько лет. А когда в Кунгур на фестиваль приехал Слава Леонтьев и показал змей из твердого камня, я подумал – дай-ка сделаю из нашего. Сделал питона и включил гравировку ювелирным пескоструем – это небольшое ноу-хау для мягкого камня, насколько я видел, им еще никто не пользуется. И это себя оправдало», – рассказывает победитель конкурса, камнерез из Кунгура Максим Шемелин.

В номинации «Ювелирная классика» жюри отметило подвес «Журавли», выполненный Анастасией Орловой из Костромы. Среди концептуальных ювелирных украшений приз получил москвич Дмитрий Бобылев. Несколько раз за призами выходил екатеринбуржец Игорь Трухин – на прошлом конкурсе его произведение стало лучшим в студенческой номинации, и сейчас победу закрепили скульптурной миниатюрой «Архетип ребенка». Эта работа также отобрана в номинацию «Выбор музея».

В номинации «Украшение интерьера» работы по знакам зодиака представил Виктор Петрович Мирошников. «Знак зодиака Весы» получил третье место. 

«Попались в руки детские весы и когда стал отрабатывать композицию, у меня они стояли перед глазами. Потом трактор приделал, сделал из тракториста ангела. Ведь что такое – человек умер? Это значит, оказался у мер, у весов. И у каждого человека его земные деяния взвешивают, если нет добрых дел – перетягивают плохие. Еще одна работа – знак зодиака лев. Тот, наоборот, сделан очень лаконично, буквально три удара молотком. Это очень тонкий инструмент, как кисть у живописца. Ты с кем-то общаешься, что-то читаешь, молчишь – это все потом выйдет через молоток», – рассказывает камнерез Виктор Мирошников.

Конкурс носит имя Алексея Денисова-Уральского и в этом году две круглые даты совпали – 25-й конкурс «Металл, камень, идея» пришелся на 160-летие со дня рождения известного уральского художника и камнереза. К юбилею учредили специальный приз «За самое пылкое произведение». В ювелирной номинации его получил калининградец Константин Юмин за брошь «Плод природы». Среди камнерезных работ спецприз имени Алексея Денисова-Уральского получила Александра Баландина из Санкт-Петербургской Академии им. А.Л. Штиглица за кабинетную пластику «Ниоба». 

«Особенно приятно, что большое внимание уделяется ученическим и студенческим работам, это очень правильный подход. Если мы хотим, чтобы ювелирное и камнерезное искусство нашей страны развивалось, то необходимо воспитывать и выращивать следующее поколение. С одной стороны, участие в конкурсе их мотивирует, а с другой – немного приземляет, потому что человек может как недооценивать свои силы, так и, наоборот, переоценивать. Конкурс дает возможность увидеть, что ты не один, сравнить уровень своих работ с другими», – считает коллекционер, один из основателей фонда поддержки современного камнерезного искусства Maximilian Art Foundation Денис Арцинович.

«Мне нравится, что в вашем деле есть такая история, как преемственность поколений. Потому что без авторитетного наставника или друга, который тебе в хорошем смысле конкурент, не рождается нечто гениальное. Жизнь настолько многообразна, настолько интересна, но, к сожалению, скоротечна. Поэтому всегда надо что-то оставлять после себя. И в том, что свой талант вы дарите зрителям, мне кажется, есть смысл вашей жизни», – приветствовал гостей и участников конкурса заместитель министра культуры Свердловской области Роман Дорохин.

Еще один приз конкурса остался не вручен. Посетителям выставки голосованием предстоит определить обладателя приза зрительских симпатий. Работы можно увидеть до 12 января 2025 года на Ленина, 37. (0+) В музее действует Пушкинская карта. 

Также Культура Урала рассказывала о выставке уральских ювелиров и камнерезов в рамках Дней Свердловской области в Совете Федерации.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Кирилл Дедюхин
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл