Константин Райкин – актер, режиссер и художественный руководитель театра «Сатирикон» и Высшей школы сценических искусств. В начале июля «Сатирикон» после двухлетнего перерыва вновь приехал на гастроли в Екатеринбург. В афише были только новинки – спектакль-парадокс «Шутники» по Островскому и обновлённый поэтический моноспектакль Константина Райкина «Своим голосом». Что примечательно, сольное выступление было назначено на день рождения Райкина – 8 июля. Мы встретились с худруком «Сатирикона» утром этого дня.
- Константин Аркадьевич, с Днём рождения! Вы всегда отмечаете этот день на сцене? Есть у вас какие-то традиции его празднования?
- Спасибо. Нет, что вы, мой день рождения никакого отношения к работе не имеет. Никаких пафосных традиций нет. Мне это кажется каким-то мещанством вообще. День рождения – это день рождения, и всё. Причём тут работа? Я уже давно знал, что мы едем в июле в Екатеринбург, эти гастроли были намечены заблаговременно, но они несколько раз откладывались.
- Понятно по какой причине. А как пережили прошлый год безумный? Сейчас новый подъем, в Москве вводят QR коды, новые ограничения, у нас пока полегче ситуация, хотя тоже, возможно, введут ограничения, этого все боятся.
- Понятно. Но не думаю, что в смысле отношения к этим ограничениям мы как-то от вас отличаемся. Будем как-то приспосабливаться, что делать? Мне не хочется про это говорить, потому что это, так сказать, обстоятельства жизни, которые, мне кажется, надо выносить за скобки. Они общие для всех… В вопросах политики, здоровья, медицины я самый неинтересный собеседник.
- Почему именно «Шутников» привезли в этот раз? Впервые, кстати
- Именно потому, что это последний из наших новых спектаклей. Мы с ним в Екатеринбурге еще не были, а еще потому, что он не очень сложный в перевозке.
- Вы уже несколько дней в Екатеринбурге, удалось ли куда-то сходить, у нас сейчас проходит Иннопром, открылся центр «Эрмитаж-Урал», в Ельцин Центре выставляют рисунок Леонардо да Винчи?
- Да, я знаю, мои артисты ходили на Леонардо да Винчи, у меня пока не получается, был занят вводами, и мы много репетировали.
- Кого-то пришлось экстренно вводить в спектакль?
- Конечно, потому что у нас тоже люди болеют. А еще я пользуюсь гастролями для того, чтобы осуществить что-то из того, что не получалось сделать в Москве. Я пользуюсь этой возможностью, и могу позволить себе иногда в Екатеринбурге не ходить по улицам. Вчера, например, я просто сидел в номере и занимался текстами к своему моноспектаклю и другими важными вещами. Иногда взвешиваешь, обдумываешь что-то, и это важнее новых впечатлений. Но я так много раз уже бывал в здесь, и понимаю, что всё-таки меняется этот город стремительно.
- Есть ли у вас любимые места в Екатеринбурге?
- Конечно. Я люблю места около драматического театра и Ельцин Центра. Этот район новый для меня. Я его помню еще по тем временам, когда он был не застроен. Еще отмечу проспект Ленина и вот этот район, где мы сейчас находимся, рядом с гостиницей «Большой Урал». Знаете, я сюда приезжаю так много и так давно, что какие-то излюбленные места у меня уже есть. Я не могу сказать, что я знаток Екатеринбурга, но, во всяком случае, мне этот город близок благодаря зрителям. Здесь очень хорошие зрители, очень активная творческая жизнь, и вообще, как ни странно, в больших промышленных городах на Урале идет очень интенсивная жизнь, театральная, прежде всего.
- Где, например, помимо Екатеринбурга, в Челябинске?
- Да, это город, который меня в своё время поразил интенсивной творческой жизнью, которая как бы противостоит засилью материального, тяжёлого, промышленного. Это вообще свойство уральских городов, таких, как и Магнитогорск, например, где тоже очень интересно развивается театр. Там очень соскучившиеся зрители, жаждущие впечатлений, духовной жизни.
- Нижний Тагил?
- Нижний Тагил, конечно. Но и Пермь тоже смотрите, какой мощный по культурной жизни город. Ну а в Екатеринбурге у меня очень много родных людей, близких по духу, и дорогих друзей. В моей труппе работают артисты отсюда родом. И вообще с этими городами связано очень много этапных, важных моментов в профессии, в осознании и понимании себя. В 1998 году, когда отмечалось 275-летие Екатеринбурга, у нас были большие гастроли, которые шли 21 день. Мы привезли сюда практически весь свой репертуар, в том числе и премьеру «Гамлета». У меня с этим городом и с Уралом вообще связаны очень сильные театральные впечатления. Я первый раз именно здесь почувствовал себя артистом, в свой приезд еще с «Современником».
- Как это произошло? Почему?
- Потому что я вдруг понял, что могу один выйти к залу, и это будет зрителям интересно. Мы по месяцу тогда сидели на гастролях. А Свердловск был в то время ещё закрытым городом.
- Последний вопрос - что вас вдохновляет в жизни? Что даёт силы?
- Моя работа мне даёт силы. Жизнь мне даёт силы. Важно, что мы черпаем из неё. Можно видеть только плохое, и можно видеть только хорошее. Но видеть только хорошее или только плохое – это как-то однобоко. Приходится присматриваться, анализировать и взвешивать. Мне многое даёт силы: мои коллеги, мои ученики. Пока что у меня нет проблемы с силами.