Культурный код уральской рябины

Если жителя Урала попросить назвать самое уральское дерево, на автомате он скажет: «рябина». Это дерево с гладкой серой корой, темно-зелеными листьями и яркими ягодами красиво в любое время года. Но уральским деревом рябина стала не из-за красоты. Претендовать на региональный символ могли бы сосна, ель или лиственница – характерные для уральских лесов и сыгравшие ключевую роль в истории региона в период строительства металлургических заводов. И все же символом стала рябина. Причиной всему были амбиции одного молодого человека. 

Звали его Евгений Родыгин, и он очень хотел стать знаменитым. 

В 1953 году его мечта исполнилась – он написал песню «Уральская рябинушка». 

В мире растет свыше 100 видов рябины. Это дерево встречается не только в Европе, есть оно и в Мексике, и в Корее. Существует рябина армянская, шведская, крымская, амурская и, вы удивитесь, но среди видов нет уральской. Почему же Родыгин подарил нам именно этот символ? 

Жизнь уральского парня Евгения Родыгина еще толком не успела начаться, а уже шла Великая Отечественная война. Евгений отлично играл на баяне и вскоре оказался на фронте в комендантском взводе, где не расставался с музыкальным инструментом. Уже в самом конце войны, апреле 1945 года, Родыгин был тяжело ранен. После выписки из госпиталя бывший солдат решил стать композитором. Вернулся к матери на Урал и поступил в Свердловскую консерваторию. На фронте ему случалось писать песни, потому он и решил двигаться в этом направлении. Детство Родыгина прошло в небольших уральских городках. Серьезной музыкальной подготовки, которой отличались городские, у абитуриента не было, но были энергия и оптимизм. После окончания консерватории Родыгин смог получить место заведующего музыкальной частью в Уральском народном хоре. 

Фото: Государственный архив Свердловской области

И здесь произошло почти то же, что случилось со сказами Павла Бажова. В 1930-х годах для нужд пропаганды потребовалось найти следы рабочего, пролетарского фольклора. Павел Бажов вызвался предоставить такой фольклор и взялся за создание сказов. Он заново написал сюжеты, которые слышал в детстве и во время своей журналистской работы. Некоторые филологи оспаривали аутентичность представленного Бажовым фольклора, но уральские сказы имели колоссальный успех и вскоре стали частью уральского культурного кода. 

Хор, в который поступил работать в 1950 году Евгений Родыгин, был создан в Свердловске во время Великой Отечественной войны. Руководил им Лев Христиансен. Уральский народный хор опирался на пример хора Пятницкого. Артисты – из народа, взяты из уральских деревень, без всякого музыкального образования. Благодаря этому достигалось аутентичное исполнение народных песен. Амбициозному выпускнику Уральской консерватории Евгению Родыгину хотелось прославиться, но хор пел исключительно народные песни. 

На фронте и в консерватории Евгений Родыгин уже сочинял понятные песни про сталевара, про слепого баяниста, про солнечную полянку. Песни пели. Поступая в хор, Родыгин не сомневался, что у него под рукой есть готовые исполнители. Тем более, что на уральскую песню уже существовал готовый социальный заказ. 

«Молодежь на Урале, – писала газета «На смену!» – охотно поет прекрасные песни о Москве, о красавице Волге и шахтерах Донбасса, о колхозниках Дона, о бескрайних богатых просторах Сибири. Молодые рабочие и колхозники, студенты Урала с удовольствием пели бы и о нашем прекрасном крае, о его людях… Вот таких песен давно ждет от композиторов молодежь Урала».

В 1952 году композитор Дмитрий Кабалевский сочинил оптимистичную песню «Наш край». Она начиналась со слов: «То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой, край родной навек любимый, где найдешь еще такой?» Произведение мгновенно стало хитом и заставило советских поэтов-песенников пересмотреть отношение к рябине. Дерево стало считываться как символ советской родины. 

Фото: Ольга Дмитриенко

Родыгин не стал дожидаться, когда ему закажут песню в Уральском народном хоре, а решил действовать на опережение. Сначала он просил текст у известной в то время поэтессы-песенницы Елены Хоринской, а потом просто его украл. Хоринская отказалась давать написанные стихи, так как уже обещала их композитору Кларе Кацман.

Евгений Родыгин, улучив момент, забрал листок с текстом и написал свой вариант песни. А когда политические кураторы хора искали правильную рабочую уральскую песню для гастролей коллектива в Румынии, вопреки мнению руководителя хора, Родыгин предложил «Уральскую рябину». Музыка отвечала всем стандартам того времени: голоса исполнителей были хороши, текст – политически правильный, но песня не имела особого успеха. 

Так бы и остался Урал без узнаваемого символа, но композитор, не получив желаемого эффекта, решил не опускать рук. Нарядная рябина, уже ставшая национальным символом, его полностью устраивала, а вот в песне не было драматизма, который характерен для народных произведений. 

В городском фольклоре уже существовала популярная песня «Тонкая рябина», где между деревьями: рябиной и дубом, растущими на разных берегах, разыгрывается настоящая драма. Рябина не может перебраться к дубу из-за быстрой реки. 

Нет, нельзя рябине 

К дубу перебраться! 

Знать, мне, сиротине, 

Век одной качаться» – заканчивается стихотворение. 

У народной песни, которую с XIX века пели едва ли не в каждом русском доме, был автор – Иван Суриков. Он написал эти стихи еще в 1864 году, а вот композитор остался неизвестным. 

Родыгину был бы ближе иной расклад. Автор текста не важен, хорошо, если запомнят композитора. После прохладного приема песни на слова Елены Хоринской, он стал искать другого автора, и от рябины не отказался. Текст Елены Хоринской звучал так: 

Провожала девушка парня далеко. 

Провожать ей милого было нелегко... 

Парня в степь далекую посылал Урал

Веткою рябинушки ветер вслед махал. 

Припев: 

Рябина-рябинушка

На горе крутой,

Шумит, шумит рябинушка 

Зеленою листвой... 

Трудится без устали над донской водой 

Крепкий экскаваторщик, парень молодой. 

Глянет на машину он, вспомнит Уралмаш, 

Всех друзей-товарищей, край родимый наш. 

Евгений Родыгин обратился к редактору молодёжной газеты «На смену!», поэту Михаилу Пилипенко. Поэт понял задачу. В его тексте драматизма было как в песне о рябине и дубе, но также имелось и прославление людей труда, производственная тематика. 

Вечер тихой песнею над рекой плывёт, 

Дальними зарницами светится завод, 

Где-то поезд катится точками огня, 

Где-то под рябинушкой парни ждут меня. 

Ой, рябина кудрявая, белые цветы, 

Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты. 

 

Лишь гудки певучие смолкнут над водой, 

Я иду к рябинушке тропкою крутой. 

Треплет под кудрявою ветер без конца 

Справа кудри токаря, слева – кузнеца. 

 

Днём в цеху короткие встречи горячи, 

А сойдемся вечером – сядем и молчим. 

Смотрят звёзды летние молча на парней, 

И не скажут ясные, кто из них милей. 

 

Кто из них желаннее, руку сжать кому, 

Сердцем растревоженным так и не пойму. 

Оба парня смелые, оба хороши, 

Милая рябинушка, сердцу подскажи. 

И песня была принята. Она откликнулась уральцам так же, как откликнулись бажовские сказы. Толстая как масло, теплая мелодия, сдобренная женскими голосами. В ней была и грусть, и лиричность, и хороводность, столь важные для русского слуха. Текст был очень визуален. Завод – сердце каждого уральского города, становился здесь полноправным участником событий. А припев еще долго звучал в голове. 

«Ой, рябина кудрявая, белые цветы, 

Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты.» 

Очень быстро песня в исполнении Уральского народного хора стала популярна и закрепилась за регионом, став его опознавательным знаком. Какой же еще может быть рябина, как не уральской? 

Фото: Ольга Дмитриенко

Евгению Родыгину удалось добиться своего – он стал известным. Несколько написанных им песен превратились в народные. А рябина продолжила делать «уральскую» карьеру. 

В 1970-х рябину стали изображать на тагильских подносах. Еще в XIX веке в Нижнем Тагиле стали расписывать металлические подносы. Сюжетами служили бытовые сценки и цветочные композиции. Позднее эту традицию подхватили мастера из Жостово, и промысел получил свое развитие там.

Интерес к народному промыслу с новой силой вспыхнул в 1970-х, когда тагильская роспись была почти забыта. Мастерица Тамара Юдина, которая взялась возрождать процесс, добавила к привычным розам рябину, которая с того времени стала подлинно уральским символом. Тагильские подносы, расписанные рябиной, стали считаться классикой.

Нарядную рябину полюбили уральские озеленители. У дерева есть важная для Урала особенность – оно морозостойкое. Выносливое, красивое дерево уже много лет считается символом Урала. И со временем было забыто, что символ появился благодаря песне и конкретному человеку.

Текст Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл