«Манюня» приехала на Урал

На сцене Свердловского театра драмы проходят гастроли Российского академического молодежного театра.

В Екатеринбург в рамках программы «Большие гастроли» Российский академический молодежный театр привез спектакль «Манюня» по одноименной повести Наринэ Абгарян. На сцене РАМТа «Манюню» поставила режиссер Рузанна Мовсесян, премьера состоялась в 2019 году, когда слава о книге уже давно гремела по стране – в 2010 году повесть попала в лонг-лист премии «Большая книга». Актеры РАМТ, занятые в постановке, рассказывают, что на эту историю у всех практически одинаковая реакция: когда читаешь – смеешься в голос.

«Я книжку прочитала гораздо раньше, чем возникла идея и инсценировка. Я перечитывала какую-то умную прекрасную книгу… Катаева «Алмазный мой венец», и моя подружка говорит – что ты читаешь? Открой интернет, Наринэ Абгарян, называется «Манюня», ты такой кайф получишь. Я нашла, начала читать. И хохочу все время, не могу. Муж говорит – что ты такое читаешь, что тебя остановить невозможно? – рассказывает исполнительница роли Ба, актриса Нина Дворжецкая. – Сыграть роль Ба – это мечта артистки. И когда я начала ныть, что нашему театру необходим этот спектакль, конечно, я имела в виду себя».

В основе книги и спектакля – автобиографическая история писательницы Наринэ Абгарян о приключениях двух девочек-подружек в маленьком армянском городке в советские 80-е. Манюню играет Анна Ковалева, в роли Наринэ – Анна Дворжецкая.

«Когда погружались в спектакль, мы изучали книгу, потому что им (кивает на Нину Дворжецкую – прим. ред.) близко советское детство, а нам все-таки не до такой степени. И у меня не было такой бабушки, как Роза Иосифовна, мне это не очень близко. Но когда я погрузилась в эту атмосферу, в то, как это весело, беззаботно – это детство, куда действительно хочется вернуться. А нынешним детям хочется показать детство, когда не было мобильных телефонов, когда можно было выйти во двор, погулять, поиграть, пообщаться. Показать им, что такое семья. Очень важно возвращаться в прошлое, чтобы иметь возможность сравнивать, что есть сейчас и как с этим быть», – считает исполнительница роли Наринэ, актриса Анна Дворжецкая.

Режиссер Рузанна Мовсесян сначала собиралась ставить «Манюню» как спектакль для детей. Но планы изменились, постановка больше адресована взрослым, которые ностальгируют по своему детству. Получился семейный спектакль, детям смотреть «Манюню» тоже интересно – даже не всегда понятная специфика советских 80-х не помеха, если речь идет о вечных ценностях. А все непонятные моменты могут объяснить взрослые. Например, зачем нужны 20 банок зеленого горошка или почему достать двух венгерских куриц – праздник.

«Моим детям 6 и 11 лет, они фанаты этой истории. Они пересматривают, перечитывают и переслушивают. Снова и снова возвращаемся к ней, потому что это приключенческая история – смешная, очень трогательная и очень правдивая. В этих столкновениях взрослого и детского миров мы все время узнаем себя. Мы – со своей стороны, дети – со своей стороны. Все переживания Манюни и Наринэ детям понятны – первая влюбленность, острая и такая проникновенная дружба, первые ощущения предательства, проказы, мечты – это хорошо знакомо всем детям, они узнают себя», – рассказывает исполнительница роли мамы Нади, актриса Нэлли Уварова.

Атмосфера фантастически счастливого детства и любви пропитала Театр драмы – на двух показах «Манюни» в Екатеринбурге аншлаги. Даже жанр спектакля авторы обозначают как объяснение в любви.

«Бабушка с характером, она может сильно наругать и наказать очень жестоко. Но самое главное – это поступки, которые она совершает. Она руководствуется исключительно любовью и весь спектакль пронизан этой любовью, несмотря на внешне конфликтные отношения в силу менталитета и характеров всех персонажей. Они очень яркие, взбалмошные, очень взрывные. Но самая большая ценность, что за всем этим стоит любовь и, если мы сумеем это передать зрителю – замечательно», – говорит исполнительница роли Манюни, актриса Анна Ковалева.

Спектакль РАМТ «Манюня» в Екатеринбург привезли в рамках программы Министерства культуры РФ «Большие гастроли», ее реализацией в рамках всероссийского гастрольно-концертного плана занимается «Росконцерт». Свердловская область является одним из активных участников программы – как регионального направления, так и федерального, благодаря которому в Екатеринбург приезжают крупнейшие российские театры. До конца 2022 года уральцы увидят еще одних участников «Больших гастролей» – Театр балета Бориса Эйфмана.

Гастроли РАМТ в Екатеринбурге организованы Арт-холдингом «Ангажемент».

Служба новостей информационного портала Культура-Урала.РФ, фото: Российский академический молодежный театр
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл