В конце ноября состоялась премьера спектакля «Майя» Танцевального театра «Фора». Коллектив, представляющий собой женский квартет, в неизменном виде существует чуть более 20 лет. Однако полномасштабные постановки он вынашивал очень долго, потому широкий зритель и профессиональное сообщество познакомились с ним относительно недавно.
«Майя» стала пока третьим спектаклем в творческом багаже «Форы». Если в первых двух – «Стол» и «Зоя» (имя переводится с греческого как «жизнь») – явно прочитывались сюжетные линии о человеческих взаимоотношениях, в том числе разных поколений (в «Зое» они напрямую задавались песнями группы «Мумий Тролль»), то на нынешней премьере нарративность была не столь очевидна. Театр вышел на тот качественно новый уровень, когда созданные образы не только «лежат на поверхности» и мгновенно считываются, но и дают повод обнаруживать более глубокие и разные смыслы.
Уже название спектакля вызывает целый ряд ассоциаций и располагает увидеть в нем каждому свое: женское имя, обозначавшее в Древней Греции «кормилица», «богиня плодородия», а в Древнем Риме – «рожденная в мае»; исчезнувшая высокоразвитая цивилизация племени майя; наконец, в индийской религиозно-философской традиции это слово буквально значит «иллюзия», «видимость» и отражает понятие определенной энергии, «которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений». Пожалуй, последнее и легло в основу идеи спектакля, задуманного художественным руководителем коллектива Аленой Захезиной.
Часовое действо, с одной стороны, можно воспринять как единую историю о взрослении, поиске себя, друзей, внутренней свободе и несвободе, о разладах, неразрывных связях, поддержке в трудные минуты, доверии, жажде жить и узнать, что за ее пределами. С другой стороны, все 13 эпизодов вполне могут существовать как отдельные микросюжеты (чему способствует череда стилистически и эмоционально совершенно разных инструментальных фрагментов из фильмов, песен, ремикса барочной музыки) и представлять собой единство в многообразии. «Центром мироздания» спектакля стал Дом – символизирующая его железная конструкция. Но его появление и «обживание» происходит не сразу. Сначала мы видим неспешное дефиле девушек в черных гимнастических купальниках и туфлях-стрипах (ученицы образовательного центра при Танцевальном театре «Фора»), со временем они начинают еще медленней двигаться на коленях и руках (что напомнило «танцы» игуан в горячих песках пустыни, поднимающих конечности для охлаждения). Итогом этого показа-«поиска» стало появление невесты (без жениха), которая теряет свой наряд. Затем три танцовщицы на огромных каблуках пытаются «вписаться» в угги (условно – примерить домашние тапки, «спуститься на землю» из облаков своей девичей мечты). Потом в руках каждой из них мы видим канат, который, к слову, является одной из аналогий для понимания сущности майя («канат, который кажется змеей» – иллюзорность восприятия). Но есть еще один канат – лонжа, дающий осмелившимся (единицам) иллюзию полной свободы, невероятных возможностей вырваться за пределы обыденности, преодолеть земное притяжение, воспарить с мечтой. А потом появляется Дом. В нем и вокруг него происходят все события. К нему буквально привязываются (канатами), пытаются уйти из него, разорвать связь с теми, кто стал близок, в нем чувствуют себя защищенными, как в детстве, в нем много интересных мест (хоть по стенам ходи). Дом может стать местом заточения и угнетения, непонимания и ссор («мордобой» иронично сопровождается жизнерадостной песенкой «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра»), спасительным пристанищем и последним земным приютом. Тогда его накрывают большим полотном «облака» и, если повезет, можно последний раз мелькнуть в его просвете и кануть в Лету…
«Майя» – спектакль в духе пластического театра. Да, в нем есть связки контемпорари, но также присутствуют элементы циркового шоу, акробатики. Он захватывает сначала и не отпускает до конца, каждый поворот событий непредсказуем и тем интересен. Разные темпо-ритмы эпизодов заставляют учащаться или замедлять «пульс» постановки. Порой сердце зрителей замирало от рискованности исполняемых элементов, и всякий раз поражала степень партнерского доверия друг к другу танцовщиц (чего стоил эпизод, где каждая из них неоднократно стремительно падала спиной вниз и была вовремя подхвачена остальными). В движениях исполнительниц достаточно часто присутствует, если провести аналогию с музыкой, полифоничность. Одна из самых простых ее форм – канон. Это многоголосная музыка, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один за другим через определенное время – получается очень слаженно и красиво. Так вот таких «пластических канонов» в «Майе» мы наблюдали немало. Главное, что подкупает в этом спектакле – искренность высказывания, можно сказать, выстраданность, возможность балансировать между реальностью и иллюзией, которую дает «Фора».