Всего три дня в центре развития дизайна работает выставка «Уральский хор. История в костюмах». Здесь представлены реальные костюмы, в которых артисты ещё не так давно выходили на сцену и эскизы для постановок разных лет. Оригинальные инсталляции дают представление о том, как костюмы гастролируют, как хранятся, как артисты готовятся к выступлению.
Экспозиция охватывает большой этап жизни знаменитого коллектива, который вполне можно отнести к его золотому периоду – времени больших гастролей, ярких фестивалей, участия в самых значимых и крупных событиях государства: Олимпиада-80, печально-знаменитые концерты в зоне Чернобыля (так долго «фонившие» малахитовые костюмы!), гастроли в Корею, любимая всеми поколениями артистов «Барыня».
Главная составляющая выставки - работы солиста балетной группы Валерия Игнаткина, который в 70-80 годы работал художником по костюмам. Чувствующий и мыслящий образами, он одел знаменитый, загадочный, удивительный «Триптих», придумав удобные и узнаваемые костюмы-картины туринской игрушки, каслинского чугунного литья, тагильского подноса. Для лирической постановки «Во горнице» он предложил истинно русский крой мужской рубашки, прообразом которой послужила рубаха царя Иоана Федоровича.
«Русские на Урале - переселенцы с севера со своими костюмами и традициями, у них свой крой сарафанов и кокошников. Отсюда наши особенные – высокие, треугольные с отголосками старообрядчества. Татаро-башкирские мотивы есть и в костюме, и в музыке, и в танце. Ленты на юбках - от мордвы. Многое сварилось в этом пестром уральском котле», - рассказывает Валерий Игнаткин.
Яркие девичьи ленты в гармошечку в косах у балетной группы - со времен первых измоденовских плясуний. Многолетний костюмер коллектива Зинаида Пермякова говорит, что так повелось с первых лет жизни хора, когда утюгов не было, и ленты складывали особым манером, чтобы они всегда выглядели опрятно. Традицию сохранили.
Первые костюмы хора создал Владимир Людмилин – главный художник оперного театра Свердловска. Он ездил с основателем хора Львом Христиансеном по деревням и селам, срисовывал с подлинных нарядов крой и фактуру рубашек-косоклинок, сарафанов, росписи платков, вышивку кушаков с бытовой и праздничной одежды. На фотографиях сороковых годов мужская группа стоит в рубахах, сшитых из тяжелого атласа, ниже колена с ручной вышивкой по рукавам и вороту, с плотными гарусными кушаками. Мужские пояса и женские платки повязывались на Урале по-особому, и глаз художника это точно подметил. Хор стоял весь концерт в одном костюме, танцоры меняли наряды на каждую пляску. Долгое время единственным головным убором певуний были расписные платки, в которых они и стали известны миру. Высокие треугольные кокошники появились только в конце 60-х годов.
Над визуальным образом Уральского хора работали лучшие театральные художники города. Людмилина сменил легендарный Николай Ситников - многолетний главный художник театра оперы и балета, народный художник России. В 90-е годы, когда акцент в репертуаре сместился в сторону горнозаводского фольклора, появились парочки - юбки и блузы с баской, на манер казачьих - у мужчин. Последние годы костюмы для Уральского хора создавали Нина Клепикова и Оксана Бакеркина. Все чаще хоровая группа выходит на сцену в многослойных сарафанах и повязанных платках, формируя образ, в котором слышны отголоски первых костюмов.