В 2022 году в Екатеринбурге вышел из печати графический роман «Александр Ярославич. Героический эпос». Этот внушительный фолиант трудно назвать комиксом, хотя все родовые признаки этого жанра есть: небольшие иллюстрации, прямая речь в «баблах» и даже супергерой – Александр Невский. Но устроена эта книга намного сложнее, чем можно себе представить. О саундтреке к комиксу, исторической правде и сложностях работы со старинным материалом мы поговорили со Львом Мавриным, одним из авторов героического комикс-эпоса.
Об историческом комиксе
В 2020 году в России отмечали 800 лет со дня рождения Александра Невского. Этому событию было посвящено множество мероприятий, в том числе – выставка в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история. Свердловская область». Над концепцией и оформлением мультимедийной выставки и работала команда парка и режиссер-документалист Лев Маврин.
Рассказывать истории – его специализация. Он начинал с классического антропологического кино: в частности, снял два фильма о советском промдизайне «Техническая эстетика». Но есть в его портфолио и современные выставки, которые задействуют новые форматы и требуют от авторов умения работать с визуальным повествованием.
Именно с выставки и началась работа над книгой про Невского:
– Мы работали над выставкой про Александра Невского и поняли, что экспозицию надо как-то визуализировать, – размышляет Лев Маврин. – Но как? Фотографий и видеозаписей по понятным причинам нет, а образы из фильмов Эйзенштейна и так используют слишком часто. Мы решили создать иллюстрации к рассказу о Невском. Проделав огромную работу, мы поняли, что очень жалко будет потерять все эти наработки, и пришли к идее сделать графический роман. Выставка однажды закроется, а книга живет долго, ведь это материальный объект. Но книга, конечно, содержит намного больше иллюстраций, чем было на выставке.
К книге есть и дополнительные материалы. Отсканировав qr-код, читатель может посмотреть видео, на которых персонажи книги оживают, и даже послушать саундтрек к книге:
– Саундтрек тоже начинался как музыкальное сопровождение для выставки, которое написал для нас композитор и дирижер Александр Жемчужников, а исполнил «Другой оркестр». Книга потребовала большего: в ней три главы, и связывают их песни гусляра-сказителя. Стихи для них написал поэт Николай Шабуневич, и вместе эти песни образуют самостоятельное и целостное музыкальное произведение.
Об Александре Невском
– О чем больше ваш графический роман – о самой личности Александра Невского или об исторических событиях с его участием?
– Как правило, об Александре Невском из школьного курса истории помнят немного: почти все назовут победу над ливонским орденом в Ледовом побоище. Но даже Невскую битву вспоминают намного реже, хотя имя Александра Ярославича на нее намекает. Но если вдуматься, ведь у этого человека тоже было детство и юность. Нам было интересно сконцентрироваться не только на больших исторических событиях, но и показать, как он рос и формировался. Например, как он стал таким воинствующим, откуда такая воля к победе? Почему, скажем, он был не всегда дальновидным, слишком отважным и настойчивым? Нам хотелось не забронзовевший памятник или святого человека показать, а личность со своими проблемами, свершениями и поражениями.
– Есть такой стереотип, что комиксы – это что-то про супергероев. И учебники преподносят историю через череду сражений и героев. Получается, вы намеренно отходите от этого формата?
– Мы стремились создать более многогранный образ. И история дает богатый материал для этого. Александр Невский заключил союз с татаро-монгольской ордой – как к этому относиться? Как к поражению? А может быть, это гамбит – и победа, и поражение одновременно? А есть еще и такое мнение, что он, пользуясь протекторатом Золотой орды, подчинял своей воле других князей. Тогда он, выходит, диктатор, который собирает под своим знаменем другие земли? А может быть, он объединяет земли, потому что при разрозненности другие князья все равно только и будут, что воевать друг с другом? Очень много вопросов для дискуссии, и, по-моему, чем больше активных обсуждений и споров, тем лучше.
– А как быть с исторической достоверностью? Допустим, можно восстановить и историческую канву по летописям, и убранство изб по археологическим находкам. Но ведь невозможно обойтись совсем без художественных допущений, когда речь о событиях XIII века?
– Конечно, в книге очень много допущений. Но в целом произведение основано на реальных исторических событиях. Приведу пример. Первый акт, или глава, посвящен детству Александра Ярославича. Из Новгородской летописи известно, что в 1228 году в Новгороде был неурожай и, как следствие, голод. Вокруг этого исторического факта мы и строим сюжет. Так у нас появляются два голодных крестьянских мальчишки, которые пытаются своровать у княжеского ловчего утку. Маленький княжич их практически ловит за руку и затем пытается войти в положение, помочь. Конечно, это выдумка, по сути, нет никаких свидетельств о том, что Александр Невский в детстве сталкивался с голодными крестьянскими мальчиками. Но эта выдумка основана на историческом событии.
– Каково все же соотношение исторической достоверности и художественного допущения?
– Трудно сказать. Они перемешиваются и переплетаются. Из летописей и икон (тоже, кстати, комиксы в определенном смысле) мы достоверно знаем об исторических событиях. Знаем, как выглядела одежда и быт, княжеские палаты и дом воеводы. А вот как выглядели наши герои, в том числе сам Александр Ярославич, – не знаем. Получается, что художественный вымысел тоже необходим нам для полноценного и убедительного повествования.
О работе над книгой
– Когда открываешь книгу, с первого взгляда понимаешь, что она – про историю России. Как вам удалось добиться этого эффекта?
– Это чисто интуитивный процесс. Например, в иллюстрациях это считывается за счет цветовой гаммы, которая отсылает и к русской иконописи, и к работам Билибина, и к картинам Репина. В текстах тоже есть легкая стилизация. Мы старались не пережать: стоит переусердствовать – и вместо погружения получится китч. Это все большая работа: мы отсмотрели 175 художников, прежде чем собрали свою команду и сработались с теми, кто лучше всего попадает по стилю.
– Сколько же человек было занято в проекте?
– В команде больше 30 человек, и работа над книгой заняла полтора года. Обычно комикс придумывает художник, который сам рисует, сам красит, сам делает раскадровку, да и сценарий тоже пишет сам. В нашем случае ситуация была иной: комикс создавался на основе справки, созданной специалистами мультимедийного парка. Главным научным консультантом и соавтором текстов был кандидат исторических наук Юрий Пыльцын.
Вместе с нами работали три художника, пять колористов, отдельно раскадровщики, а еще художественные и литературные редакторы, поэт Николай Шабуневич, исторические консультанты, дизайнеры, ну и добавим к этому «Другой оркестр» во главе с Александром Жемчужниковым. И так на всех этапах: скажем, выбирая бумагу, мы перепробовали больше десятка вариантов. Кроме того, проект не мог состояться без поддержки министерства культуры Свердловской области и Фонда гуманитарных проектов.
– Это ваш первый опыт в издании такой необычной книги?
– Конечно, мы никогда не делали комиксов. В этом есть плюсы: у нас не было рамок и представлений, что графический роман должен выглядеть каким-то определенным образом. Мы просто делали максимально хорошо. Это история не про заработать денег, так как с нашим подходом это просто никогда не окупится. Нашу книгу смотрели ребята из индустрии комиксов, мол, так подробно и скрупулезно никто не делает. Но у них это индустрия и бизнес, а у нас творческий продукт, который больше повторяться не будет.
В 2022 году вышло еще одно издание, в формате комикса рассказывающее о знаменитой исторической личности. Читайте о графическом романе «Бажов».