# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Нижнетагильский театр кукол

Артисты с куклами 40-е

Детские спектакли военного времени, пожалуй, одна из тех ценнейших амфор Мельпомены, которая должна была храниться и наполняться во имя продолжения жизни и сохранения надежды. Особенно надежды детской. Нижнетагильский театр кукол стал, пожалуй, одним из подобных витальных сосудов.

Старейший и самый первый из профессиональных театров города, он не успел начать свою работу после выхода постановления об организации, датированного 1940-м годом, Решение это удалось воплотить в жизнь позже. В самый разгар войны...

В разгар Великой Отечественной в Нижний Тагил, помимо более сорока промышленных предприятий страны, нескольких учебных заведений, перебрался в эвакуацию и Ленинградский Новый театр. Здесь он стал квартироваться вместо передвижного театра, переведенного в 1943 году в Каменск-Уральский (будущая «Драма Номер три»). Ленинградцев в городе приняли прекрасно. Только в первый свой тагильский сезон эвакуированный театр дал 225 спектаклей, актеры ездили с выступлениями по госпиталям, читали лекции по литературе и искусству. А спустя год актриса ленинградской сцены Матвеева организовала кукольный кружок, а затем предложила создать в городе театр для детей. 19 апреля 1944 года городская газета сообщала: «Областной комитет по делам искусств организует в Тагиле кукольный театр, задачей которого будет обслуживание детей Тагильского района».

Решение о создании театра

Хотя многие организационные вопросы ещё не были решены, но уже 17 мая директором театра назначили Слонимскую, художественным руководителем — Матвееву. Через две недели в связи с переводом театра кукол с областного бюджета на городской горфинотдел открыл кредит театру на май и июнь 1944 года. В театр поступили работать актриса Козлова, актриса Ленинградского театра оперетты Шольц, Быковская — участница художественной самодеятельности клуба им. Горького, Гуськова — пианистка Дома учителя. Позднее труппу пополнили эвакуированная из Москвы драматическая актриса Червякова и воспитанники нижнетагильского детского дома Федоров и Бельтюкова. Матвеева за сравнительно короткий срок смогла обучить актёров почти профессиональному мастерству кукловождения, заразить их настоящей любовью к делу.

Афиша, 1944

И 13 июня 1944 года в Доме учителя театр кукол дал свой первый спектакль — «Принцесса и свинопас» по сказке Андерсена. Кукол для постановки с помощью актёров мастерила режиссер театра Матвеева. На костюмы героев шли старые платья актрис.

И вот 6 августа в газете «Тагильский рабочий» в небольшой заметке сообщалось: «Завтра открывается Нижнетагильский кукольный театр».

Актриса театра Козлова вспоминала: «По городу развешаны афиши, а зрителей нет, тогда мы отправились на улицу и пригласили ребят на спектакль. Следующие представления прошли при полном зале». Очень скоро о работе театра узнал весь город. Очень скоро стало очевидно, что пора готовить новый спектакль. Выбрали пьесу известной детской писательницы Гернет «Гусёнок». Чуть позже по басням Крылова режиссёром Бельтихиным был поставлен «Театрализованный доклад»".

Монолог первой актрисы Людмилы Козловой о создании театра кукол (проект «Голоса Победы», 2020)

К кукольному переполоху подключались и другие артисты Ленинградского Нового театра. В газете «Тагильский рабочий» от 23 марта 1945 года напечатано: «Артист Александр Ададуров по мотивам русских сказок написал пьесу „Морозко“, которую поставила Ю. Матвеева. Роли исполняли: Елена — артистка Крылова, Дед Мороз — артистка Логиновская, Иван-Царевич — артистка Козлова, Матрёна — артистка Тихонова». Премьеру показали в весенние каникулы.

Перед зданием Нижнетагильского театра кукол актеры драматического театра З. Бестужев и Н. Чагин. Фото 1940 е гг.

Война закончилась. Создательница и вдохновительница тагильского театра кукол Матвеева вернулась в Ленинград. Художественным руководителем первого профессионального театра в Нижнем Тагиле вместо неё стала выпускница школы-студии МХАТ, перебравшаяся с мужем до войны в Тагил, Мария Георгиевна Логиновская. Её дебютом стала постановка спектакля «Сказки бабушки Татьяны» в 1945 году. В победный год в городе работала комиссия по отбору детских и кукольных спектаклей для участия во всесоюзном смотре. Посмотрев «Морозко» и «Огневушку-поскакушку», комиссия отметила несомненную художественную ценность спектаклей. Театр был выдвинут кандидатом на Всесоюзный смотр. Областной отдел по делам искусств пригласил Тагильский театр кукол на гастроли в Свердловск. Следующее путешествие театра было в Москву...

Артисты театра в 1940-е

Пролетело 75 лет. Человеческих и кукольных. Театр дарит своим маленьким зрителям большое счастье. Театр любит и любим, что определяет долголетие любых подмостков. К нынешней юбилейной весне Победы кукольники подготовили для своих посетителей проект под названием «Театр невоенных действий». Экскурсионная программа показывает старые афиши, рассказывает о том, какими были первые куклы, раскрывает секреты известной поставки театра кукол «Пока звучат их голоса», приглашает принять участие в создании теневого спектакля о войне и о Победе.

К слову
Нижний Тагил военного времени был одной из точек развития страны. За четыре года лихолетья здесь родилась, выпестовалась, расцвела культура. Помимо открытия Кукольного театра, распахнула свои двери Картинная галерея, в 1942 году на Уралвагонзаводе была организована Хоровая капелла, в 1944 году — создано художественно-промышленное училище.

День Победы, словно лоскутное одеяло, собран из сотен разных частичек: скорби, слез, голода, потерь, смерти, разлук, лишений. Но каждый лоскут печали крепко накрепко пришит к кусочку светлому: счастье возвращения, рождение новой жизни, открытие великого, сохранение бесценного, памятные встречи, настоящая любовь, мирное небо. И таких ровно столько же должно получится для целого этого одеяла, укрывающего огромную, великую страну, ее граждан, ее культуру и традиции от возможного повторения ошибок. Уральский край сшивал Победу крепкими нитями, словно сделанными из самоцветных камней.

Победа наступила

«Память — основа культуры»Академик Дмитрий Лихачев