# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Свердловская консерватория

По материалам музыковеда, профессора Л.К. Шабалиной

Фасад здания Свердловской консерватории (1940)

В 1943 году, был сформирован Уральский добровольческий танковый корпус. Деньги на формирование собирали «всем миром», а стать его частью в числе других уральцев почли за честь студенты Свердловской государственной консерватории. Ушли санитарами теоретик и баянист Николай Гребенщиков, домрист Иван Овчинин (погиб на фронте) и кларнетист слушатель музыкального училища Иван Мозговенко. Окончив досрочно вуз, пианист Наум Комм стал разведчиком. Корпусу довелось участвовать в боях Орловско-Курской дуги. Выполняя свои воинские обязанности, молодые музыканты играли в созданном при корпусе джаз-оркестре, выступая между боями и в освобождённых городах.

Афиша концерта мастеров искусств. 1942 год

Консерватория отправляла на фронт своих лучших ребят. Необычный для музыканта боевой путь — командира батареи — прошел студент-композитор Николай Пузей. Будущий профессор и глава Уральской композиторской школы был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и медалями. Во фронтовых ансамблях служили композитор Николай Хлопков, скрипач и дирижер Петр Горбунов, исполнитель на балалайке Евгений Блинов.

Н. М. Пузей, студент-композитор

Е. Г. Блинов

П. И. Горбунов, дирижёр

Тем временем в альма-матер жизнь шла своим чередом. Педагоги старшего поколения Егор Егоров, Василий Ухов, Михаил Уместнов, Михаил Лидский, Николай Бакалейников, Вячеслав Щелоков готовили студентов к выступлениям и формировали бригады к концертам в тыловых войсках, госпиталях, а иногда в прифронтовой полосе. Такова была непростая жизнь музыкального вуза в военную пору. А ведь в 1941-ом единственной на Урале, Сибири и Дальнем Востоке госконсерватории исполнилось всего 7 лет.

Людмила Лядова, 1946 г.

Педагоги и студенты выступали много и в самых разных концертах. На сцену выходили легендарные музыканты-педагоги: ученик Генриха Нейгауза, сегодня известный, как создатель саратовской пианистической школы, пианист Семен Бендицкий и художественный руководитель Свердловского радиокомитета, один из организаторов симфонического оркестра Свердловского радиокомитета и филармонии, пианист и лектор Борис Певзнер, многие, многие другие. Ансамблем песни и пляски Уральского военного округа и организацией армейской самодеятельности руководили так же выдающиеся персоны: хоровой дирижер Владимир Гаврилов, композитор Григорий Белоглазов, чуть позже начал работать аспирант хоровой кафедры Владимир Глаголев. Лучшим бригадиром студенческих концертных бригад стала студентка, пианистка, певица, любимый в последующие годы всей страной композитор Людмила Лядова.

С первой и до последней точки войны консерватория работала не так, как привычно — в размеренном творческом темпе. Вуз стал пристанищем для эвакуированных служителей консерваторий Союза. Одна только Киевская была перемещена на Урал в полном составе. Количество педагогов, трудившихся в консерватории, намного превышало штатное ее расписание. Приходилось делить ставки даже для профессоров, но благодаря этому они имели «хлебные карточки», прожить без которых было почти невозможно. Большинство эвакуированных музыкантов расселили по неблагоустроенным домам и общежитиям. У консерватории их было два — во Втузгородке и на улице Фурманова. Проживающие в разных концах города педагоги и студенты ежедневно приходили в консерваторскую столовую и стояли в длинной очереди за постной похлебкой — «заварухой». Несмотря на проблемы с трудоустройством и бытом, преподаватели и воспитанники из лучших вузов страны помогли нашей консерватории (как и другим музыкальным учреждениям, театрам, филармонии, музыкальному училищу и школам) поднять на небывалую высоту организацию учебной, концертной, творческой работы.

Первая запись в книге приказов СГК о приеме эвакуированных музыкантов датируется 8 июля 1941-го. В этот день директором консерватории Н.Р.Бакалейниковым в консерваторию был принят основатель Белорусской композиторской школы, композитор Анатолий Богатырев. Десятью днями позже в Свердловской консерватории появился приказ под номером 156: «На основании распоряжения председателя комитета по делам искусств при СНК СССР товарища Храпченко М.Б. Я, Луфер А.М., с 18 июля 1941 г. приступаю к исполнению обязанностей директора Свердловской консерватории. Основание: Телеграмма от 10 июля 1941г.». Так руководить объединенными вузами — Свердловским и Киевским — на время военного лихолетья стал директор Киевской консерватории Абрам Михайлович Луфер. Многие административные функции управления взяли на себя киевляне. В 1943 году консерватория открыла кафедры хорового дирижирования и музыкальной комедии. Их первыми заведующими были киевские музыканты Александр Раввинов и Савелий Бергольц. Киевляне преподавали в вузе, в училище (оно тогда входило в единую структуру с вузом, и его возглавлял Ефим Толпин) и в музыкальных школах.

Из Москвы основной поток эвакуированных музыкантов пришелся на осень 1941-го, когда возникла угроза взятия столицы. В Свердловск были эвакуированы: оргкомитет Союза композиторов и Союз московских композиторов. Их руководители Рейнгольд Глиэр и Виссарион Шебалин стали преподавать в консерватории. Семьи многих композиторов были устроены в Чернобровском совхозе Белоярского района. Консерватория имела там свое подсобное хозяйство, на котором вуз проводил все полевые работы. Сами композиторы постоянно не жили в Свердловске: в основном, ездили с концертными ансамблями по тыловым и фронтовым воинским частям.

Студенты и преподаватели Свердловской консерватории

Консерваторский учебный процесс военной поры был расцвечен известными именами московской музыкальной профессуры: дирижер Александр Хессин, скрипач Давид Ойстрах, виолончелист Александр Стогорский, пианисты Григорий Коган, затем Генрих Нейгауз. Преподаватель музыкального училища при МГК Виктор Садовников стал деканом вокального факультета. Музыковеды Виктор Цуккерман, Лев Мазель, Михаил Пекелис, Даниэль Житомирский вели занятия в консерватории, читали лекции в филармонии. Тамара Цытович заведовала кабинетом истории музыки и организовывала лектории в госпиталях. Осенью 1943 года в Свердловске появился выпускник Московской консерватории Лев Христиансен, назначенный художественным руководителем Свердловской филармонии. Он так же читал лекции в консерватории и в 1943 году этот талантливый молодой музыкант основал Уральский русский народный хор. Педагоги московских музыкальных школ Ольга Гнесина и Анна Артоболевская занимались с учениками училища и десятилетки. А в училище тогда, к слову, получали знания два эвакуированных юных композитора — Эдуард Колмановский из Москвы и Алексей Муравлев из Ленинграда. Некоторое время спустя юноши поступили в Свердловскую консерваторию, где учились у Маркиана Фролова и Виктора Трамбицкого.

Программа акта выпуска 1944

Из небольшой группы ленинградских музыкантов в консерватории и в десятилетке в годы войны работали пианистки Надежда Голубовская (заведующая кафедрой специального фортепиано ЛГК) и Софья Ляховицкая, скрипач Михаил Рейсон. Профессор, историк музыки Михаил Друскин возглавил кафедру истории музыки. Ленинградская пианистка, профессор Наталья Позняковская стала заведовать кафедрой специального фортепиано в консерватории — вплоть до 1963 года. Из ленинградских детей в десятилетке учились младшие Муравлевы. Пианист Юра Муравлев (ученик Берты Маранц) стал первым лауреатом международного конкурса среди выпускников десятилетки (вуз он закончил в Москве у Генриха Нейгауза).

22 июня 1941