# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Свердловская картинная галерея

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Архивные фотографии из каталога «Эрмитаж спасенный» (изд. 1995 года)

Одним из наиболее значимых культурных событий военного времени стало уникальное сохранение произведений искусства величайшей мировой коллекции — Эрмитажа. Произведениям ювелирного искусства Ленинградской сокровищницы пришлось совершить вынужденное путешествие — самое дорогое и опасное — в 1941 году, в первые месяцы Великой Отечественной войны, в Свердловск, подальше от линии фронта.

Из материалов книги: «250 историй про Эрмитаж: «Собранье пестрых глав...» узнаем, что еще в январе 1941 года директор Эрмитажа Иосиф Орбели направил руководителям хранотделов музея руководящие материалы к спискам ценных экспонатов «Особой кладовой». Из них следовало, что «вся упаковка вывозимых ценностей должна быть закончена в течение четырех суток и пятых резервных, кроме вывозимых ценностей из „Особой кладовой“, упаковка которых должна быть закончена в течение суток».

По материалам книги: 250 историй про Эрмитаж: «Собранье пестрых глав…» в 5 кн. Кн.4.Ч.1/Государственный Эрмитаж. – Изд-во Гос.Эрмитажа, 2016. – 304с.:ил.

Разумеется, допуск к этой сложнейшей упаковке был лишь у небольшой группы специалистов, хранителей и реставраторов, умеющих работать с большой аккуратностью и очень быстро. Произведения коллекции европейского искусства были разделены по размерам и упакованы в шестнадцать ящиков. Две тысячи предметов упаковывали шесть суток. Каждый экспонат был завернут в папиросную бумагу и вату, более крупные изделия обкладывались подушками из стружки, затем помещалось в набитые стружкой ящики и сундуки. Все предметы тщательно описывались, как книги для каталога.

30 июня был отправлен первый эшелон с ценным багажом, военизированной охраной и сотрудниками. 9 июля первые эрмитажные экспонаты прибыли в Свердловск.

Кадры из к/ф «Великая Отечественная. На восток»

Сокровища были размещены в Свердловской картинной галерее, ведь вскоре после прибытия выяснилось, что именно здесь условия хранения соответствуют температурным нормам (собственная котельная способствовала этому). Кажется, немыслимо, ведь путешествие по всем залам Эрмитажа (350 залов) — это 20 километров. Если стоять около каждого экспоната или картины хотя бы минуту, понадобится 8 лет жизни. Проспект Ленина в Свердловске — 4,6 километра. Выходит, что можно четыре с лишним раза пройти по проспекту и все это время смотреть по обе стороны на картины, расположенные на разной высоте... Как же все это могло разместиться в здании галереи на улице Вайнера?

Архивные фотографии из каталога «Эрмитаж спасенный» (изд. 1995 года) Свердловская картинная галерея. Разгрузка коллекций Эрмитажа. Фотографии из каталога «Эрмитаж спасенный»

Это не только особое умение и расчет, но и искусство хранения, особая эргономика пространства. Для проверки сохранности искусствоведы и хранители постоянно производили вскрытия ящиков и тубусов (что было весьма затруднительно в условиях экономии буквально каждого сантиметра площади).

Из воспоминаний директора филиала Эрмитажа в Свердловске Владимира Левинсона-Лессинга

«Картины малого и среднего размера (примерно до 100х75 см) были упакованы в ящики с гнездами, образованными укрепленными вертикально на стенах параллельными рейками, обитыми сукном; картины прочно укреплялись между этими рейками посредством деревянных брусков. В одном ящике такого типа помещалось от 20 до 60 (в отдельных случаях и больше) картин. Наиболее крупные по размеру картины были сняты с подрамников и накатаны на валы… На каждый вал накатывалось от десяти до 15 картин, переложенных бумагой. Зашитые в клеенку валы укладывались в прочные продолговатые ящики и укреплялись наглухо на специальных стойках».

 

Разгрузка коллекций Эрмитажа. Архивные фотографии из каталога «Эрмитаж спасенный» (изд. 1995 года)

Сотрудники Эрмитажа продолжали выставочную и просветительскую работу. В первые годы эвакуации проводилось около десятка лекций в год, но постепенно работа музея возросла, и к 1944 году было прочитано 1156 лекций. Всего за время пребывания в эвакуации сотрудниками было прочитано около 2500 лекций, из них не менее 700 — в госпиталях, более 100 — в школах и во Дворце пионеров. Лектории организовывались для областного отделения Союза советских архитекторов, для педагогов города и области.

Лекция эрмитажных сотрудников в военном госпитале в Свердловске (1942-1944 г.г)

Ученые Эрмитажа работали в археологических экспедициях вместе с уральскими учеными. Неоценима помощь эрмитажников в развитии музейного дела, образования, художественной культуры, истории, археологии, фалеристики и др. При их активном непосредственном участии был открыт в 1944 году Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

После реэвакуации Эрмитажа руководство города приняло решение о расширении Свердловской картинной галереи за счет всех возможных источников — коллекций галереи, выделения финансовых средств и материалов для неотложного ремонта ее помещений. Открытие учреждения состоялось 15 января 1946 года. Кроме того, сохранилось официальное письмо директору Эрмитажа И.А.Орбели об оказании Свердловской картинной галереи помощи в ее становлении как крупного художественного музея республиканского значения. В обращении указывалось, что руководство Эрмитажа сдержало свои обещания военной поры и выразило готовность к выделению для пополнения коллекции галереи свыше 400 ценных экспонатов из собственных фондов — культурных ценностей в городе прибавилось.

Кроме Эрмитажа в Свердловск отправился Херсонесский археологический музей, который никак нельзя было оставлять в окруженном врагом Севастополе. Из музея успели вывезти лучшие экспонаты, но часть памятников осталась на месте, с тех пор их никто не видел.