# Национальный проект "Культура"# Год памяти и славы

Для того чтобы сделать портал Культура Урала удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.
Хорошо

Выберите регион, информация по которому Вас интересует.

Свердловский театр музыкальной комедии

Фотография танка «Артист Свердловской музкомедии». Из архива театра

Бессмертный полк

Татьяна Мокроусова

любимица сегодняшней публики, прима Свердловского театра музыкальной комедии

«В нашем театре есть свой Бессмертный полк — 33 человека, не вернувшихся с войны. Их имена выбиты на памятной табличке, висящей на стене в зрительской части театра», — рассказывает любимица сегодняшней публики, прима Свердловского театра музыкальной комедии Таня Мокроусова. Информацию о том, как жил музком в военные годы можно найти в разных источниках — в книгах, статьях, интернете. Но, когда о былом, об истории родного театра повествуют сегодняшние молодые артисты, где-то внутри щемит, и слезы мешают задавать вопросы. Так должно быть, так правильно, так живет крепкая семья.

Музкомедия дорожит и всегда дорожила своими, складывала бережно традиции по кирпичику, чтобы сегодня и всегда каждый из них мог рассказать с гордостью о том, как жилось предшественникам, основателям. «У нас принято знать ушедших, нас учат помнить прошлое, наставляют. Мы многое знаем из воспоминаний наших великих актеров: Николая Мягкого, Макса Биндера, Нины Датошвили. Массу информации черпаем из книги Марии Густавовны Викс „По волнам памяти“. Эта небольшое издание в 60 страниц наполнено болью, любовью, теплотой. Многое открываем и на традиционных музкомовских театральных вечерах „Это было... недавно“ — например, о тех, кто пережил страшное время, кто работал тогда, кто уходил на фронт и вернулся и о тех, кто не вернулся», — говорит Таня...

Мария Викс и Виктор Сытник. Отрывок из мюзикла «Черный дракон» Свердловской музкомедии

Начало войны застало музкомовцев в Москве. Это были первые гастроли театра — 20-е июня 1941 года. А 22-го началась война. Чтобы вернуться, актерам и работникам цехов театра нужно было преодолеть тяжелый путь домой: по дороге приходилось даже рыть окопы. Добирались не все сразу, частями. И, вернувшись в Свердловск, многие работники театра сразу отправились на фронт. Среди них главный дирижер театра Петр Горбунов, артист Юрий Чернов, артист Борис Коринтели, актриса Валентина Пимеенок, многие, многие другие.

Театр же продолжал работать. Работать много, круглыми сутками. Премьер в военное время ставилось в несколько раз больше, чем нынче — по 5-6 за сезон. На сцене был весь пласт советской оперетты и, конечно, классика: Кальман, Штраус, Оффенбах. В 1944-м поставили музыкальную комедию Владимира Щербачева «Табачный капитан», позже удостоенную Сталинской премии. Успех постановки был ошеломляющий. Благодаря кассовым сборам «Табачного капитана» удалось собрать средства на один из танков для Уральского танкового корпуса.

Фотография танка «Артист Свердловской музкомедии». Из архива театра

Легкие, веселые, жизнеутверждающие спектакли Музкомедии были востребованы как никогда — людям хотелось отвлечься, забыть об ужасах войны, набраться душевных сил, напитаться счастьем. И они шли за этим в любимый театр. Артисты работали на износ, играли по 2-3 спектакля в день. На представления театра достать билет было очень трудно. Но тех, кто ждал у дверей и кому даже «лишний билетик» не доставался, все равно пускали в гостеприимный дом. Актеры, незадействованные в идущем на сцене спектакле, мобилизовались, брали в руки баян, и играли в фойе или там, где было возможно разместиться, чтобы доставить зрителям радость. Давались и знаменитые ночные спектакли для тех, кто трудился на заводах до позднего времени. Невероятно то, что театр был открыт 24 часа. Под крышей всегда можно было согреться и выпить горячий чай. Даже ночью здесь оставались люди — не всем удавалось добраться поздно домой. В театре происходили удивительные встречи и даже свидания — об этом потом тепло и с благодарностью вспоминали свердловчане.

Артисты Свердловского театра музыкальной комедии в госпитале на Дне раненного бойца

Было не только тяжело, но и голодно. Когда актеры свердловских театров начали заболевать дистрофией, обком партии обратился к директорам крупных уральских заводов с просьбой помочь дополнительным питанием, и те, конечно, не отказали. Тогда театр музыкальной комедии был «прикреплен» к Первоуральскому новотрубному заводу — и это шефство спасло здоровье и жизни многих сотрудников.

В свободное от представлений время, актеры работали в госпиталях: помогали с ранеными: выполняли сестринскую и санитарную службу, стирали бинты, писали письма родным тех больных, которые в силу ранения сделать этого не могли.

Мария Викс вспоминала о случае, произошедшем во время одного из ее дежурств в госпитале. К артистке подошел главный врач и попросил тихонько спеть тяжело раненному, умирающему летчику... «Как Ваше имя?», — спросил фронтовик. «Маша», — ответила Викс. «Мою жену тоже зовут Маша. Спойте пожалуйста песню о летчиках». Артистка спела песню о дальневосточном летчике из спектакля. Визави взял ее за руку, поблагодарил и... ушел из жизни. С тех пор, эту песню она не могла исполнять больше никогда — происходил сильный спазм, она теряла способность говорить, слова застревали в горле...

Анатолий Маренич и Полина Емельянова на выездном концерте

Артисты театра получали много писем с фронта. Отвечали всем. Отвечали не просто так, а писали песни из оперетт, которые бойцы просили прислать, переписывая от руки ноты из партитур, перекладывая материал для тех инструментов, которые имелись на передовой — для гитары или баяна.

Вот уж и правда — музкомовцы всегда самоотверженно умели работать, дружить, помогать. За несколько месяцев до начала войны в театр обратилось за помощью общество слепых. Музкомедия взяла над незрячими шефство. А во время лихолетья, когда многие бойцы лишились зрения, артисты организовали для своих подшефных школу баянистов. Было и обучение, и теплые концертные встречи. Между военным госпиталем, обществом слепых и театром музыкальной комедии долгие годы была настоящая дружба.

Передача танков Уральскому добровольческому танковому корпусу от артистов театра

Возвращаясь к рассказу о боевых единицах для Уральского добровольческого танкового корпуса, на которые актеры собирали личные средства, стоит вспомнить о том, что в 1943 году в составе корпуса от Свердловской Музкомедии на фронт отправились три танка, на каждом из них было начертано «Свердловский артист Музкомедии». Артисты конечно же невероятно гордились этим своим вкладом... Спустя годы, уже после войны в театр пришло письмо от командира одного из танков. Фронтовик писал о том, что всю войну боевая машина прошла, осталась невредимой и защитила броней своего командира. Послание, как и многие и многие страницы военной памяти, хранится и сегодня в архиве театра.

Фрагмент видео «Свердловская музкомедия в годы войны. Рассказывает Галина Петрова»